Текущий конфликт в Мали имеет глубокие исторические корни и частично является продуктом географии. История и география региона переплетаются, и понимание их взаимосвязи помогает объяснить физические границы Мали, значительные региональные различия и постоянную угрозу восстания, исходящую с севера.
Река Нигер делит страну на два различных региона – один засушливый и подходящий для кочевого образа жизни, второй относительно плодородный и идеальный для оседлого развития. У каждого свои исторические императивы, экономические основы и уровни политической силы в центральном правительстве. Исторически развитие торговых центров в Мали было обусловлено географией, изменяемой конкуренцией местными империями и привлечёнными колонизаторами. Сегодня, когда многонациональные силы пытаются подавить повстанцев на севере Мали, следы влияния истории и географии остаются очевидными.
Анализ
Границы, определяющие современный Мали (как и предыдущие империи) отличаются по регионам. Длинная прямая граница северо-восточного Мали проходит через пустыню Сахара, песчаный регион к северу от реки Нигер. Более извилистая граница юго-западного Мали охватывает наиболее населённые регионы страны, содержащие наиболее ценные аграрные минеральные ресурсы. Посреди протекает река Нигер – основа существования страны.
Географические различия между севером и югом от реки Нигер привели к экономическим, этническим и социальным отличиям. К примеру, негостеприимный север преимущественно населён туарегами, которые традиционно являются кочевой культурой и выживают за счёт животноводства и торговли. А южный Мали более подходит для растениеводства, поскольку имеет более мягкий климат и более стабильные осадки. Исторически эта среда позволяла множеству местных этнических групп (в основном принадлежащих к народу Манде) культивировать аграрную экономику. Южные этнические группы также сильно вовлечены в добывающую активность.
Стойкие исторические императивы
Исторически пустынная территория к северу была частью важных транс-сахарских торговых путей, и в течение столетий малийцы занимались торговлей и столкновениями с соседними северо-африканскими империями. К примеру, Марокканская империя периодически поддерживали пустынных налётчиков или осуществляла свои собственные вторжения на южном направлении. Чтобы защитить прибыль от торговли, местным империям необходимо было охранять доступ к пустынным торговым маршрутам (и источникам воды, которые их поддерживают), поэтому защита региона от налётчиков и внешних сил была важнейшим императивом. Современные границы, которые не менялись с колониальных времён, представляют необходимость гарантий против угроз, исходящих из других частей пустыни.
Тропическая среда южного Мали, в свою очередь, защищала регион от северных империй, чьи армии зависели от кавалерии и были уязвимы для болезней в недружественном климате. Этот фактор также мешал южанам создавать собственную кавалерию, что помешало их экспансии.
Дальше на запад империи оккупировали территории, которые включали части современного Мали, вдоль рек Сенегал и Гамбия, вплоть до Атлантического побережья. По мере угасания транс-сахарской торговли возникли раздельные экономические системы вдоль побережья и в верховьях реки Нигер. Это изменение привело к усилению прибрежных сообществ, подрывая доминирование внутренних городов, расположенных в дельте Нигера.
Единство и упадок Севера
Financial Times розкрив плани Трампа щодо України
Абоненти "Київстар" та Vodafone масово біжать до lifecell: у чому причина
Нова пенсійна формула: як зміняться виплати для 10 мільйонів українців
Це найдурніша річ: Трамп висловився про війну та підтримку України
Торговые поселения начали возникать вдоль реки Нигер около 250 года до нашей эры. Некоторые из этих городов, включая легендарный Тимбукту, объединились в 13-м столетии в форме Малийской Империи – первого государства-прообраза современного Мали. Торговля вдоль реки Нигер питалась транс-сахарской торговлей, и область служила главной перевалочной базой для транспортировки товаров и людей из Западной Африки через пустыню Сахара.
Хотя Мали было объединено в 13-м столетии, северный и южный регионы продолжали служить разным целям. Юго-западная часть современного Мали была добытчиком золота – которая порой достигала половины мировой добычи золота. В дополнение к своей торговой роли, север также производил соль, дорогостоящий жизненноважный в то время продукт.
Но после изменения глобальной торговой системы в 17-м столетии из-за колониальных амбиций европейских стран, морская торговля стала более эффективным путём для экспорта малийских товаров. В результате, транс-сахарская торговля постепенно зачахла, как и северная торговля солью. Северный Мали и торговые города вдоль реки Нигер стали увядать, и никогда уже не восстановились.
Колониализм и восстание
Когда французские колонизаторы прибыли в 1892 году, они прежде всего были заинтересованы в южном Мали и его золотых резервах и аграрных ресурсах. Французы (как и другие прежние властители) не хотели, чтобы север скатился в анархический вакуум безопасности, особенно в свете присутствия угрозы нападений пустынных налётчиков. Но они также не хотели платить значительную политическую и экономическую цену или направлять туда войска, достаточные для контроля такого значительного региона. Вместо этого они вооружали некоторые из местных племён, чтобы натравить на других, противостоящих французским интересам.
Разница в истории этих двух регионов Мали привела к политическим различиям и неравному весу в центральном правительстве. Политическое ядро страны всегда было расположено на юге (прежде всего потому, что оседлая цивилизация более подходит организованной политической культуре, чем кочевая), и этот разрыв продолжал расширяться до окончания французского колониального правления.
Французская стратегия непрямого управления северным Мали во многом продолжидась после формального провозглашения независимости. В результате северные кочевые племена сохранили значительную автономию. И это, в сочетании с истощением северных экономических ресурсов и их минимальной вовлечённости в глобальную торговлю, превратило регион в место торговли нелегальными товарами, в том числе наркотиками, оружием и сигаретами вдоль старинных торговых путей.
Вооружение группировок для контроля севера, в сочетании с прибылями и доступом к оружию, создаваемым торговлей на чёрном рынке, со временем вызвали ряд восстаний туарегов против правительства Мали. Один из недавних примеров – это восстание в начале 2012 года, которое привело к заговору в Бамако и текущему конфликту в северном Мали. Вовлечение в этот конфликт “Аль-Каиды стран Исламского Магриба” и других джихадистских организаций является просто дальнейшей эксплуатацией старой динамики, созданной изменениями географии Мали.
Перевод Александра Роджерса, «Хвиля»