Что объединяет в единое целое такие разные факты как фотографирование президента Белоруссии Лукашенко с сыном, и с президентом США Обамой на приеме в Белом доме, куда демонстративно не пустили президента России Путина. А также нежелание Минска дать согласие на строительство огромной военной базы России на своей территории и неожиданное снятие с Белоруссии западных санкций, наконец — присуждение Нобелевской премии белорусской писательницы Светлане Алексиевич?
Только одно – Лукашенко как президент Белоруссии, в отличие от Путина, созрел к переменам. Это уже видит и Запад и Путин. Обе стороны готовятся сыграть белорусскую партию. Теперь проблема в том, кто первым начнет и какими методами. Постепенно Белоруссия, наряду с Украиной и Сирией, становится очередным площадкой противоборства Запада с Путиным.
Белоруссия начинает осторожный геополитический дрейф в сторону Запада. Это дистанцирование от путинской России связано совпадением ряда внутриполитических и внешнеполитических факторов. Лукашенко прекрасно понимает, что он не вечен, а его любимый малолетний сын, не смотря на «тусовки» с Обамой, участие в военных парадах и государственных праздниках, не сможет удержать власть. Поэтому Лукашенко понимает, что ему надо найти преданного преемника ,который позволит ему дальше играть роль белорусского Ден Сяопина — реформатора Белоруссии. Запад согласен с этой моделью политического будущего семьи Лукашенко. А Путин прекрасно понимает, что в условиях стремительного сужения сферы господства и влияния России в мире и ее самоизоляции, Кремлю нужна в Белоруссии надежная и простая марионетка, которая бы не изображала из себя отца нации и не спорила с Путиным. Так что столкновение Лукашенко и Путина неизбежно. Но Лукашенко прекрасно понимает, что в политике «спасение утопающих — дело самих утопающих» и пытается обезопасить себя. На внешнеполитическом фронте
Лукашенко понял, что Путин становится не только ненадежным партнером, но и опасным, способным в любой момент обратить свой взор на Минск. Ему ведь нечего терять, в отличие от Лукашенко. Белорусский президент уже давно понял, что Путин начисто проиграл борьбу за Украину. Он не хочет, чтобы падение режима Путина, как тонущий Титаник затянула и его лично в водоворот истории.
Пока у Путина нет формальных поводов свергать Лукашенко, но и Лукашенко уже нет оснований верить Путину. Какой метод свержения Лукашенко выберет Кремль, покажет время. Это может быть и банальный дворцовый переворот и отравление (как Ющенко) или попытка проведения «цветной» революции, как это Кремль сделал в Киргизии, недавно в Армении и сейчас делает в Молдавии. В старте украинского Евромайдана тоже чувствовалось влияние Кремля, но потом Путин потерял контроль над ситуацией Украине. Так как с «революциями» у Кремля не слишком хорошо получается, то Путин, видимо, ограничится либо политическим покушением на Лукашенко или переворотом. Учитывая жесткий авантюрный стиль Путина во внешней политике, вероятно попытка избавиться от Лукашенко будет не мягкой, а жесткой и брутальной. Путину важно показать всему миру, что он сильный политик. А расправа над Лукашенко будет хорошим предупреждением для стареющего и мудрого президента Казахстана Назарбаева, который думает, что его минет горькая чаща геополитических интриг Путина.
Но, независимо от выбора Путиным методов «наказания» Белоруссии за попытку бегства с горящего и тонущего евразийского корабля, резкое обострение политической ситуации в этой стране заставит Украину быстро определяться в своих геополитических ролях.
Изображение: Юрий Романенко