Похоже, что Соединенные Штаты сворачивают свою систему ПРО в Центральной Европе. 15 марта 2013 года министр обороны США Чак Хейгел заявил, что Соединенные Штаты собираются отменить реализацию четвертого этапа адаптивного размещения сил ПРО в Европе и начинают «реструктуризацию» системы Standard Missile-3 Block IIB: программы высокоточных перехватчиков межконтинентальных баллистических ракет. По сути, Хейгел заявил, что развертывание новых перехватчиков – главной составляющей ПРО, будет отменено.
Этому есть несколько возможных причин: в первую очередь США, сделав такой ход, надеются на потепление в отношениях с Россией, яростно выступающей против развертывания систем ПРО в принципе. Вашингтону необходимо сотрудничество с Москвой по целому ряду вопросов, но переговоры между двумя странами в последние месяцы зашли в тупик. Но хотя решение американцев отказаться от четвертого этапа развертывания ПРО может привести к прогрессу в переговорах, этот шаг не снимет озабоченности России по поводу присутствия систем ПРО США в Европе. Много разных споров остаются нерешенными между Вашингтоном и Москвой и мешают долгосрочной всеобъемлющей перезагрузке в американо-русских отношениях.
Анализ ситуации
Размещение американской системы ПРО в Европе предполагает усиление дополнительных систем противоракетной обороны на континенте. Оригинальный план предусматривал развертывание перехватчиков малой и средней дальности во время первых трех этапов и перехватчиков большой дальности на четвертом этапе. Первый этап, куда входят радиолокационные станции в Турции и корабельные системы ПРО в Средиземном море, уже реализован. На втором и третьем этапах, более продвинутые баллистические ракеты-перехватчики малой и средней дальности, будут развернуты в Румынии до 2015 года и в Польше до 2018 года. На четвертом этапе в Румынии и Польше до 2022 года планировалось размещение ракет большей дальности SM-3 Block IIB.
По сравнению со своими предшественниками Standard Missile-3, ракеты SM-3 Block IIB располагают улучшенными поисковыми характеристиками и более мощными усилителями, позволяющими развивать скорость 5,5 км/сек. В координации с улучшеной космической орбитальной аппаратурой, эти перехватчики обеспечивают беспрецедентную защиту от межконтинентальных баллистических ракет. Вот почему SM-3 Block IIB встретили ожесточенный отпор со стороны России, которая видит в именно этих перехватчиках возможную угрозу своему стратегическому ракетно-ядерному арсеналу.
Хрупкая открытость
Чиновники из Министерства обороны США утверждают, что отмена заключительного этапа планового развертывания европейской системы ПРО не имеет ничего общего с американо-российскими отношениями, скорее, она была мотивирована техническими и бюджетными факторами. Действительно, система ПРО уже давно рассматривается как масштабное и дорогостоящее предприятие. В 2011 году, например, научный совет Министерства обороны США заявил, что размещение ракет SM-3 Block IIB потребует «титанических усилий и реально недостижимо, даже по самым оптимистичным прогнозам их развертывания, невзирая на точность и новейшие ракетные технологии». В эпоху сокращений оборонного бюджета финансирование крупномасштабных и рискованных программы стало труднее обосновывать. Но независимо от заверений Вашингтона о причинах этих изменений, они все равно вызваны также и некоторой озабоченностью Кремля по поводу дальнейшего развертывания системы ПРО США в Европе.
Белый дом хотел бы продолжить сокращение запасов ядерного оружия в России и Соединенных Штатах выходя за пределы норм, введенных после подписания договора СНВ-III, который четко ограничивает количество систем доставки и стратегических ядерных боеголовок, которыми может обладать каждая из стран. Чтобы этого достичь, Белому дому необходима поддержка России, чтобы противостоять американской оппозиции к этому договору со стороны «ястребов» из Конгресса. Вашингтон также хочет сотрудничать с Россией по ряду других вопросов, в том числе по ядерной программе Ирана и конфликте в Сирии. Соединенные Штаты также должны обеспечить нормальное функционирование Северной распределительной сети – основного логистического маршрута в Афганистан, который будет иметь решающее значение для вывода оттуда американских военных в течение ближайших двух лет.
Нерешенные вопросы
Хотя сворачивание ПРО создало условия для улучшения американо-российских отношений, они остаются все еще очень хрупкими и неустойчивыми. Первая реакция россиян на заявления США была более чем сдержанной. Замминистра иностранных дел России Сергей Рябков, например, заявил, что решение американцев – это никакая не уступка, а Россия по-прежнему против присутствия ПРО в Европе в каком бы то ни было формате.
Более того, США могут принять решение сосредоточиться на усилении другой межконтинентальной баллистической системы ПРО, которая по-прежнему будет вызывать возражения со стороны русских. В тот же день, 15 марта 2013 года, Хейгел объявил также о планах развертывания 14 дополнительных перехватчиков наземного базирования в Форт-Грили на Аляске. Эти ракеты теоретически способны защитить США от межконтинентальных баллистических ракет, хотя развитие программы и развертывание были омрачены многочисленными неудачами во время полевых испытаний. Сворачивание четвертого этапа размещения ракет ПРО SM-3 Block IIB в Европе также может привести к развертыванию дополнительных аналогичных систем противоракетной обороны вдоль Восточного побережья США.
Соединенные Штаты также вынуждены успокаивать своих европейских союзников по НАТО, обеспокоенных сворачиванием присутствия США в регионе. Хейгел сказал, что приверженность США делу защиты Европы остается железной, а другие американские официальные лица не преминули подчеркнуть, что первые три этапа Европейского поэтапного адаптивного подхода остаются на месте и на боевом дежурстве, чтобы защищать все европейские страны-участницы НАТО как минимум до 2018 года. Важно то, что первые три этапа развертывания ПРО в Европе включают пролонгацию присутствия американских войск в Польше и Румынии, тем самым снимая главные угрозы безопасности для стран Центральной и Восточной Европы, обеспокоенных возможностью сближения между Вашингтоном и Москвой. Военное присутствие США в Польше и Румынии будет оставаться главным существенным препятствием для потепления американо-российских отношений.
За последние годы отношения между Москвой и Вашингтоном стали напряженными из-за принципиальных столкновений по ряду вопросов, таких, как Сирия, торговые ограничения и принятие санкция, не говоря уже о противоракетной обороне. Примечательно, что никаких существенных договоренностей по этим и другим вопросам достигнуто не было ни во время встречи тогдашнего госсекретаря США Хиллари Клинтон с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым в декабре 2012 года, ни после встречи министра Лаврова с вице-президентом США Джо Байденом в феврале 2013 года. И хотя изменения в планах разворачивания американской системы ПРО в Европе является ключевым вопросом для России, они не решают всех проблем Москвы, особенно, связанных с изменениями технологий американской ракетной обороны или продолжением базирования соединений вооруженных сил США вблизи российских границ.
Морози до -6, сніг, дощ та сильний вітер: мешканців Київщини попередили про небезпечну погоду
Укренерго оголосило про оновлений графік відключень на 22 листопада
СтратКом ЗСУ підтвердив перше у світі застосування міжконтинентальної ракети проти України
На Київщині добудують транспортну розв’язку на автотрасі Київ-Одеса
ИСТОЧНИК: Stratfor, перевод «ХВИЛЯ»