Метеорологи и моряки знают такое явление, как «око или глаз бури». По своей сути, буря – это большой круглый смерч. По краям в ней дождь, ветер и прочая гадость, а в центре существует островок покоя. Солнечная погода, ясное небо и относительно тепло. Так что корабль, войдя внутрь такого места, может решить, что буря кончилась. Но правда состоит в том, что это лишь временная передышка. И продолжая свое движение дальше, моряки неизбежно вновь оказываются в объятиях шторма. Так происходит и с нашей страной.

Сейчас, когда в столица нашей страны стала объектом массового паломничества различных специальных посланников, что от ЕС, что от РФ, возникает невольное чувство, что самое страшное в российско-украинской войне, возможно, уже позади. Подобный неумеренный оптимизм подогревается продолжающимся падением цен на нефть. Это создает ощущение, что Путину проще сдать назад: забыть Украину как страшный сон и заняться внутренними проблемами, капитулировав перед Западом.

И, в принципе, подобные размышления имеют под собой некоторые основания. Однако проблема состоит в том, что роль России в нынешнем геополитическом спектакле не главная, у нее лишь основная роль второго плана. Для того, чтобы строить прогнозы на уже начавшийся 2016 год, нужно смотреть на картину нарождающегося многополярного мира в целом, а не через призму проблем нашего региона. Так что, давайте взглянем на ситуацию с высоты птичьего полета, и уже тогда решим радоваться нам или печалиться.

Общее положение дел

Окинув взглядом наш многострадальный земной шар легко понять, что РФ не является настоящим конкурентом США в борьбе за мировое господство. Настоящим соперником для американцев является Китай. И именно результат борьбы между этими двумя могучими державами определит, кто будет править планетой в дальнейшем. Китай, пожалуй, наиболее могущественная индустриальная держава планеты. Это не стремительно вымирающий сырьевой придаток, в отличие от России. Потому для него, в отличие от России, многополярное обустройство международной арены открывает новые возможности. В свое время, в 2009 году, президент Обама предложил КНР создать группу G2, в которую должны были войти США и Китай. Такой союз должен был бы разделить власть над миром. Однако Пекин отказался, продемонстрировав таким образом, что у него отсутствует желание с кем-либо что-либо делить.

Но пока ни Китай, ни США не стремятся к открытой конфронтации. Во многом причина состоит в экономических связях. Объем китайско-американской торговли только в 2014 году составил 555 млрд. долларов. Так что коллапс Китая – в любой форме – нанесет существенный вред американской экономике. Также ситуацию стабилизирует тот факт, что между Китаем и США огромная ассиметрия в военном плане. Китайская армия до сих пор уступает американской по всем параметрам. Это и создает впечатление, будто Америка может уничтожить своего конкурента в любое удобное для нее время. Зачем резать курицу, несущую золотые яйца, если у нее 1 авианосец, а у тебя их 10.

Естественно Китай, осознавая свое уязвимое положение, активно вкладывает ресурсы в построение своей армии и флота. Особенно активизировались их усилия сейчас. Падение темпов экономического роста сопровождается решительной милитаризацией экономики. Только в 2015 году военный бюджет Китая увеличился на 10,1%, составив 144,2 млрд. долларов. При этом Китай не ставит своей задачей закидать врагов мясом, вооруженным одной винтовкой на троих. Так, на фоне роста бюджета, состав армии был сокращен на 300 тысяч человек. Поскольку не числом, а умением. Тем не менее, не стоит забывать, что военный бюджет КНР составляет едва треть от расходов Пентагона. Однако этот факт частично компенсируется тем, что силы США разбросаны по всему миру, а КНР, в военном плане, пока интересует лишь ближнее зарубежье. С этой точки зрения, потенциальная война США с Китаем перестает выглядеть, как легкая прогулка для американцев, и разрыв между армиями двух ведущих мировых держав уже не кажется столь впечатляющим. Дома ведь и стены помогают.

И это лишь начало. Ближайшая пятилетка должна пройти под знаком кардинальной реформы китайских вооруженных сил. Предполагается радикальная перестройка всей китайской армии. Пекин планирует, что к 2020 году их армия должна быть готова к большой войне. Очевидно, что к этому сроку разрыв между США и КНР значительно сократится. Возможно, будет достигнут даже некоторый паритет, по крайней мере, на тихоокеанском театре военных действий.

Однако ключевой вопрос, возникающий в случае противостояния между Пекином и Вашингтоном, это вопрос союзников. Ведь, как известно, «гуртом і батька легше бити». Китай сам по себе уязвим. Он обладает индустриальными мощностями, но критически зависим от поставок топлива, сырья и продовольствия. Не надо нападать на него непосредственно, достаточно лишь взять в блокаду. Именно отсюда растут ноги у интересов Китая на Ближнем Востоке, в Африке и проекты построения нового Шелкового пути через Среднюю Азию.

Если мы взглянем на Ближний Восток, то увидим, что регион изначально поделен между суннитами и шиитами. Это закладывает основы для противостояния на этой территории. Сунниты являются большинством в регионе, и именно с ними традиционно дружат США, а шииты – это Иран, Ирак и Сирия. Очевидно, что две последние страны фактически не могут быть чьими-то союзниками, они едва способны помочь самим себе. Подробнее о происходящем в регионе я писал в статье «Почему халифат ИГИЛ очень опасен для мира»

Иран же является крупным игроком на международной арене и проявляет склонность ориентироваться на Китай. По той причине, что Тегеран видит в Китае единственную силу, которая реально может противостоять США. Американцы, при всем желании, не могут создать с Ираном устойчивый союз, поскольку совершив такой шаг, они войдут в конфликт практически со всем остальным мусульманским миром.

Иранские поставки нефти закрывает от 11 до 14% потребности КНР в этой разновидности горючего. При этом Китай был и остается одним из крупнейших торговых партнеров Ирана. По словам главы совместной Ирано-Китайской торговой палаты Асадолла Асгароулади, товарооборот между двумя странами за 2015 год достиг 52 млрд. долларов. 55% составляет иранский экспорт в Китай, с учетом нефти и ее производных, а 45% поставка китайских товаров в Иран. При этом, согласно иранским планам на шестую пятилетку, 2016-2020 годы, товарооборот между Китаем и Ираном должен ежегодно расти на 20%.

Следующим союзником Китая в мусульманском мире, с населением 180 млн. человек, является Пакистан. Его большой бонус состоит в наличии ядерного оружия. КНР является вторым по величине торговым партнером этой страны и самым крупным поставщиком оружия. Пакистан дружит с Китаем, поскольку США традиционно ориентируется на Индию, самую крупную силу региона. Индия превосходит Пакистан по всем параметрам и многократно побеждала его в войнах. По сути, единственной причиной существования Пакистана по сей день является ядерное оружие и поддержка Китая. Пакистан выступает связующим звеном между Китаем и Ираном, делая возможным их прямую коммуникацию по суше. К сожалению, страна внутренне нестабильна. Причем настолько, что Китай уже прямо предлагает правительству Пакистана разместить на его территории свои воинские контингенты. Однако Пакистан пока отнекивается, великолепно понимая, что введение в страну китайских войск, фактически будет означать отказ от суверенитета.

Популярні новини зараз

СтратКом ЗСУ підтвердив перше у світі застосування міжконтинентальної ракети проти України

Росія продемонструвала можливість ядерного удару по Україні, - Defense Express

Зеленський підписав закон про позбавлення держнагород за пропаганду країни-агресора

США сильніші за Путіна: Зеленський розкрив ключ до завершення війни в Україні

Показати ще

Таким образом, легко увидеть, что союзники у Китая есть. И это не только мелочь вроде Северной Кореи или Бирмы, но и действительно чего-то стоящие страны. Однако этого категорически недостаточно, чтобы победить в борьбе за мировое господство.

И тут на сцену выступает Россия. В свое время, в 2011 году, выдающийся американский политолог Эдвард Люттвак посетил МГИМО и практически все свое выступление посвятил тому, что если Китай бросит вызов США, то он будет неминуемо разгромлен. Если Китай объединится с РФ, тогда у него появится какой-то шанс. Но и в этом случае он все равно будет разгромлен, а Россия будет разгромлена заодно с Китаем. Потому лучшее, что может сделать РФ, это сидеть тихо и подпевать Дяде Сэму. И никогда не дружить с «агрессивным» империалистическим Китаем. Российские эксперты ему дружно не поверили. И прямо сказали, что понимают, что их страна владеет «золотой акцией», которая решит, кому будет принадлежать мировое господство. В общем, это очень интересное видео и владеющим английским языком будет поучительно посмотреть все выступление.

Однако из этого становится понятно одно: в нынешней геополитической ситуации грозное геополитическое молчание Китая продолжаться уже не может. Если Китай не начнет действовать, то он рискует лишиться своего потенциального ключевого союзника. После чего Америка, без особых усилий, дестабилизирует или переманит на свою сторону Пакистан и Иран, а дальше спокойно расправится с КНР, устранив своего крупнейшего конкурента со времен Советского Союза.

Сейчас очевидно, что без дальнейших крупных нефтяных поступлений в бюджет, крах России фактически неизбежен. Это вопрос ближайших года-двух. Это понуждает Китай к действию. Несмотря на его очевидную неготовность к военному противостоянию со США.

Перспектива глобальной гибридной войны

С каждым месяцем РФ слабеет и все более нуждается во внешней поддержке. Таким образом, Китай оказывается загнанным в ловушку: если он начнет оказывать массированную поддержку России, это фактически означает, что Пекин в обозримой перспективе претендует на мировое господство. Формирование российско-китайского альянса, по сути, является актом войны. В результате этого ситуация в масштабах всей Евразии и Африки резко обострится.

При этом ни Китай, ни Россия фактически еще не готовы к войне. Поэтому они тянут время. Ведь каждый месяц мира – это новое оружие, функционирующие торгово-экономические связи, возможность проводить реформы в более-менее спокойной обстановке…

В своей книге «Мир через 100 лет» Джордж Фридман, глава частной разведки STRATFOR, говорит о том, что ключевая особенность, которая необходима для понимания внешней политики США, состоит в том, что Америке безразлична геополитическая стабильность на территории Евразии и Африки. По сути, США находятся на острове, потому все, что происходит на нашем континенте, их затронет постольку поскольку. Американский эксперт говорит о том, что в национальных интересах США не атаковать врага непосредственно, а разрушать его «систему жизнеобеспечения», чтобы потом позволить разрухе и социальному хаосу уничтожить соперника.

Естественно, Фридман в своей книге деликатно обходит вопрос РФ и Китая. По его словам, Россия развалится в силу демографических проблем, а КНР упадет вслед за своей экономикой. Вот просто эти две державы сами упадут, без вмешательства США. При минимальном навыке чтения между строк «умному достаточно».

Потому создание российско-китайского альянса с неизбежностью запустит маховик глобальной гибридной войны. США начнет дестабилизировать Среднюю Азию, поскольку это стратегически важный для РФ, Пакистана и Китая регион. Развалив его, можно начать войну внутри «мусульманских» субъектов РФ и отрезать Китай от энергетических ресурсов Ближнего Востока и непосредственно самой Средней Азии.

Китай, РФ и Иран начнут дестабилизировать Ближний Восток. Ведь чем больше хаоса там, тем выше нефть, а значит Китаю не придется содержать Иран и Россию. При условии, что последние смогут сохранить выход на мировой рынок нефти. Опять-таки дестабилизация этого региона может побудить США начать интервенцию, чтобы не допустить полного развала региона и потенциальной победы ИГИЛ или Ирана.

В Африке переплелось множество интересов, там гибридную войну даже начинать не надо. Она там и не заканчивалась, с этого континента кормятся все. А значит, он очень быстро превратится в поле боя. Заодно может прилететь и Индии, если она решит поучаствовать в «празднике жизни» и сыграть на стороне США. На территории этой страны более чем достаточно сепаратистов и террористов.

Таким образом, в ближайшие месяцы, после публичного объявления о российско-китайском альянсе, вы сможете узнать из новостей, что в местах, о которых вы никогда не слышали, есть конфликты, о которых вы никогда не знали. И там живут люди, которые могли бы в ИГИЛ вести курсы по повышению квалификации в плане жестокости. Обе стороны будут от души поливать бензином все тлеющие конфликтные угольки, до которых только смогут дотянуться.

Логичным следствием этого хаоса станут огромной интенсивности миграционные потоки, по сравнению с которыми беженцы из Сирии просто цветочки, и глобальный экономический кризис, невиданного ранее масштаба. Ведь перебои с поставками сырья, помехи для транспортировки продукции и схлопывание рынков Третьего мира с неизбежностью нанесут огромный вред мировой экономике. В результате, на протяжении ближайшей пары-тройки лет, переход к прямым боевым действиям между великими державами практически неизбежен.

Поскольку либо Китай и РФ окажутся на грани катастрофы, и значит им уже терять нечего, либо США поймет, что попытка подрыва государств противника чужими руками потерпела неудачу. И тогда Вашингтон, пока обладая решающим преимуществом в сфере обычных вооружений, решит нанести удар.

Выводы

Вся мировая политическая система сейчас находится на грани коллапса. Это вызвано подъемом новых центров силы, что с неизбежностью ведет к переделу мировой политической карты. В этом аду сталкивающихся геополитических плит Украина, к сожалению, вынуждена оказаться одним из важных, хотя в целом и второстепенных фронтов. Печальный факт состоит в том, что не принять участие в намечающемся «празднике жизни» нам, очевидно, невозможно. Однако ближайшие несколько месяцев, возможно год, мы будем наблюдать относительное затишье на нашей территории.

С одной стороны, Россия однозначно приближается к краю пропасти. Запас ее ресурсов исчерпан, и без резкого повышения цен на нефть ее дальнейшее противостояние с Украиной и странами Запада является невозможным. Сейчас эта страна практически живет за счет старых запасов. И пока не произойдет резкое повышение цен на нефть, РФ будет все сильнее уходить в пике. Потому России нужна передышка перед финальным рывком, который определит ее дальнейшую судьбу.

С другой стороны, странам ЕС, особенно старой Европе, нужно чтобы у нас была тишь, гладь да Божья благодать ближайшие месяцы. У них проблемы с мигрантами и целостностью ЕС. Сейчас их беспокоят внутренние проблемы и тот факт, что социалистические политические элиты имеют все шансы потерять место у кормушки. В результате чего к власти придут правые с характерными для них склонностями к великодержавности и шовинизму. Это приведет к тотальному переформатированию европейского пространства. На этом фоне А. Меркель и Ф. Олланду нужно показать, что они хоть что-то могут. «Завершение» войны и нормализация отношений с Россией, чем не достижение?

США в ближайший год будут оставаться пассивными. Барак Обама уходит и не может, а также, скорее всего, не хочет развязывать новые войны. В конечном итоге, он выполнил свою миссию. Вытащил Америку из экономического кризиса и провел целый ряд реформ. Не его вина, что он не смог изменить международную арену в лучшую сторону. Это было выше уровня полномочий даже американского президента.

Китай, как мы уже говорили, пытается разобраться с экономикой и готовит армию к войне. Каждый месяц отсрочки ему на вес золота. Потому он будет спешить очень медленно.

В результате все высокие заинтересованные стороны стремятся к тому, чтобы в Украине все было спокойно в ближайшее время. Опять-таки наша политическая элита вновь не способна совершить никаких адекватных шагов на внешнеполитической арене и лишь продолжает идти на поводу у внешних сил. Но в нынешней ситуации этого достаточно. Учитывая общую заинтересованность в том, чтобы утихомирить ситуацию в нашей стране, всем внешнеполитическим игрокам нужно, чтобы нынешний режим просуществовал еще какое-то время.

Можно предположить, что сейчас в дипломатических кулуарах активно идут торги. Естественно, не между Украиной и кем-то, а между реальными геополитическими силами. И целью этих торгов выступает самоопределение России. С кем вместе пойдет в бой кремлевский медведь? Вот ключевая интрига планеты.

В этом случае Запад должен пообещать что-то очень сладкое для того, чтобы переманить РФ на свою сторону. Это будет, как минимум Украина, и, скорее всего, что-то еще в придачу. Потому, если наша страна внезапно развалится и будет поделена между Россией и некоторыми нашими западными соседями, при чисто символических криках о том, что это нарушение международного права, вы должны понимать, что они договорились, и Россия будет воевать против Китая. Или занимать нейтральную позицию, но это очень маловероятно.

В случае, если РФ склонится к китайскому блоку, то для нашей элиты настанут «золотые деньки», а для народа продолжатся «темные времена». Поскольку наша страна выступит одним из прокси-государств для войны между США и РФ. Из плюсов: в режим Порошенко, если он еще будет существовать, будут вкладываться деньги. В нашу армию, скорее всего, поступит американское оружие и инструктора в действительно значимых масштабах.

Только вот субъектность нашей страны устремится к нулю. И логичной для американцев задачей будет подготовить нашу армию по максимуму, а потом спровоцировать сюда вторжение России. Учитывая пропагандистскую истерию в кремлевских СМИ, думаю, им будет не трудно заставить Путина ввести войска. В конечном итоге, каждая локальная схватка ослабляет врага перед решающей битвой.

На этом фоне политическая стабильность нашей страны является тем фактором, который может, как отсрочить, так и ускорить крах нынешней международной архитектуры безопасности. С одной стороны, дестабилизация Украины может вынудить высокие договаривающиеся стороны перейти к действиям, завершив переговоры раньше, чем планировалось. А с другой стороны, возможно, переговоры будут столь важны, что дестабилизация еще одной страны третьего мира выступит лишь одним из значительных, но второстепенных аргументов.

Таким образом, можно констатировать, что затишье, которое мы сейчас наблюдаем, это лишь краткий антракт между первым и вторым актом общемировой драмы. И хотя оно продлится еще некоторое время, мечтать о мирном распаде России или о замороженном конфликте на Донбассе не стоит.

От «Хвилі»: В развитие темы рекомендуем текст Юрия Романенко 2012 года «Угроза глобальной войны: движущие силы, противоборствующие коалиции и перспективы Украины»