Часто спрашивают об ISIS (Исламское государство Ирака и Сирии), но не было времени выразить свое скромное мнение относительно сего явления. Сейчас решил чиркнуть пару строк о том, как как я вижу ситуацию на Ближнем Востоке в связи с резким ростом влияния ISIS.
До падения Саддама Ираком рулили сунниты из центральных районов страны (Тикрит и другие). При этом в стране большинство населения составляли шииты плюс еще есть курды на севере. При Саддаме суннитские кланы ставили раком остальных. Когда Саддаму организовали прыжок в пустоту, то страна де-факто развалилась. Курды выделились с самостоятельный анклав на севере, суннитов послали на хер, шииты взяли власть в Багдаде. Курды и шииты имеют нефть, а суннитские районы — нет. Потому они сразу стали жить хуже.
Отсюда пошло усиление влияние радикальных партий в суннитских районах, которые подпитывались Саудовской Аравией, а потом Катаром. Их интерес заключается в том, чтобы натравливать суннитов против шиитов, которые завязаны на шиитский Иран, который после победы США укрепил позиции в регионе, поскольку шииты получили власть в Багдаде.
Таким образом, причина возникновения ISIS — коррупция, бедность, неэффективность госинститутов плюс игра внешних игроков, которые решают свои задачи в регионе посредством игры с теми или иными социальными группами. А обращение к исламу дает необходимую идеологическую компоненту для борьбы за справедливость в том виде, как ее понимают суннитские радикалы.
Когда грянула война в Сирии, то радикализованные элементы из суннитских районов Ирака отправились на войну против алавитского режима Асада. Алавиты — этот шиитская ветвь ислама. Они составляют меньшинство в Сирии, но правящее, как суннитское при Саддаме. В Сирии боевики ISIS получили базу и оружие, вытесняя курдов, живущих на севере и северо-востоке Сирии. Получив материальную базу и обкатав тысячи, а то и десятки тысяч боевиков, ISIS перешло в наступление в Ираке, где власть центрального правительства номинальна и слаба. Это привело к ряду быстрых побед, которые всполошили Запад.
Думаю, что ISIS не выйдет за рамки Сирии и части Ирака, потому что они ресурсно ограничены, а поддержка от суннитских режимов Залива ограничена их зависимостью и завязками на США и Европу.
Думаю, что эти события усилят позиции Турции в регионе, поскольку она давно проникала в иракский Курдистан. Учитывая большое количество курдов в Турции, Анкара может попробовать разыграть аннексию иракского Курдистана под лозунгом спасения курдов от геноцида со стороны суннитских боевиков, которые претендуют на ресурсную базу курдов. Для Турции эта ситуация подарок судьбы — потому что она легализирует ее вмешательство в иракском Курдистане, который богат энергоресурсами. Если Турция берет их под контроль, то она становится энергетически независимой, что позволит ей удешевить стоимость топлива, а это вызовет усиление конкуретных позиций ее экономики. Я задавал турецким дипломатам вопрос по аннексии иракского Курдистана еще весной, когда уже было очевидно, что ситуация идет в этом направлении. Мне ответили: мы рассматриваем такую возможность.
Для США такой сценарий был бы выгоден, потому что рост Турции органичил бы влияние Ирана в регионе. При этом Турция союзник США, с Ираном нормализируются отношения, а саудиты и Катар ограничивают возможности дальнейшего роста Турции и Ирана в регионе, оставаясь союзниками США при этом.
Ирак и Сирия при этом де-факто исчезают, распадаясь на анклавы шиитов, курдов, суннитов, которые будут втягиваться в орбиту влияния более сильных региональных игроков, за которыми маячат глобальные слои. Чистый дарвинизм, но такова наша жизнь.
Или ты на столе в качестве еды, или ты за столом в качестве едока.