С началом наступательных (контрнаступательных) действий объединенными или коалиционными (многонациональными) силами АУС и АУГ выступают в качестве передового ударного эшелона, содействуя быстрому разгрому противника и установлению стабильности в регионе. Они участвуют также в проведении блокадных действий; обеспечении морских и комбинированных десантных операций при организации глубокой авиационной поддержки сил десанта, а также в решении комплекса задач, связанных с обеспечением безопасности на море и защитой судоходства.
К началу XXI столетия характер боевого применения ВМС США претерпел существенные изменения в связи с переориентацией их на ведение операций и боевых действий преимущественно в приморско-прибрежных районах, а не в открытом океане. При этом особую значимость приобретают, по мнению западных военных специалистов, задачи по завоеванию господства в прибрежных водах и в воздушном пространстве над территорией противника с целью оказания действенной огневой поддержки сил сухопутного и авиационного компонентов объединенного оперативного формирования (ООФ) ВС США или коалиционных сил.
Находясь в передовых районах, экспедиционные формирования ВМС, прежде всего АУГ, чаще всего будут действовать в составе первого эшелона, решающего задачи сдерживания противника и обеспечения действий других компонентов ООФ.
Завоевание господства в зоне ведения боевых действий (в морском, воздушно-космическом и наземном пространствах) является важнейшей предпосылкой для нанесения ударов по берегу или проведения десантных операций. Оно преследует две основные цели: обеспечение свободы действий своих (союзных) сил, главным образом для нанесения ударов по берегу, и ограничение свободы (связывание) действий противника при организации им оборонительных, контрнаступательных или противодесантных мероприятий.
Порядок нанесения авиационно-ракетного удара силами типовой АУГ ВМС США в современной операции
Возможный порядок нанесения авиационно-ракетного удара силами перспективной АУГ ВМС США (к 2030 году)
Перспективы единого информационно-коммуникационного пространства АУГ ВМС США
Командование ВМС требует эффективно использовать преимущества, вытекающие из завоевания господства на море и в воздухе. Оно нацеливает силы флота, в первую очередь АУГ, а также морскую пехоту на ведение маневренных и решительных действий, позволяющих использовать уязвимые места в обороне противника для нанесения решительного поражения. Ударные компоненты ООФ должны быть нацелены на поражение наиболее важных объектов или систем противника, вывод из строя которых не позволит ему эффективно продолжать боевые действия. Такими целями могут быть не только военные объекты (элементы систем управления, объекты ПВО и ПДО, скопления войск и военной техники), но и элементы административно-политического или экономического значения, влияющие на оборонительные возможности противника.
Від 33 гривень: АЗС опублікували нові ціни на бензин, дизель та автогаз
Штраф 3400 гривень: які водії ризикують залишитися без прав вже за 10 днів
Путін почав вербувати найманців ще з однієї країни: відправляють сотнями в Україну
“Помру у боротьбі за свободу”: Хав'єр Мілей про радикальні реформи в Аргентині, війну з соціалізмом та надії на Трампа
Для достижения этого предполагается ведение решительных боевых действий с использованием не только средств огневого воздействия, но и радиоэлектронных средств, в целях уничтожения, рассеивания или дробления основных сил противника, а также подавления средств их боевого управления. Это предотвращает массированное использование оборонительных сил и эффективно ограничивает возможности маневра ими, создавая, таким образом, условия, в которых противник наиболее уязвим от воздействия компонентов ООФ ВС США или коалиционных сил.
В настоящее время нанесение авиационно-ракетных ударов осуществляется тремя эшелонами. В первом эшелоне применяются крылатые ракеты морского базирования, которые выводят из строя наиболее важные объекты обороны противника, во втором — самолеты истребительно-штурмовой авиации, разведки и РЭБ, осуществляющие прорыв системы ПВО противника. В третьем эшелоне действуют основные ударные силы и средства АУГ. Временные интервалы между эшелонами составят 20-25 и 10-15 мин соответственно. Управление действиями палубной авиации осуществляется с помощью самолетов ДРЛО.
К 2030 году характер применения авианосных ударных групп изменится. Это произойдет благодаря быстрому развитию информационных технологий, которые позволят обеспечить создание информационного поля ТВД, что даст командованию авианосной ударной группы возможность осуществлять руководство действиями палубной авиацией и БЛА морского базирования, перенацеливать КРМБ в реальном масштабе времени.
Эшелонирование ударных сил должно сократиться до двух эшелонов — прорыва ПВО и ударного. При этом эшелон прорыва ПВО будет включать ударные и разведывательные БЛА, способные длительное время скрытно находиться в зоне боевых действий и поражать силы и средства ПВО противника штатным боекомплектом, а также крылатые и гиперзвуковые ракеты для поражения наиболее важных объектов обороны противника.
Временной интервал между эшелонами практически будет отсутствовать, так как управление силами должно осуществляться с единого командного пункта и в реальном масштабе времени.
Перевооружение авианосной авиации на самолеты с увеличенным боевым радиусом действия, а именно на F-35C и F/A-18E,F, направлено прежде всего на обеспечение ведения боевых действий по глубинным объектам противника в соответствии с замыслом командования ООФ. При этом авиации АУГ отводятся удаленные участки, на которых выдаются точные координаты цели и задается уровень поражения объектов. Первую боевую эскадрилью многоцелевых истребителей F-35C «Лайтнинг-2» предполагалось сформировать в 2012 году. Всего же предусматривается закупить для флота 480 машин, которые заменят в перспективе истребители-штурмовики F/A-18 «Хорнет» палубной авиации. По расчетам американских специалистов, истребители F-35C будут основными ударными самолетами в авиации флота до 2040-2050 годов.
На базе истребителя-штурмовика F/A-18F разработан самолет РЭБ нового типа EF-18G «Гроулер». Планируется приобрести 90 таких машин. В 2009 году они уже начали поступать в части и к 2015 году полностью должны заменить устаревшие самолеты РЭБ типа ЕА-6В «Проулер».
К 2015 году должны быть поставлены 75 самолетов ДРЛО новой модификации — E-2D «Супер Хокай», для замены состоящих на вооружении однотипных Е-2С («Хокай» и «Хокай-2000»).
В соответствии с требованиями командования ВМС в боевых условиях с каждого АВМА нового типа «Джеральд Форд» при наличии в составе авиакрыла до 80 самолетов и вертолетов, в том числе 44-48 истребителей-штурмовиков F-35C, должно обеспечиваться до 160 самолето-вылетов в течение 12-часового оперативного цикла. В экстремальных условиях должно выполняться до 270 боевых вылетов в сутки, но при этом предусматривается увеличение численности летно-технического и обеспечивающего полеты личного состава авиакрыла и авианосца.
Безопасность пролетов самолетов к заданным участкам обеспечивается всеми силами ООФ, в том числе ВВС и стратегической авиацией. Все боевые вылеты палубной авиации на поражение наземных объектов в тылу противника будут осуществляться с преимущественным оснащением самолетов высокоточным оружием.
Прорабатывается возможность выполнения так называемых челночных полетов, при которых самолеты палубной авиации с одного авианосца могут пролететь на большую глубину территории противника с последующей посадкой на авианосец на другом ТВД или на аэродром тактической авиации. Заправившись и пополнив бортовое оружие, они могут совершить обратный перелет с попутным поражением объектов противника. Именно поэтому осуществляется тесное взаимодействие военно-морских сил с ВВС, стратегической авиацией и другими силами, что обеспечивает действия объединенных формирований. Вследствие того что самолеты F-35C и F/A-18E/F будут иметь более 10 высокоточных средств поражения, полет к целям могут выполнять одиночные самолеты. Массирование при этом достигается за счет точного выдерживания времени ударов по объектам (до секунд), построением полетов самолетов в зависимости от удаления объектов поражения.
Массированные авиационные удары палубной авиацией будут наноситься независимо от погодных условий и времени суток. При этом выполнение полетов в заданном боевом пространстве обеспечивается фиксированием положения любого самолета авиационной группы в реальном масштабе времени.
Применение авиацией и кораблями объединенных сил управляемого ракетного оружия должно позволить формированиям морского компонента полностью нарушить систему снабжения, обеспечения связью отдельных баз, укрепленных районов противника и населенных пунктов, расположенных на побережье. Все это может привести к полному нарушению системы каботажного плавания государства-противника, а его боевые корабли, вследствие угрозы поражения высокоточным оружием, могут быть блокированы в портах и базах.
Ударная палубная авиация, а также боевые корабли, оснащенные КРМБ «Томахок», являются основным инструментом морского компонента ООФ для завоевания господства в зоне боевых действий. Они могут использоваться для нанесения глубоких авиационно-ракетных ударов по объектам систем управления ВС противника, а КР самостоятельно могут применяться также против наиболее важных целей. Основными целями для крылатых ракет, по опыту их боевого применения, станут объекты системы ПРО/ПВО противника, в первую очередь установки ЗРК большой и средней дальности. Их уничтожение позволит авиации наносить наиболее эффективные удары со средних высот, находясь вне зоны контроля со стороны средств ПВО ближнего радиуса действия.
После достижения необходимого уровня господства в зоне боевых действий силы и средства ООФ, в том числе АУГ, переходят к систематическим боевым действиям.
Перспективные требования к боевому применению АУГ ВМС США выдвигаются с учетом следующих его основных особенностей:
— использование моря как пространства для маневра при переносе действий экспедиционных сил ООФ с моря на сушу;
— проведение операций в стремительном темпе, гибкость применения сил и использование благоприятного момента для нанесения удара по наиболее значимым объектам обороны противника;
— интеграция всех имеющихся возможностей для решения поставленных задач в кратчайшие сроки с минимальными усилиями и потерями.
Особое внимание при боевом применении АУГ уделяется проведению операций в соответствии с концепцией «единой информационной сети». Она предполагает объединение рассредоточенных средств обнаружения, боевого управления и нанесения ударов в единую оперативную структуру, позволяющую наиболее эффективно использовать все входящие в нее элементы для успешного решения стоящих перед формированиями ВМС, в том числе АУГ, задач.
В целом формы и способы ведения боевых действий АУГ ВМС США пока остаются традиционными, но вместе с тем возможны и изменения в их содержании. В перспективе для боевого применения ВМС США, в том числе АУГ, будут характерны быстрое развертывание на ТВД превосходящей противника группировки войск и сил, согласованность действий всех участников операций, наличие подробной информации о противнике с использованием возможностей космических средств. Широкое применение высокоточного оружия, большая глубина воздействия на противника, интеграция усилий для срыва наступательных планов противника, активное использование маневра силами и огнем, надежное и всесторонне тыловое обеспечение — условия успеха в операции.
«ЗВО» №3, 2012