«Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек…» — это проклятие России вот уже многие сотни лет не позволяет ей превратиться в жизнеутверждающую цивилизацию. Слишком много территории, слишком много ресурсов, слишком слабые мотивации к труду, к интеллектуальным усилиями и к свободе.

Однако главной причиной является все-таки татаро-монгольское рабство, стыдливо называемое в России Игом. Это рабство надолго закабалило русскую душу, превратило ее в верноподданнический инструмент власти. Вся загадочность русской души состоит в сочетании рабской покорности русского человека своей судьбе и своей власти, а также возникающего в трансгрессивной энергетике периодического творческого бунта.

Когда всю территорию и все ее ресурсы нельзя объять мышлением и свободным предпринимательством, ими приходится овладевать властью и принуждением общества. Считается, что большая часть территории России непригодна для комфортной жизни. И если это так, то распространение по ней либеральных мотиваций — индивидуальной свободы, территориального самоуправления, независимого от государства предпринимательства — неизбежно приведет к одичанию этой территории.

Наличие избыточной территории и ресурсов создают комплекс богатства у России — никакие изменения в ситуации кризиса оказывается невозможным осуществлять, потому что проблемы можно решить за счет избыточности ресурсов. При этом осознание богатства и необходимости дальнейшего обогащения ресурсами и территорией для России настолько фундаментально, что искривляет даже здравый смысл у элиты и заставляет ее буквально зомбировать общественное мнение в неуемной алчности ресурсно-территориальной экспансии.

Собственно поэтому каждая более-менее приемлемая для комфортной жизни территория оказывается для России очень важна. Украина это единственная в бывшем Советском Союзе территория, полностью приемлемая для комфортной жизни на протяжении всего года, с плодородной землей и достаточными природными ресурсами. В Украине все есть и все компактно. В этом смысле вхождение Украины в состав Российской империи сделало возможным эффективно-длительное существование империи.

Вместе с тем, Украина была включена в Россию в разных цивилизационных аспектах: через историю (как Киевская Русь, от которой пошла Московская Русь), через культурно-языковый контекст (близость украинского и русского языка и непрерывные попытки российской власти руссифицировать всю территорию Украины), через политико-символический контекст (как Малороссия в Великороссию), через элитные связи (многие представители украинской элиты изымались Россией на дело служения империи).

За Первую и Вторую мировую войну Россия-СССР расплатилась жизнями, прежде всего, украинцев. Без украинского населения, украинской промышленности и украинского сельского хозяйства СССР бы эту войну не выиграл, что бы там в пропагандистских целях российская элита не говорила.

Украина — не Россия, она таковой всегда была, есть и всегда будет. Эта инаковость Украины всегда была шансом победы для России, полигоном для имперских экспериментов, решающим ресурсом во время разных цивилизационных испытаний. Решение Украины об изменении цивилизационной ориентации можно рассматривать как нож в сердце России. Однако это также можно рассматривать как шанс изменений для самой России.

Судьба России сегодня зависит от судьбы Украины. Если станет Украина свободной, получатся у нее не просто реформы, а цивилизационные инновации, то у России тоже появится шанс. Если Россия обессилит Украину, не даст ей возможности осуществить реформы и цивилизационные инновации, Россия тоже неизбежно погибнет.

Поэтому ресурсы и территория России являются в одно и то же время даром и ее проклятием. Дара Россия не заслуживает своей интеллектуальной работой. Незаслуженный дар можно легко потерять. Украина оказалась самым большим даром для России. В то же время Украина оказалась и самым большим проклятием России. Собственно здесь мы попытаемся показать именно этот момент — роковое значение Украины для России.

Имперский дискурс

Схема «Петр-Мазепа» как основа имперского дискурса появляется у Пушкина в поэме «Полтава» (1828). Суть этой мыслительной схемы можно выразить в следующих тезисах:

1) Россия как империя есть благо. Свершения во имя империи есть благие свершения.

2) Петр как строитель империи совершает благие дела. Все, кто ему противятся, совершают злые дела.

Популярні новини зараз

Оновлено соціальні норми споживання газу: що тепер мають знати споживачі

Укренерго оприлюднило графік відключень світла на 25 листопада

Війни, гонка ШІ та енергетичний перехід: Даніель Єргін про вічні рушійні сили геополітики

The Times: Зеленський і Путін готуються до мирних переговорів під егідою Трампа - деталі можливих компромісів

Показати ще

3) Мазепа как представитель украинской элиты в своих сепаратистских устремлениях есть предатель.

Таким образом, всякая самостийность Украины есть предательство России. Вопрос о том, почему же это предательство, в чем оно состоит, подвисает в воздухе. Пушкин на него ответа не дает. Ответ появляется немного позже.

По приглашению императора Николая I маркиз Астольф де Кюстин посетил Россию в 1839 году. Его книга «Россия в 1839 году» впервые издана в Париже в 1843 году. Там содержится определение «Россия — тюрьма народов». Эта книга впервые была издана в сокращенном варианта в 1930-ом году, а полное издание вообще вышло лишь в 1996. Кстати, наверное, опять пришло время запрещать эту книгу в России нынешнему режиму.

Является ли Россия «тюрьмой народов»? Именно эта дискуссия, распространившаяся по всей территории России, предваряет изменение имперского дискурса. Освободительный дискурс появляется в России при Александре I и крепнет в Наполеоновской кампании среди российской и украинской знати. Движение Декабристов 1816-1825 является организационным основанием этого освободительного дискурса. Однако этот дискурс был непоследовательным — он было одновременно имперским и антиимперским.

Восстания в Польше (1830, 1863), сепаратистское движение в Украине (Кирилло-Мефодиевское братство (1845-1847)) приводят к реформе 1861-го года в России.

Суть реформы 1961-го года, проведенной Александром II (Освободитель), состояла в уничтожении крепостного права. Ни о каких правах и свободах в этой реформе даже речи не шло. Освобождая крестьян, эта реформа не освобождает ни польский, ни украинский народы. Достоевский в своих дневниках (1877), как только проявили себя первые результаты реформы 1861-го года, расширяет и обновляет имперский дискурс:

«Не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!»

Так Россия из «тюрьмы народов» становится «освободительницей народов». А страны, стремящиеся к освобождению от России, теперь уже освобождаются не от «тюрьмы народов», а от «освободительницы народов». То есть это уже не предательство рабства, это предательство свободы.

В сущности именно такой контекст имперского дискурса больше, чем на сто лет становится доминирующим в России. Большевики и Россия в составе СССР просто изменили суть освобождения народов — освобождение от крепостного права стало освобождением от гнета буржуазии и помещиков.

Причем, национально-освободительное движение в Украине со времен Шевченко больше никогда не прекращается. Подобно тому, как Польша фрондировала в имперской России, Украина становится фрондером в составе СССР. И тема Украины становится индикатором либерализма в советской и послесоветской России для всякого более-менее известного писателя, поэта, деятеля искусств, политика, ученого.

Как интеллектуалы-либералы в России сломались на украинском вопросе — эта тема еще ждет своего исследования. Украинский вопрос оказывается главным пороком российских пророков.

Многие российские интеллектуалы, даже с украинскими корнями, сломались на теме независимости Украины от России. Вот лишь навскидку — Булгаков, Солженицын, Бродский.

Нынешние российские интеллигенты, подписанты воззваний поддержки российскому авторитарному режиму, просто жалки — в своем забвении свободы, в своей подданнической лояльности к власти, в своей пещерной ненависти к Украине.

Разрушение негласного соглашения Запада и России

Когда в 1986-ом году началась Перестройка в СССР, советские люди начали узнавать много нового из истории своей страны. Тогда очень много публикаций в газетах и журналах было посвящено расследованию скрытых страниц неприглядной истории СССР — массовых репрессий и массовых расстрелов в невоенное время, чудовищных человеческих жертв из-за бездарности советского руководства и пренебрежения человеческими жизнями, которые советский народ вынужден был принести на алтарь победы во Второй мировой войне, а также массовой гибели в советских лагерях заключенных, в том числе и тех, которые участвовали в советской атомной программе и над которыми проводились медицинские опыты.

Нынешняя ситуация в России на фоне российско-украинской войны вынуждает нас зафиксировать откат от идей Перестройки к имперскому прошлому, что можно увидеть по таким признакам.

1) Восстановление властного режима в России, который фактически повторяет все худшие черты сталинского и брежневского периодов СССР.

2) Прямое и однозначное оправдание со стороны нынешней российской власти сталинского режима в официальном дискурсе российских СМИ, блокирование в России исследований темных страниц прошлого СССР и ограничение публичности внутри страны документальных материалов об этом.

3) Восстановление мелодии советского гимна как официального гимна России и использование других советских символов бывших советских республик. Навязывание советской символики на всем пространстве бывшего СССР.

4) Бесправие людей, подавление прав и свобод вплоть до игнорирования официальной властью возникновения на территории России анклавов, где реально практикуется рабство.

5) Попытка силой и кровью восстановить влияние России на территории республик бывшего СССР — Молдова (Приднестровье), Грузия (Абхазия и Южная Осетия), Украина (Крым, Восточная Украина).

6) Широкое использование тактики стравливания разных национальностей в Украине — организованные и управляемые российской властью расстрелы на Майдане как силовиков, так и протестующих, организуемые, проводимые и показываемые в официальных СМИ с соответствующими враждебными против Украины комментариями обстрелы мирных городов, зафиксированные не только свидетельствами и документами украинской власти, но также свидетельствами и документами властей ДНР и ЛНР.

Таким образом, на фундаментальном уровне Россия восстанавливает все то, что привело СССР ко всем этим чудовищным и бесчеловечным событиям, ставшим в итоге причиной его разрушения.

Главный тезис имперского дискурса — «жертвы ради империи оправданы». Когда империя дает больше, чем забирает, жертвы могут быть оправданы. Причем для империи отдача определяется привнесением достижений в человеческую цивилизацию, во-первых, и достижений в культуру входящих в империю народов, во-вторых.

Беда в том, что нынешняя Россия пытается восстановить не Российскую империю, которая была «умеренно-кровавой», то есть ее жестокость была сравнимой с жесткостью иных империй того времени, а империю СССР, жестокость которой была несравнима даже с жестокостью Третьего Рейха — национал-социалистической Германией.

В чем проявляется ощущение, что жертвы ради империи перестали быть оправданными? Такое обобщенное ощущение возникает не вдруг, не за один день, месяц или даже год. Такое ощущение является продуктом оценки десятилетий. Более двадцати лет Украина пыталась построить с Россией равные дружественны, партнерские отношения. Однако в ответ — информационная война, газовый шантаж, коррупция, враждебная агентурная деятельность.

Российское руководство и российское население, подвергшееся обработке массового сознания, снова пытается возобновить фундаментальный подход имперского образа властвования, который не менялся со времен Российской империи на всем протяжении существования СССР:

1) Превалирование ценности ресурсно-территориальной экспансии государства над ценностью человеческих жизней.

2) Военно-полицейский характер государства при полном игнорировании, ограничении и разрушении общественных прав и свобод.

3) Превалирование коллективистского принуждения над индивидуальной свободой, разжигание внутри общества нетерпимости к инакомыслию;

4) Разжигание вражды и ненависти к свободному выбору суверенных народов из бывших советских республик.

5) Стимулирование мирозлобия, приемлемости смерти в повседневной жизни.

Такая империя не стоит никаких жертв. Империя, сеющая смерть, рабство и ложь, не может прикрываться никакими цивилизационными достижениями прошлого. Сегодня Россия это смерть, выдающая себя за жизнь, это рабство, выдающее себя за свободу, это ложь, выдающая себя за правду.

После разрушения СССР существовало негласное соглашение между Западом и Россией — Россия интегрируется в Западный мир, а Запад не акцентуирует внимание на всех этих весьма болезненных для России темах ее прошлого.

Однако это негласное соглашение между Западом и Россией сегодня разрушено — из-за политики самой России. Это означает, что урок истории СССР России оказался не впрок.

Если Россия отказалась от курса на демократизацию — и в практиках, и в дискурсе — то к этому дискурсу Россию придется возвращать жестко. И в этом смысле Украина должна предъявить как антиимперскую практику, так и антиимперский дискурс.

Украина должна инициировать новый Нюрнбергский процесс против коммуно-социалистического режима СССР и против путинского режима в России как наследника СССР. Украина должна это сделать для себя, а не для Запада или мира в целом. Имперский дискурс России сдерживает развитие Украины, и поэтому он должен быть уничтожен.

Империя и имперский дискурс как основа массового сознания россиян, это долгое проклятие России, должны быть разрушены морально, правовыми образом, доказательно и аргументированно — публично и в мировом масштабе. С России должно быть снято ее проклятие.