Основатель и директор частной разведывательно-аналитической кампании Strategic Forecasting Inc. (“Stratfor”), американский политолог Джордж Фридман в своей книге “Следующие сто лет. Прогноз событий ХХІ века” дает довольно чёткий политический анализ состояний и последующего развития нашей цивилизации в столетней футурологической перспективе ХХI века. В своей работе Фридман рассуждает о многом и, в принципе, довольно убедительно. Выводы, им сделанные, вполне вписываются в сегодняшние траектории политических графиков. И это не удивительно. Как никак организация, им возглавляемая, получает заказы на аналитику и прогнозы от ведущих мировых бизнес-корпораций, правительственных организаций, и даже, говорят, от госдепа США и ЦРУ.
Основными посылами Фридмана есть окончательное закрепление за США статуса единственной мировой сверхдержавы, интересы которой, как и сейчас, будут находиться, и отстаиваться, во всех уголках нашего света, включая космос. Германия, Франция и Великобритания, по его авторитетному мнению, до 2030 года уступят свои региональные лидерские позиции, Россия и Китай, начиная с 2020 года, вступят в фазу постепенного дробления на почве разновекторных тенденций центров и периферии. На мировой шахматной доске о себе заявят новые геополитические игроки, как минимум регионального масштаба, такие как Япония, Польша и Турция.
Справедливости ради, стоит заметить, что Украину Фридман тоже немного вспоминает. Но чаще это происходит на фоне пояснения политических событий большего масштаба. Украина в его работе выступает больше как поле, на котором сталкиваются западная, славянская и исламская цивилизации. Автор явно об этом не пишет, но из его рассуждений можно сделать вывод, что Украину (впрочем как и Беларусь) он рассматривает в качестве сегмента сферы российского влияния. И, по его мнению, именно к…, или после 2020 года это влияние будет ослабевать. Прошу заметить, при таком прогнозе 10 лет туда – сюда не счёт, это погрешность, историческая, так сказать, девиация. Может это ослабление российского могущества мы уже наблюдаем?
В результате ослабления России, из ее орбиты будут постепенно вырываться отдельные спутники или регионы. Но вакуума в современной геополитике, как известно, не бывает. Оторвавшиеся куски былой империи будут, так или иначе, реинтегрироваться ее соседями. Повторюсь, Фридман рассматривает Украину как часть этой разваливающейся империи. В нашем случае растащить Украину по объективным причинам будут пытаться, по всей видимости, Румыния, Венгрия, Турция, ну и конечно Польша. Предпосылки к этому видны уже сейчас в Закарпатье, Буковине, Бессарабии и других приграничных, особенно с Польшей, регионах.
На это не нужно злиться, не надо строить конспирологические теории или кричать об очередной “зраде”, эти процессы объективны. Только политически зрелая и в военном аспекте сильная Украина сможет сохранить свою территорию, и вернуть утраченные ранее регионы, такие как Донбасс и Крым.
Возможные притязания Румынии, Венгрии или Польши в этой статье мы рассматривать не станем. А вот процесс возвращения в состав Украины Крымского полуострова попытаемся гипотетически смоделировать.
Со всей ответственность не побоюсь заявить, что в настоящее время, Россия в социально-политическом плане очень сильная страна с могучей армией, ядерным оружием, обожаемым народом лидером и прочей имперской атрибутикой.
Но, допустим в России, как мы надеемся и предсказывает Фридман, году этак в 2025 или чуть позже степень внутреннего напряжения и экономические проблемы заострятся настолько, что произойдет ослабление центральной власти с последующим развалом социальных институтов, проще говоря, Россия развалится.
А что ж Украина? Мы моментально вернём временно оккупированный Донбасс, если этого не произойдёт раньше и, естественно, захотим вернуть Крым.
Но и тут есть первые, или давно уже не первые, звоночки или намеки на проблему с его возвращением. Этой проблемой будет Турция.
Сейчас в Турции наблюдается значительный подъем экономики, она имеет сильные армию и флот. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и не скрывает своих пантюркизских взглядов.
При развале России всплывут старые обиды и документы. По условиям Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 года Крым должен был оставаться независимым государством. Российская и Османская империи обязались не вмешиваться во внутренние дела ханства и вывести оттуда свои войска, при этом признавалась духовная власть султана как главы мусульман (халифа) над крымскими татарами. В 1783 году Россия завоевала территорию Крымского ханства и насильно присоединила Крым.
То есть, притязания на Крым есть и у России, и у Украины, и у Турции. И если Россия развалится – Турция этим обязательно воспользуется для усиления своего геополитического влияния. Короче, попытается присоединить Крым.
Польські фермери готують повне перекриття кордону з Україною
Le Monde розкрила секретні переговори щодо європейської військової місії в Україні
Штраф 3400 гривень: які водії ризикують залишитися без прав вже за 10 днів
Ціни на пальне знову злетять: названо причини та терміни подорожчання
Почва грядущим событиям, описанных Фридманом готовится уже сейчас.
Так, 25 октября незаконно осужденные подконтрольным Москве крымским судом заместители председателя Меджлиса крымскотатарского народа Ахмет Чийгоз и Илья Умеров были освобождены и переданы Турции.
Как же так вышло, что боролась за них (и продолжает бороться за других узников) Украина, а выдали их Турции?
СМИ пишут, что была личная просьба президента Украины Порошенко к президенту Турции Эрдогану, а от того, в свою очередь, к президенту России Путину – освободить незаконно осужденных крымскотатарских узников.
Но проведя небольшой анализ, становится ясно, что все это так не спроста.
25 октября, параллельно с освобождением в России Чийгоза и Умерова, турецкие власти освободили 8 ранее арестованных правозащитников, проходящих по делу подготовки очередного госпереворота. Это так называемое дело “Бююкада” – правозащитники были задержаны на острове Бююкада, им всем предъявлено обвинение в подготовке антиправительственного мятежа. Дело вызвало немалый резонанс, среди задержанных были иностранные представители. По делу проходило 11 человек. Прокуратора требовала им по 15 лет лишения свободы, а суд решил их выпустить. Среди них был немецкий правозащитник Петер Штойднер, освобождения которого давно добивалась Германия. Совпадение? Не думаю.
Президент Турции Эрдоган ведет свою игру и, скорее всего, за крымскотатарских узников вступилась Германия. Недавняя встреча президента Турции с экс-канцлером ФРГ Герхардом Шредером сыграла ключевую роль в освобождении арестованного в Турции и означенного выше немецкого правозащитника, а так же Чийгоза и Умерова в России. Как говорится услуга за услугу. Германия просит освободить своего подданного, Турция просит повлиять на Путина в освобождении крымчан.
Их освобождают и передают турецким властям. А 26 октября уже их принимает Эрдоган в своей резиденции в Анкаре, в Белом дворце. Это говорит о том, что статусу и влиянию этих крымскотатарских лидеров турецкий президент придает особое значение. Ведь в Турции проживает большая диаспора крымских татар, и для них это освобождение безусловно есть и будет положительным моментом, придающим уверенности и авторитета Эрдогану.
Да и пообщались они, по всей вероятности, без переводчика. Турецкая лингвистика не признаёт деления на языки. Татарский и тюрский языки, в принципе отличаются лишь незначительным диалектом, уж понять один другого может точно. О чем они говорили? О здоровье освобожденных? О проблемах крыскотатарского народа? А может о планах возвращения Крыма в сферу влияния “Великой Порты”? Чийгоз и Умеров имеют связи и влияние в странах Европы, а также в Среднеазиатском регионе.
Да и Путин пошел на уступки не Порошенко, а именно Эрдогану не просто так. Вероятно тут замешаны и нефтегазовые интересы (“Турецкий поток”), и военно-политические аспекты Черноморских проливов, и демонстрация международному сообществу, что кроме Украины, с крымскими татарами заигрывает и Турция.
27 октября Ахмет Чийгоз и Илья Умеров благополучно прибыли в Киев.
И хвала Аллаху, что хоть так, хоть через иностранных посредников нам удается защищать и отстаивать своих сограждан. А сколько их еще остается в российских застенках, в барках оккупированного Крыма и в подвалах на Донбассе?
Но не нужно строить иллюзий. Что бы выстоять в геополитических баталиях меняющегося миропорядка мы можем быть ситуативными союзниками и с Польшей, и с Турцией, и с Китаем, и с прочими субъектами мировой политики. Однако мир стремительно меняется. Интересы государств даже союзных нам, могут столкнуться с интересами Украины в любой момент и тогда каждый сам за себя. Сейчас мы боремся с агрессией России на Донбассе, тем не менее, зацикливаться на это направлении нельзя. Нужно быть готовыми к новым вызовам.