На данный момент времени это предел возможных действий альянса и Анкары. Тем не менее, инцидент со сбитым сирийцами самолетом-разведчиком ВВС Турции имел свои важные последствия. Распоряжение турецкого премьер-министра фактически положил начало созданию «буферной зоны» на всем протяжении совместной с Сирией границы. Таким образом, НАТО и Турция изящно вышли из щекотливого положения, когда с одной стороны необходимо было формально выполнить пожелания суннитских монархий, прежде всего КСА и Катара, о создании «буферной зоны» для обеспечения оплота и тыловой базы для сирийских повстанцев, а с другой – избежать непосредственного военного вторжения в Сирию. На последнем особенно настаивал Эр-Риад, постоянно прессингуя Анкару на это тему по каналам спецслужб.
Риски такого сценария турецким руководством просчитывались четко. Помимо большой вероятности «обратного эффекта» (сирийцы вполне могут объединиться против общего внешнего врага, вспомнив о давних территориальных спорах с Турцией), существуют еще и курды, которые наверняка в таком случае активизируют свое сопротивление, в том числе и самой Турции. Кроме того, в самой сирийской оппозиции нет общего солидарного мнения на этот счет. Идея прийти к победе при помощи иностранных штыков с самого начала отвергалась большинством групп и партий, которые входят в Сирийский национальный совет (СНС). Это мнение неоднократно корректировалось в зависимости от складывающейся ситуации, но в общем и целом повторять ливийский вариант сирийской оппозиции не хочется.
Создание «свободной от полетов сирийской авиации» зоны на турецко-сирийской границе значительно упрощает подготовку боевиков в лагерях Сирийской свободной армии (ССА). Действительно сирийские вертолеты Ми-17 за последний год не менее пяти раз нарушали воздушное пространство Турции. Они наносили удары по лагерям ССА и группам боевиков, которые уходили через границу от преследования. Теперь ССА будет действовать в более комфортной обстановке. Упростится и доставка вооружения боевикам, поставки которого финансируется Эр-Риядом и Дохой. Указанные операции координируются турецкой спецслужбой МIТ при содействии ЦРУ США.
Одновременно при помощи советников из Пентагона на турецко-сирийской границе будет в самом скором времени установлена сеть стационарных и передвижных радаров LockheedMartinAN/FPS-88, Hughes HR-3000, GeneralElectric AN/FPS-17, Thales TRS 22XX. Это позволит турецким ПВО контролировать территорию Сирии вглубь на 500 км, фактически до сирийской столицы Дамаска. Кроме того, США предоставляют Турции партию БПЛА, которые, помимо операций против курдских сепаратистов, будут задействованы и для разведки на сирийском направлении.
Таким образом, мы имеем налицо реальную картину происходящего, которая свидетельствует о том, что Запад и суннитские монархии Залива взяли курс на активизацию вооруженного противостояния с режимом Башара Асада. При этом все предложения, выработанные на недавней международной конференции в Швейцарии, включая реанимацию плана специального посланника ООН и ЛАГ по Сирии Кофи Аннана, предусматривающие увеличением числа наблюдателей, а также намерение создания коалиционного правительства, в расчет не принимаются. Как представляется в Брюсселе, Вашингтоне, Эр-Рияде, Дохе и, отчасти, Аммане уже приняты солидарные решения совсем о другом формате действий в Сирии. Это сценарий поддержки полномасштабной гражданской войны со втягиванием в нее все новых групп сирийского населения.
Одновременно через Иорданию до израильского руководства, по инициативе Катара, доводится информация о том, что израильтянам будут даны все исчерпывающие гарантии спокойствия на его границах, в случае ухода Башара Асада. Доха при этом гарантирует, что подконтрольные ей группы «Братьев-мусульман» не будут устраивать вооруженные провокации против Израиля. Одновременно ставится вопрос и о смене руководства ХАМАСа в секторе Газа и реанимация фигуры Халеда Машаля как единственного руководителя организации. По оценке Дохи, такие гарантии должны минимизировать израильские опасения по вопросу возникновения «неконтролируемого хаоса» на границе с Сирией в случае свержения режима Башара Асада. А это соответственно самым положительным для Саудовской Аравии и Катара образом должно сказаться на позиции Вашингтона.
Таким образом, имеются все основания предположить, что в ближайшие месяцы мы станем свидетелями решительной попытки свержения правящего сирийского режима чисто силовыми методами.
Источник: Институт Ближнего Востока