Миру следовало бы поволноваться. Скорее всего, президент США Барак Обама и республиканцы из Конгресса не договорятся по поводу «фискального обрыва» и 1 января 2013 года американцев ждут сокращение бюджетных расходов и повышение налогов. Мировые рынки опасаются падения Соединенных Штатов с этого обрыва и застыли в нервном ожидании. Ведь всем хорошо известно, что в таком случае США и весь мир скатятся назад в рецессию.

Следует побеспокоиться и министрам иностранных дел стран мира. Если у Америки не получится навести финансовый порядок у себя дома, то ей придется также отказаться от руководящей роли в решении многих вопросов мировой политики.

Например, Сирия и её соседи уже платят высокую цену за то, что после переизбрания Обамы США не могут сфокусировать свое внимание ни на чем ином, кроме как внутренних проблем. Как по мне, то сирийский кризис является ключевым в данной ситуации: уже совершенно ясно, что оппозиция победит, а президент Башар аль-Асад будет низложен, но именно длительность «эндшпиля» в этом конфликте и покажет, кто на самом деле обладает властью и каковы его условия.

Коллапс Сирии и расползание оттуда сил хаоса и экстремизма по всему Ближнему Востоку пугает всех без исключения: Ливан, Иордания, Турция, Ирак, Газа, Западный Берег, Израиль, Иран и Саудовская Аравия замерли в тревожном ожидании. А ведь никто даже не знает, кто сменит Хиллари Клинтон на посту госсекретаря (уже известно, им станет Джон Керри – прим. «Хвилі») после того, как Обама официально заступит на второй президентский срок в январе, ни того, кто в новом Белом Доме будет отвечать за вопросы безопасности.

В среднесрочной перспективе мир ожидает обилие напряженностей и разного рода кризисов и США в качестве лидера могут быть чрезвычайно полезными в этом случае. Например, события в Египте в последние несколько недель ярко свидетельствуют, что во многих странах «Арабская весна» еще в самом начале пути.

Действительно, демократия очень хрупкая, если не сказать более грубо, во всей Северной Африке. На Ближнем Востоке Иордания, Палестинские территории, Кувейт и Саудовская Аравия только-только почувствовали легонькую рябь от той волны радикализма, которая может вновь захлестнуть регион. Бахрейн находится в состоянии короткого замыкания, глубоко нестабилен Ирак, вялотекущий конфликт между Ираном и Израилем грозит взорваться в любой момент. Даже если США не рвались на передовую, они играли жизненно важную роль в закулисной дипломатии, подталкивая враждующие стороны к диалогу и выработке компромиссных решений, договариваясь с региональными лидерами, такими как Турция, Египет и Саудовская Аравия о посредничестве.

Схожую роль играют США и в Азии, где они всегда заняты решением двусторонних конфликтов между Китаем и его соседями по поводу территориальных споров в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях и одергиванием своих союзников, могущих спровоцировать кризис. Да и в глобальных проблемах, таких как изменения климата, международная организованная преступность, международная торговля, предотвращение злодеяний и прочие, отсутствие США в качестве главного продуцента политики и активного переговорщика ощутится быстро и остро.

Чтобы избежать подобного сценария развития событий, США необходимо «восстановиться у себя дома», как это обещается в Национальной стратегии безопасности-2010, принятой администрацией Обамы. Но если американские государственные деятели следующие два года проведут за тем же занятием, что и два предыдущие, а именно – выискивая временные решения проблем и избегая ответов на жизненно важные вопросы, коих от них ждут избиратели и рынки, то голос Америки при решении международных проблем будет раздаваться все слабее и тише.

Не менее тревожной выглядит и перспектива резкого сокращения оборонного бюджета США, тогда как многие восходящие державы лишь увеличивают военные затраты. И как бы многим странам не нравилась «американская военщина», но доступность и возможности американских солдат, флота, военно-воздушных сил и разведки часто функционируют в качестве глобального страхового полиса.

В долгосрочной перспективе проблема обстоит более размыто, но в то же время и острее. Ведь чем дольше США озабочены собственной политической дисфункцией и сопутствующей экономической стагнацией, тем менее вероятно дальнейшее соблюдение ими роли глобального лидера с глобальной же ответственностью.

Откровенно изоляционистские политические силы, такие как Чайная партия и либертарианцы наподобие Рона Пола стают все более сильными. Отступление США с мировой арены приведет к тому, что международный аналитик Ян Бреммер называет «мир G-0», в котором ни одна страна не сможет играть главную роль и направлять необходимые экономические и политические ресурсы для решения общих проблем.

Лично сами некоторые президенты и госсекретари будут, конечно, пытаться. Но без поддержки Конгресса они будут располагать все меньшим и меньшим «запасом прочности» за столами переговоров и нас ожидает кризис доверия со стороны других государств.

Мировые лидеры могут сделать больше, чем просто стоять и наблюдать. Почему бы им просто не напомнить американским политикам об их глобальной ответственности? Лидеры G-7 или G-8 могли бы принять общее заявление, призывая Штаты держать свою финансовую систему в надлежащем порядке. Союзники по НАТО также могли бы сделать что-то подобное. Да и прочие региональные организации, такие, например, как Африканский союз или Лига арабских государств могут сказать свое слово! Даже государства-члены G-20, была бы на то их воля, могли бы разродиться схожим заявлением.

Популярні новини зараз

Арестович про небезпечні тенденції для України: «Росіяни проткнули оборону, як маслом маслом»

Українці можуть отримати екстрену міжнародну допомогу: як подати заявку

Дрова зберігати не можна: українцям загрожують великі штрафи та навіть серйозні терміни

В Україні заборонили рибалку: що загрожує порушникам із 1 листопада

Показати ще

Тут есть один подвох: когда мы говорим о G-20, то сразу же ловим себя на мысли, что в этой организации только сами США и могут инициировать подобное заявление. Вот в чем корень проблемы. А от этого становится как-то совсем не по себе.

 

Источник: Project Syndicate, перевод «Хвиля»