Агенты турецких спецслужб похитили в Киргизстане члена организации FETO (движение Гюлена) Орхана Инанды, спрятали его в посольстве Турции, а оттуда вывезли в Анкару. 5 июля об этой операции официально заявил президент Турции Рейджеп Эрдоган после заседания Кабинета министров.

По его словам, «один из так называемых высших руководителей FETO» был схвачен и доставлен в Турцию. Операцию провела турецкая Национальная разведывательная организация.

В своём выступлении Эрдоган отметил, что «не позволит существовать какой-либо структуре, которая предает государство и нацию, устраивает засады, проливает кровь и наносит материальный и моральный вред». Он добавил, что на сегодняшний день в Турцию доставлено более 100 человек из многих стран.

1 июня в Турцию был доставлен один из лидеров FETO Селахаддин Гюлен, родственник Фетуллаха Гюлена. Турция объявила, что задержала его в ходе спецоперации НРО. Еще несколько родственников Гюлена (его племянники и брат) были задержаны и приговорены к длительным срокам в Турции в 2016-2018 годах.

КАК ВОРОВАЛИ

Сама операция состоялась 31 мая. Именно тогда Орхан Инанды пропал в центре Бишкека. В милиции было возбуждено дело по статье 170 («Похищение человека») Уголовного кодекса КР. Позже его объявили в международный розыск по линии Интерпола.

Спустя несколько дней президент Турции и президент Киргизстана провели переговоры. Эрдоган поздравил Садыра Жапарова с 30-й годовщиной независимости страны. И заодно стороны объявили, что будут вместе бороться с движением FETO. При этом само похищение якобы не обсуждалось.

Вопрос похищения Инанды поднимался и в парламенте Киргизстана - Жогорку Кенеше, где стало известно, что в 2019 году Кыргызстан отказал Турции в экстрадиции Орхана Инанды. Депутаты назвали его пропажу ​«политической операцией», отметив, что «человек не исчезает просто так».

Уже в начале июня жена Инанды - Рейхан заявляла, что через социальные сети получила сообщение о том, что ее мужа «силой удерживают в здании Посольства Турции в Кыргызстане». Она обращалась к правозащитникам, к властям, выходила на пикеты. Со дня исчезновения Орхана Инанды в Бишкеке прошло несколько акций с требованием найти его – у здания Посольства Турции в Кыргызстане, «Белого дома» и Дома правительства, но все в пустую.

Киргизские правозащитники утверждают, что похищение Инанды действительно проводили турецкие агенты, но прикрытие операции и некоторую помощь оказывали сотрудники местного ГКНБ. Оттуда же и слили информацию о том, что Инанды держат в посольстве Турции в Бишкеке. Вывести Орхана из страны стало проблематично. Поэтому с завершением операции тянули несколько недель. Да и Бишкек настаивал, что все должно выглядеть, будто высшее руководство страны не причем.

9 июня состоялась встреча президента Кыргызстана Садыра Жапарова и Реджепа Тайипа Эрдогана. По словам пресс-секретаря главы КР Эрбола Султанбаева, Жапаров даже спрашивал Эрдогана о пропавшем без вести в Кыргызстане Инанды. «Эрдоган ответил, что не знает его, у него нет никакой информации и что ничего не хочет слышать о сторонниках FETO », - сказал Султанбаев.

Эту же линию Бишкек гнул и дальше, утверждая, что не имеет информации о месте нахождения Инанды. Но вот теперь карты вскрыл Эрдоган. Ситуация для нынешнего руководства Киргизстана более чем нелицеприятна, поскольку украденный Орхан Инанд имеет киргизское гражданство с 2012 года.

КТО ТАКОЙ ОРХАН ИНАНДЫ?

Популярні новини зараз

Le Monde розкрила секретні переговори щодо європейської військової місії в Україні

Укренерго оприлюднило графік відключень світла на 25 листопада

В Україні посилили правила броні від мобілізації: зарплата 20000 гривень і не тільки

Путін скоригував умови припинення війни з Україною

Показати ще

Уроженец Турции Орхан Инанды достаточно известный человек в Кыргызстане и со связями тюркоязычном мире. На постоянное место жительство в Киргизстан он приехал в 1995 году. Является одним из основателей сети школ «Сапат».

Как я писал в 2017 году, документ об открытии кыргызско-турецких лицеев «Себат» был подписан в 1992 году президентами двух стран. Тогда Анкара способствовала продвижению школ Гюлена в регионе, поскольку рассматривала их как часть своей культурной и идеологической экспансии. Позже турки начали транслировать другие месседжи, но было уже поздно.

На сегодняшний день школа Гюлена – это основа киргизского образования. Сети принадлежат 16 лицеев, две международные школы Silk Road и Cambridge и международный университет «Ататюрк – Алатоо». Школы ежегодно выпускают 10 тыс. студентов. Стоимость имущества «Себат» в Кыргызстане превышает $100 млн, а численность персонала составляет 2200 человек.

В 2017 году турецкое руководство потребовало от Бишкека закрыть «Себат». Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу отметил, что в Киргизии сторонники Гюлена имеют большое влияние, и если Бишкек не порвет с Гюленом, то Турция начнет смотреть на Киргизию не по-братски. Чавушоглу также заявил, что «террористическая организация Гюлена выбрала Киргизстан в качестве своей базы, ее члены вошли в руководство республики и «планируют нанести удар».

МИД Киргизстана постарался успокоить главу турецкого внешнеполитического ведомства и отметил, что вопросы образования Бишкек намерен решать самостоятельно. «Министерство иностранных дел Киргизской Республики получило соответствующее обращение турецкой стороны относительно действующих на территории Киргизстана частных турецких образовательных учреждений. Киргизская сторона внимательно его изучает и при необходимости предпримет адекватные и своевременные меры. Есть определенные правовые нормы, обязательства сторон, другие вопросы. Но это все, мы подчеркиваем, исключительно внутреннее дело нашего государства», — говорится в сообщении.

Однако уже 26 июля турецкие официальные представители в Киргизстане начали паковать чемоданы, а бизнес предупредили о сворачивании двусторонней деловой активности.

Решением властей КР в 2017 году название сети образовательных учреждений Орхан Инанды было изменено на «Сапат». Но их не закрыли.

В 2016 году я лично имел возможность наблюдать ажиотаж, связанный со вступительной кампанией в турецкие лицеи. Это для киргизов не только качественное образование для детей, но и путевка в гюленовские частные вузы в других странах, возможность поступить на льготных условиях в светские университеты мусульманского Востока.

Выпускники лицеев «Себат» традиционно занимают лидирующие позиции во всех киргизских ученических олимпиадах, конкурсах и фестивалях. Все достижения республики на уровне международных конкурсов учеников это также «Себат».

Обучение ведется на киргизском, турецком, английском и русском языках. Преподавание предметов естественно-математического цикла ведется исключительно на английском языке. Использует передовые технологии, учебники, методические пособия.

Все лицеи зарегистрированы в собственности граждан Киргизстана. 76% учителей представлены киргизами. В лицеях «Себат» есть очень хорошая система общежитий. Мальчики и девочки обучаются отдельно. Но главное, что отличает «Себат» — это отсутствие коррупции, в которой погрязло большинство местных учебных заведений.

Есть еще одна немаловажная деталь. Дело в том, что за 20 лет гюленовские лицеи обучили и воспитали до 40-50% представителей нынешнего правящего класса Киргизстана (без разницы партий и кланов). Там сейчас учатся дети почти всех (!) политиков, бизнесменов и культурных деятелей страны.

По словам моего знакомого из числа высших чиновников Киргизстана, окончание гюленовского лицея или вуза – это знак качества для «новой волны» политиков, которые пришли к власти после революций 2005 и особенно 2010 гг. Однако принадлежность к «клубу» не обязательно предполагает некие тайные обязательства перед сетью Гюлена.

Более того, после 2010 года ряд молодых активистов, пришедших в политику, пытались выстроить организации именно на основе идей Гюлена и из числа выпускников «Себата», но потерпели неудачу. Клановые интересы взяли верх, и ребята разошлись по родовым партийным проектам. Сейчас они конкуренты.

Вторым важным фактором является высокий уровень корпоративной солидарности выпускников гюленовской сети в вопросах бизнеса и «большой коррупции».

По информации киргизского бюро немецкой радиостанции DW, «активы в Турции имеют ряд высших руководителей Киргизстана или их ближайшие родственники. Суммы исчисляются сотнями миллионов долларов. В значительной мере эти активы находятся в совместном бизнесе с предпринимателями из числа гюленистов».

Турция опасалась, что в Киргизии, как наиболее открытой стране в Центральной Азии, может сформироваться ядро сбегающих из Турции гюленистов. Поэтому Бишкеку и было послано некое предупреждение.

В 2019 году посол Турции Женгиз Камил Фырат высказал недовольство тем, что его пригласили на ифтар (вечерний прием пищи во время Рамазана), где присутствовал Орхан Инанды. Посол обрушился с упреками на муфтия Кыргызстана Максатбека Токтомушева и заявил: «Выбирайте – либо Турция, либо террористическая организация». Он также напомнил, что Турция построила мечеть Кыргызстану за 35 млн долларов. Муфтият в ответ заявил, что «на ифтаре людей не делят».

Власти Турции предложили новый формат взаимодействия в образовательной сфере путем сотрудничества с государственным фондом «Маариф», заменив школами фонда образовательные учреждения «Сапат». В мае 2021 года Минобразования Кыргызстана сообщило, что к началу нового учебного года в Бишкеке откроется первая школа фонда «Маариф» из 61 класса.

Как видим, в итоге, Бишкек услышал Анкару. Местная элита спрятала свои дипломы «Себата». Уважение учителю – это одно, а бизнес – это другое. Это разной категории обязательства.

Похищение же Орхана Инанды – это своеобразный заключительный аккорд возврата Киргизстана в зону культурного османского влияния.

В Анкаре считают, что со временем «гюленовский дух» в том или ином варианте себя в Киргизстане мог проявить. Вот, чтобы не давать ему шанса и выкрали Инанды.

УКРАИНСКИЙ СЧЕТ

В феврале 2020 года Эрдоган попросил президента Владимира Зеленского заняться гюленистами в Украине. Зеленский поручил СБУ проверить информацию Эрдогана о том, что в Украине действуют несколько школ, которые, по информации турецкой стороны, принадлежат организации FETÖ.

Тогда Зеленский заявил: "что касается вопроса о запрете организаций, которые стоят за учебными заведениями на территории Украины - мы сегодня долго обсуждали эту тему, очень подробно. Я знаю, что этот вопрос уже был в повестке дня между Украиной и Турцией много лет, он не решался. Сегодня я получил подробные факты от президента Эрдогана, даже есть разные фамилии – всю эту информацию я уже передал нашему руководителю СБУ, который должен заниматься этим вопросом".

Государственное турецкое агентство "Анадолу" ранее заявляло, что FETÖ работает в Украине "под прикрытием" Международной школы "Меридиан" в Киеве и Одессе, а также через действующий в Киеве с 2013 года "Украино-турецкий культурный центр "Işık" (Syaivo). Гюленисты также контролируют портал Ukraynahaber.

Украина уже имеет опыт “позитивного” решения вопроса гюленистов на своей территории. Так, 12 июля 2018 году силами сотрудников СБУ в Николаеве был задержан блогер и журналист Юсуф Инан. В июле того же года его выдали Турции.

Как писал тогда Осман Пашаев, “спецслужбы Турции из Украины вывезли журналиста Юсуфа Инана. Его обвиняют в членстве в террористической организации Фетуллаха Гюлена. Инан после попытки военного переворота 2016-го покинул Турцию, – сообщает проправительственная турецкая газета Акшам. Удаленно из Украины Юсуф Инан руководил интернет изданием, специализирующемся на измирских темах. Издание резко критиковало правительство партии Справедливости и Развития. Такие же операции против якобы гюленистов турецкие спецслужбы провели в последнее время в Азербайджане, Косово и Габоне. Без санкций местных судов. Приехали. Забрали. Уехали”.

Инан в Украине находился на законных основаниях, так как состоял в браке с украинкой (с 2015 года), имел вид на жительство и двух детей. Вместе с женой они жили в сельской местности, занимались животноводством. Также у них был благотворительный фонд.

Юсуфа Инана задним числом лишили вида на жительство в Украине и экстрадировали в ускоренном формате в Турцию. При этом ГПУ в лице ее спикеров изображали из себя идиотов, не понимающих, о чем идет речь.

В 2018 году из Украины в Турцию был депортирован еще один гюленист – предприниматель из Одессы Салих Зеки Игит.

Киеву нужны хорошие отношения с Анкарой. В 2018 Порошенко и в 2021 – Зеленский, готовы к “дружественным жестам” в сторону Эрдогана. Это геополитика. Игра, в которой у Турции есть субъектность, а у Украины и Киргизстана нет.