Проект Междуморья – идея, в которой вот уже в течение почти ста лет представители Восточной Европы видят альтернативы политическим объединениям под эгидой Западноевропейских государств. Со времен Пилсудского и до наших дней на этот проект возлагаются немалые надежды, но дальше разговоров, имеющих в своей основе изрядно мифологизированные этапы истории, уходил мало кто из затрагивающих данный вопрос. Недавно эта тема снова обрела былую остроту в Украине – и все из-за визита президента США на Саммит Инициативы Троеморья и из-за того факта, что Украина не была приглашена в качестве державы-участницы.
Инициатива Трех Морей: текст и контекст
В 2015 году, сразу же после своего избрания, президент Польши Анджей Дуда заявил, что одной из главных своих целей во внешней политике он видит реализацию идеи «союза трех морей» — Балтийского, Черного и Адриатического. Многие аналитики полагали, что это снова та же концепция Пилсудского и снова ничто иное, как амбиции, подпитанные сильно мифологизированным польским историческим контекстом, но уже летом 2016 года в Дубровнике прошел форум под названием «Укрепление Европы: соединяя Север и Юг», где была подписана декларация «Инициативы Трех Морей» (The Three Seas Initiative).
Инициатива Дуды находит продолжение в действиях президента Хорватии Колинды Грабар-Китарович, которая выступила не менее серьезным лоббистом этого альянса, чем официальная Польша. Участниками данного проекта стали Польша, Хорватия, Болгария, Венгрия, Австрия, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Чехия и Эстония, также свою заинтересованность в такого рода сотрудничестве проявила Албания.
Данная инициатива предполагает взаимодействие стран прежде всего в вопросах экономики и энергетики – так, предполагается строительство газопроводов-интерконнекторов, которые в результате помогут странам-участницам ослабить собственную зависимость от российского газа, что в результате должно привести к общему оздоровлению экономик государств. Также акцент делается на сотрудничестве в области развития инфраструктуры, сельского хозяйства и туризма.
Помимо государств-участников на первый программный форум Адриатико-Балто-Черноморской инициативы прибыли представители Черногории, частично признанной Республики Косово, Турции, США и Китая. Это объединение вызвало оживление заинтересованности именно со стороны Китая: представители китайского Министерства иностранных дел сочли этот проект вполне совместимым с концепцией «сотрудничества в трех портовых зонах», соглашаясь с акцентом на экономике, в то время как представители США говорили скорее о геополитике и аспекте энергетики как гибридной угрозе безопасности в Европе.
Перечень тем вполне совпадает с украинской повесткой и вопрос о том почему нас не пригласили кажется уместным, но на самом деле Украина была приглашена на саммит в Дубровник. Приглашение было проигнорировано украинской стороной.
Но в момент, когда это объединение резко приобрело в глазах стран, не являющихся членами ЕС, привлекательность из-за внимания к нему Дональда Трампа, был использован аргумент о членстве в ЕС как обязательном условии.
Польша vs Хорватия: борьба за лидерство
Однако с подписанием декларации все только началось: по-прежнему главенствующую роль в союзе играют Польша и Хорватия. В конце марта этого года прошла встреча на уровне первых лиц государств Чехии и Хорватии, где обсуждалось сотрудничество двух стран в рамках задач уже существующего проекта Адриатико-Балтийско-Черноморской Инициативы.
13-14 июня этого года проходила встреча президентов Хорватии и Польши, во время которой обсуждалась концепция дальнейшего развития Троеморья, экономические вопросы и перспективы туристической отрасли. Площадкой для этих обсуждений неизменно становился Загреб, что позволяет заявлять о крайней заинтересованности Хорватии в сохранении лидерских позиций в альянсе.
Тем не менее, Польша не собирается так просто их уступать: ведь загребской повесткой были не только традиционные темы в рамках экономического сотрудничества, но и Wroclaw Global Forum, который должен был стать площадкой для обсуждения дальнейших инициатив в рамках Союза Трех Морей. Но из Вроцлава форум был перенесен в Варшаву: в официальном пояснении организаторов форума было сказано, что, так как президент США планирует посетить именно Варшаву, мероприятие будет полностью перенесено в польскую столицу.
Во время своего выступления Дональд Трамп высказывался об инициативе по снижению энергозависимости от РФ в Европе крайне положительно, впрочем, и в своем одобрении оставаясь бизнесменом: президент США утверждал, что страны «сделали отличный бизнес», впрочем, упоминая энергонезависимость как важную составляющую безопасности в регионе.
Зеленський: Путін зробив другий крок щодо ескалації війни
Аудит виявив масові маніпуляції із зарплатами для бронювання працівників
Морози до -6, сніг, дощ та сильний вітер: мешканців Київщини попередили про небезпечну погоду
В Україні посилили правила броні від мобілізації: зарплата 20000 гривень і не тільки
Надежды Восточной Европы
На фоне риторики Трампа во время Саммита НАТО в Брюсселе по поводу необходимости каждой страны-участницы сознавать свою ответственность перед альянсом и соблюдать правила (тратить 2% от ВВП на оборону), готовящийся визит выглядит поощрением странам, которые заинтересованы в собственной безопасности и создании новых жизнеспособных форм сотрудничества.
Тем не менее, важно помнить и о том, что все это происходило и накануне Саммита G-20, где впервые встретились президенты США и РФ. Попытки Трампа наладить сотрудничество с РФ сопровождались рядом серьезных скандалов и более чем серьезных обвинений, вызвавших ряд вопросов к президенту внутри американского общества и непосредственно со стороны Сената. На этом фоне посещение Трампом Саммита в Варшаве не выглядит столь радужной, а куда больше напоминает попытку отвлечь взгляды от прошлого контекста американо-российских отношений, чтобы получить простор для создания новой попытки договариваться и «налаживать сотрудничество». Не добавляет оптимизма и тот факт, что Трамп все же победил свою администрацию в вопросе выбора формата встречи с Путиным: было известно, что именно президент США настаивал на полноценной беседе, что нашло подтверждение в информации от пресс-секретаря президента РФ, и именно так ситуация и сложилась в итоге. И как бы президент и госсекретарь США ни комментировали эту встречу по ее итогам, о чем говорили президенты доподлинно неизвестно. И, несмотря на заверения президента США, что никакого снятия санкций с РФ до разрешения сирийского вопроса и конфликта на Востоке Украины не предвидится, последствия этой встречи могут быть совершенно непредсказуемы.
Сценарии для Украины
Тот факт, что отсутствие Украины в Инициативе Троеморья вызвало столь бурную дискуссию внутри украинского общества, мог бы внушать оптимизм, если бы дискуссия велась с момента образования этой инициативы, а не с момента, когда информация о намерении Трампа посетить встречу этого экономического союза стала достоянием гласности. Да, это была бы неплохая возможность попытаться еще раз наладить контакт с Дональдом Трампом перед Саммитом большой двадцатки, но полагать, что Трамп – это и есть тот самый единственный человек, от которого зависит дальнейшая поддержка США Украиной, — это наивность на грани с глупостью.
Отсутствие в списках стран-участниц Инициативы Трех Морей Украины может быть рассмотрено как отрицательный фактор – в виду того, что мы остаемся за скобками формирующегося нового восточноевропейского контекста, который имеет шансы быть одобренным Белым Домом, но в контексте украинских отношений с нынешними официальными лидерами ЕС, у которых Инициатива Трех Морей вызывает немалое раздражение, наше отсутствие может восприниматься как нечто позитивное. Все зависит от того, какую стратегию в своих действиях на внешнеполитической арене изберет Украина. Но ясно одно: формировать ее все же придется, так как невозможно бесконечно полагаться на совокупность внешних факторов в виде заинтересованности тех или иных лиц в сотрудничестве.