Осень – будет «горячей» для Украины. Население в полной мере ощутит влияние кризиса, война на Донбассе будет идти своим чередом. Медленные украинские реформы, возможно, медленно будут двигаться вперёд. Ну к этому стоит ещё добавить такую мелочь как расшатка ситуации внешними силами и внутренними борцами за счастье народное. Короче, полный набор радостей для думающей части населения – дай Бог разобраться. Однако, возле границ страны разворачивается не менее интересный сериал, который в так же может повлиять на успешность проекта Украина. Это – президентские выборы в Беларуси. Или, если быть более точным, попытка провести очередные выборы А. Лукашенко.

О важности этой страны и её позиции в данной ситуации писал неоднократно. Равно как и о периодических попытках Лукашенко «сбалансировать» российское влияние на экономику и политику «синеокой». В этом отношении украинский кризис подарил для Республики Беларусь уникальную возможность. Чем осторожно и начал пользоваться официальный Минск. Повторяться не буду — писал об этом в недавнем тексте.

Но в разрезе электоральной кампании приведу пару тезисов:

1. Впервые за время президентства А. Лукашенко такая важная избирательная кампания проходит на фоне экономического кризиса.

2. Официальные власти (так же впервые) идут на выборы под антипопулистскими лозунгами. Звучат разговоры о крайне низкой производительности труда и энергозатратности экономики (украинцам обольщаться не стоит. По первому параметру дела у соседей в 1,9 раз лучше. По второму и того более — в 2,1 раза).

3. Основные спонсоры беларуского режима, у которых он мог «взять немного длинных и дешёвых денег» — Россия и Китай – так же не в лучшем состоянии. И они в обмен на кредиты будут просить существенных уступок либо в политике либо в виже продажи части ключевых активов Беларуси.

4. Республика Беларусь в Украинском конфликте заняла удобную для официального Киева позицию. С одной стороны держит дистанцию с РФ и даёт площадку для переговоров. С другой — активно продаёт Украине ресурсы и продукцию двойного (а зачастую и военного) назначения.

5. Во внутренней политике Беларуси всё более ярко проступают мотивы защиты независимости и культурной самобытности. Это резко контрастирует с 15-и летними рассуждениями о «интеграции и братских народах».

6. При всём этом страна не становится более демократичной. Режим Лукашенко в области контроля над СМИ и борьбы с инакомыслием не слишком отличается.

7. Беларуская оппозиция, увы, слаба как никогда. Это касается, кадрового потенциала, финансовых ресурсов и даже уровня планирования.

8. Официальный Кремль более чем недоволен позицией Беларуси в Украинском кризисе. Но ресурсов на быструю операцию, аналогичную «крымнаш» пока не имеет.

И вот на этом фоне объявляются выборы. Тут, стоит отметить, Лукашенко немного упустил время. Его коллега Назарбаев провёл молниеносную кампанию в самый неудобный для Кремля момент — время осенне-зимней эскалации на востоке Украины. И гарантировал себе несколько относительно спокойных лет.

В Беларуси выборы пройдут 11 октября 2015 года. В данный момент идёт регистрация инициативных групп по выдвижению кандидатов. Длинная и непонятная фраза? Всё просто. Согласно законодательству кандидатом в президенты может стать гражданин страны за выдвижение которого поставят свои подписи 100 тысяч избирателей.

Популярні новини зараз

Українцям доведеться платити за в'їзд до Євросоюзу з 1 січня

Нова пенсійна формула: як зміняться виплати для 10 мільйонів українців

40 тисяч гривень в місяць та понад рік на лікарняному: названі ключові зміни у соціальному страхуванні

"Київстар" змінює тарифи для пенсіонерів: що потрібно знати в грудні

Показати ще

Таким образом вначале регистрируется группа, которая эти самые подписи будет собирать. Потом период «подписной кампании». Он занимает месяц (и стартует уже 21.07). Далее, проверка подписей, регистрация кандидатов, агитация и непосредственно голосование. Про подсчёт не пишу — специфика «определения победителя» редко имеет что-то общее с реальными данными голосования. Простой пример – уже до 24 часов есть данные практически по всем участкам. А наблюдатели стоят метрах в 10-15 от места подсчёта. А между ними и бюллетенями — мощные филейные части членов комиссии. Это – привычный алгоритм выборов в Беларуси. Но речь пойдёт не об особенностях избирательных кампаний. А о том, что ещё отличает выборы-2015 от того, что было ранее.

Создание привычного расклада избирательной гонки

Александр Лукашенко сделал всё возможное, чтобы лишить своих оппонентов ресурсов: людских, интеллектуальных, медийных и финансовых. Процесс занял долгие годы. Включал как успехи так и не слишком эффективные шаги:

  • В конце 90-х наиболее яркие лидеры либо «исчезали», либо внезапно умирали от различных болезней. Совпадение, понимаете. Следствие по ряду фактов, кстати, до сих пор идёт.

  • Потом настала очередь СМИ. Часть закрыли принудительно. Для остальных создали «уникальные» условия. Например, стоимость печати и бумаги для газет и журналов не одинакова. Существует три ценовых ниши: для государственных, для неполитических негосударственных изданий. И для независимых общественно-политических. Разница в ценнике между первой и третьей группой в разы (в некоторые годы на порядок).

  • Далее была попытка создать мощное молодёжное движение. Оно было создано, да вот беда, молодые люди всё равно приходили в обычные НПО. А оттуда иногда в политику.

  • После 2003 власть начала действовать более изощрённо. В отношении бизнеса всё просто: поддерживаешь любую активность (кроме «прогосударственной благотворительности») — получи тучу проверок. И в перспективе отсидку для владельца компании. Естественно, по экономическим статьям УК.

  • В это же время прошла волна зачистки НПО. В первую очередь пострадали те, кто аккумулировал знания, технологии и ресурсы. На этом же этапе изменения законодательства поставили «вне закона» практически любые грантовые программы. Для получения средств НПО вынуждено дожидаться разрешения государственных органов.

  • Были и массовые посадки оппозиционных лидеров. Часть по уголовным статьям, напрямую не связанным с политикой. Это единицы (число политзаключённых как правило не превышало «лимита» в 20-30 человек). Но вот по статьям административного кодекса речь шла о сотнях. Причём некоторые «хулиганы» умудрялись вновь сесть «на сутки» сразу на проходной изолятора. И так за год набирали до 3-4 месяцев за решёткой.
  • В 2008-2010 годах был шанс на приход новых людей в политику. Но этого не произошло. Власти страны на фоне кризиса существенно облегчили регистрацию своего бизнеса. В результате думающие люди пошли зарабатывать деньги. А в первые 2-3 года раскрутки своей компании мало времени остаётся на сон. Не говоря уже о политической либо общественной активности.

На этом фоне все электоральные кампании проходили при привычном раскладе сил. С одной стороны А. Лукашенко (либо, как в случае с парламентскими выборами, заранее утверждённый список будущих депутатов). С другой вечно пытающаяся объединиться оппозиция. К слову, полного объединения либо координации на уровне «1 кандидат на округ» так никогда и не происходило. Между этими двумя лагерями были и «случайные» люди.

Шло время, но расклад существенно не изменялся. Разве что со стороны Лукашенко появлялись «утверждённые» противники, роль которых сводилась к демонстрации демократичности процесса.

В рядах оппонентов с каждым годом ситуация ухудшалась. Достаточно сказать, что сегодня даже объединёнными силами оппозиционный лагерь на парламентских выборах не может покрыть все округа кандидатами. Про тотальное наблюдение говорить не приходится уже с 2006 года.

Что касается «случайных» кандидатов, то с их количество уменьшалось год от года. Что вполне объяснимо — власть не желала появления новых сил в оппозиционном поле. И достаточно резкая реакция (посадки на долго) была её прогнозируемым ответом.

Попытки либерализации предвыборной гонки 2010 года привели к всплеску активности на площади. Последовали жёсткие репрессии. При этом, уже в конце 2010 обозначилась ещё одна тенденция: лидеры оппозиции призывали людей на акцию, но не могли сформулировать ни целей этой самой акции, ни требований. То есть вышли, чтобы выйти. Как, впрочем и на большинство «регулярных» митингов и шествий. Это как ритуал: 25 марта, 26 апреля, 1 мая (соцдеки и комунисты), конец июля, 8 сентября, 2 ноября. Просто календарные даты, на которые «надо что-то провести». И такой порядок дня лучшим образом иллюстрирует кризис идей в стане оппонентов Лукашенко.

Таким образом политическая жизнь в выборный год идёт по следующему алгоритму:

  1. Оппозиция на одной из «регулярных» акций объявляет что идёт за властью.

  2. Потом долго и безуспешно пытается найти компромисс со своими союзниками. Безуспешно.

  3. На моменте выдвижения кандидатов проходит «праздник демократии» — оппозиционеры «безнаказанно» общаются с народом. Месяц.

  4. Регистрация кандидатов. Оппозиция привычно идёт несколькими колоннами. Ещё месяц праздника демократии. И попыток сформировать единую систему наблюдения. Тоже безуспешно.

  5. День голосования и «акция протеста» без целей и требований.

  6. Репрессии и посадки тех, кто своим поведением продемонстрировал большую эффективность — дабы остальным было неповадно.

Это привычный цикл беларуской политической жизни. Учитывая разнесённость во времени парламентской и президентской кампаний а так же кампании по выборам депутатов местных советов, оппозиция получает видимость целей каждые 2-3 года. Власть отслеживает появление новых лидеров и эффективно их нейтрализует.

Выход из данной ситуации один — вырваться за рамки привычного алгоритма. То есть предложить новую идею и новый алгоритм действий. В этом году такое может случиться. Но, увы, не благодаря оппозиции. И не по воле Лукашенко. Как ни парадоксально, обе эти силы могут оказаться по одну сторону баррикад. Что не означает, что они станут союзниками.

Выборы 2015 — новый формат

Как уже писал выше, выборы 2015 года проводятся в условиях абсолютно нового баланса внешних сил. Сюда же стоит добавить потенциальное согласие Европы и США признать «относительную демократичность» выборов при отсутствии явных репрессий. Официальный Минск рассчитывает использовать данный шанс для нормализации отношений с западом и ослабления зависимости от Кремля.

Оппозиция видит изменения политики Лукашенко. И видит угрозу от России. Но встать на одну сторону с президентом-диктатором означает отказаться от своих ценностей. Для других (у которых ценностные координаты более размыты) мотивация проще – они попросту не знают как возможно работать в новых условиях. При этом и те и те пока не способны сформулировать цели и задачи на электоральную кампанию.

Первые намерены выдвинуть кандидатом в президенты Николая Статкевича – политика, который выдвигался в 2010-м и до сих пор сидит за решёткой. Мотивация — привлечь внимание к теме политических репрессий в стране. А так же в сложной ситуации выбрать позицию «моральной чистоты». При этом о победе на выборах инициативная группа разговоров не ведёт. Получаем «участие ради того, чтобы напомнить о морали». Не худший вариант. Но не направленный на победу.

Вторые объединились и выдвинули женщину-кандидата. Которую с помощью предвыборных технологий надеются вывести на уровень политиков первой десятки. При этом сама кандидат как и её команда слабо представляют что в случае успеха делать со страной. Типичный пример — первый посыл избирателям «чтобы ваша жизнь была как в телевизоре». То есть ни сама кандидат в кандидаты ни её технологи не способны выйти за рамки координат, предложенных Лукашенко. Фактически они всего лишь хотят реализации популистской «сказки от первого президента Беларуси».

Интересна и политика власти. Необходимо продемонстрировать свободу выбора. И несостоятельность оппонентов. Спешно регистрируются инициативные группы по выдвижению целого ряда кандидатов. Как обычных «работяг-предпринимателей», так и (учитывая наличие женщины-кандидата у оппозиции) по гендерному принципу. Причём мотивация тех, кто собирается бороться за высший пост умилительна «стояла на кухне, готовила ужин, муж сказал — иди в президенты», «руководство посоветовало выдвинуться», «Бог благословил А. Лукашенко на 21 год президентства. 21 год прошёл. Думаю, надо выдвигаться».

Но есть и ещё одна группа. Которая ранее не была замечена в политических раскладах. Это кандидаты, явно выступающие с позиций «русского мира». Таких сразу два: руководитель «белорусского казачества» и предприниматель-организатор «медовых фестивалей». Оба не скрывают своих симпатий к РФ. Оба открыто выражают неудовольствие изменениями во внутренней и внешней политике Беларуси. При этом пока осторожны в критике Лукашенко.

К ним стоит добавить нетипичную активность бывших кандидатов в президенты (или в депутаты), которых формально причисляют к оппозиции. Речь идёт об упомянутых «случайных» кандидатах, которые за свои действия попали под маховик репрессий. Как минимум двое из этой группы активизировали свою деятельность. И, о совпадение, снова таки с позиций «русского мира». Один создаёт сеть информационных ресурсов. Второй — общественное движение.

Оба уверены в финансовой устойчивости своих проектов и их «общественной поддержке».

Таким образом можно смело утверждать, что впервые за историю президентских выборов Россия открыто может вмешаться в ход кампании. Естественно, участие Кремля просматривалось и раньше. Как, например, в 2010-м. Но тогда Москва вкладывала деньги и ресурсы в раскрутку формально «национально-ориентированной оппозиции». Сейчас появились кандидаты, открыто выступающие с позиций Российской Федерации.

Чего ожидать?

Говорить о намерении Москвы снять Лукашенко пока преждевременно. Скорее всего такие кандидаты в президенты нужны Путину как дополнительный козырь в переговорах с беларуским диктатором. Всегда можно «открыть консерву новой политической силы». И достаточно быстро, используя медиа-влияние РФ на Беларусь раскрутить необходимого кандидата.

В случае, если официальный Минск пойдёт на резкий разрыв с Москвой — есть вероятность сбора «майдана». Но пророссийского. Это позволит с одной стороны продемонстрировать миру приверженность Кремля идеям демократии, снять неугодного президента. А на внутреннем рынке показать силу российской дипломатии. Последнее особенно важно, если кризис в Украине будет развиваться по наихудшему для России сценарию.

Видит ли это Лукашенко? Естественно видит. Но идти на привычные резкие шаги, увы, не может. И тому несколько причин:

  1. Необходима нормализация отношений с западом. А репрессии во время электоральной кампании — далеко не лучший фон.

  2. Беларусь пока не может себе позволить резкий разрыв отношений с Россией.

  3. Нет гарантий полной управляемости силовым блоком. Агентура Кремля никуда не делась. И события в Украине доказали, что процесс чистки управленцев — весьма долгий.

Поэтому скорее всего будет выбрана тактика мягкого выдавливания про российских кандидатов. В частности, через проблемы в регистрации инициативных групп либо на моменте проверки подлинности подписей.

Но вероятность явного «кандидата Кремля» высока как никогда. Как и вероятность проведения яркой и агрессивной кампании таким человеком. При её успехе мы будем свидетелями:

  1. Появления «нового лидера» среди оппонентов Лукашенко

  2. Яркой кампании, которая будет направлена не только против последнего диктатора Европы, но и против национально-демократических сил в Беларуси

  3. Организации массовых «акций протеста». Которые будут финансироваться из Москвы. И, возможно, проходить под про российскими лозунгами.

  4. В случае успеха пп. 1-3 — компромисса между ЕС и РФ. Где Беларусь будет одной из разменных монет. В том числе и по Украинскому вопросу. (6 областей РБ, в обмен, например на «нормализацию» на Донбассе).

Вероятность такого сценария велика. Ведь разговоры о компромиссах по Украине (без участия Украины) так же не на пустом месте возникли. Будет ли реализован сценарий во многом зависит от самих беларусов. В том числе элит. И команды Лукашенко и оппозиции.

Что касается Украины, то полная «сдача» Беларуси будет означать возврат в отношениях между ЕС — США и Россией на рельсы «реал политик». И успех по одному направлению будет означать дальнейшие договоры по остальным. Крыму, евроинтеграции Украины и так далее.

Текст понравился? Не откажусь от «спасибо». Принимается лайком, словом либо копейкой.

Текст заказной? Ага! Заказчиками могут считать себя все, перечислившие умеренную сумму автору.

Полученные деньги идут мне на пиво а так же:

1. пересылаются одному из отрядов спецназа ВМС Украины

2. Тратятся на подарки или угощения детям из Ворзельского детского дома.

Реквизиты:

Карточка привата: 5168 7423 0834 3288

Вебмани: U247333217329 или Z293974971904