К написанию настоящего опуса автора подвигло посещение пресс-конференции на тему “Возможен ли экономический прорыв в стране с условной демократией?”. Главным действующим лицом этого мероприятия, проводившегося Международным институтом демократии в рамках проекта “Мосты реформ” при содействии посольства США в Украине, был Душан Кулка, советник по вопросам инвестиций и конкурентоспособности USAID, бывший мэр города Прелуч (Чехия), консультант Чешского национального агентства по инвестициям “Чехинвест”. Выступление пана Кулки, к сожалению, содержало много заезженных либерал-буржуазных банальностей, но в целом было интересно послушать представителя немного известной автору бывшей соцстраны, являющейся, пожалуй, наиболее успешной в плане демократии и уровня жизни. Кроме того, в ответах на вопросы пан Кулка озвучил некоторую интересную информацию и был вынужден согласиться с некоторыми неприятными вещами. Но многого он не сказал…

Что бы там ни говорили о культурно-цивилизационных столкновениях в стиле Сэма Хантингтона, но важнейшей основой современной цивилизации все более становятся товарно-денежные отношения. Их глубина, всеохватность и, если так можно выразиться, “деградицие-генность” в моральном аспекте в разных точках земного шара в значительной степени различаются. Но превращение всего и вся в товар, использование денег как специфического “товара товаров” в качестве мерила, опять-таки, всего и вся, вторжение товарно-денежных отношений в те сферы, где их еще недавно не было и куда их пускать категорически нельзя, стало общей чертой практически всех стран и континентов, и в этом состоит, как выражался вождь мирового пролетариата, «существо текущего момента». Подчеркнем: гнусное существо…

В то же время базовые и привычные понятия “товар” и “деньги” являются иллюзией, мифом, плодом человеческого воображения, индивидуальных и межличностных отношений. Наряду с психологией, где эта тема толком не разработана и вообще мало кого интересует, для понимания этих вещей многое может дать хрестоматийный “Капитал” Карла Генриха Маркса. В тех разделах первого тома, которые касаются потребительской и меновой стоимостей, “бородатый классик” походя зацепил психологическую сторону экономических отношений, но до конца дело не довел, поскольку, во-первых, не ставил перед собой такую задачу, а во-вторых, в его распоряжении не было сколько-нибудь связной психологической концепции, на которую можно было бы опереться. Еще больше в этом смысле дают не слишком известные “Экономико-философские рукописи” того же Маркса, в которых он вводит понятия и пытается истолковать феномены “иллюзий общественного сознания” и “товарно-денежного фетишизма”.

Непонимание психологических основ экономических отношений ведет к жонглированию такими расхожими понятиями, как инвестиции, их вложение и возврат, реформы с целью привлечения инвестиций, создание привлекательного инвестиционного климата и прочая, а также созданию из них культа. Хотя четко ответить на вопрос, что же из себя представляют эти самые “инвестиции”, едва ли кто-то может. “Деньги” и “капиталы” — ответ неверный, точнее не объясняющий ничего по сути, а лишь заменяющий одни иллюзорные дефиниции другими.

Непонимание глубинной сути подобных вещей ведет к трагическим последствиям. Например, к тому, чтобы продать кормящую всех землю в обмен на “инвестиции” в виде денежных знаков, которые в неограниченном количестве печатаются в типографии, непрерывно обесцениваются и являются… Кстати, а чем они являются?

Здесь на помощь опять приходит “бородатый дедушка” Маркс, абсолютно правильно заметивший, что деньги — это материализованные, нарисованные на бумаге отношения между индивидами и вещами, а также индивидами между собой. Таким образом, будучи “отношениями”, деньги по сути являются некими универсальными содержаниями психики, материализованными на бумаге (в электронном, в монетном или в любом другом виде) и выраженными в цифровых символах. А там, где появляется психология, точнее осознанные и бессознательные, рациональные и иррациональные содержания психики индивидов и групп таковых, там начинаются иллюзии, мифы, установки, парадигмы, которые часто невозможно объяснить рационально.

Но вернемся к упомянутой пресс-конференции, которая была посвящена стандартно-банальной теме “Проблемы реформирования украинской экономики в условиях нестабильной демократии и перспективы экономической евроинтеграции Украины”. Уже в самом названии мероприятия содержится намек, что проблемная демократия или вообще отсутствие таковой делает успешное развитие экономики невозможным. Но от этих иллюзий, которые можно условно назвать “вульгарным либерализмом” (по аналогии с вульгарным марксизмом, вульгарным материализмом и т.д.), даже на нашем “занехаяном хуторе” уже постепенно избавляются, в связи с чем ведущий мероприятия директор Международного института демократии Сергей Таран справедливо высказался в том смысле, что в ряде стран, где демократией и не пахнет и по сравнению с которыми Украина представляет собой образец демократии, экономика развивается крайне успешно, например в Китае, Сингапуре и т.д. От себя можем привести и другие примеры успешных экономик — гитлеровская Германия и даже сталинский СССР.

Таким образом, развенчивается замшелый миф о том, что для бурного и успешного развития экономики крайне необходимы демократия, рынок и экономическая свобода. Отнюдь! В тоталитарных структурах экономика может развиваться намного успешнее, достигая невиданных для демократов высот. США? А кто сказал, что там демократия? Может, она там когда-то была, но это было очень давно… В Европе и в некотором смысле даже у нас демократии больше, чем в Америке.

То же касается мифа о том, что тоталитарный режим может обеспечить кратковременный рост экономики, но в долгосрочной перспективе проиграет, а так называемые рыночно-демократические режимы в долгосрочном измерении будут развиваться. Если в случае с тоталитариями из-за их обычной замкнутости можно с оговорками согласиться, то в случае с «рыночными демократами» — это миф, ибо именно они, демократы, всегда были источником глобальных кризисов. Просто до сих пор капиталистическая миросистема, основой которой являются демократы, находила выход из кризисов путем экспансии на территории или в сферы социального бытия, ранее капиталистическими и вообще товарно-денежными отношениями либо не занятые, либо занятые в слабой степени. Накануне последнего кризиса такой сферой было «надувание пузырей», выдумывание и стимулирование новых потребностей, большинство которых реально не нужно человеку и даже противоречит его природе, но человеком это не осознается. Сейчас идет судорожный глобальный поиск очередного «пузыря», который позволит «успешно развивать» экономику еще какое-то время, пока и этот «пузырь» не лопнет. Но когда-нибудь перечень сфер, в которых можно будет отыскать очередной «пузырь», окончится и наступит отягченный тотальным истощением природных ресурсов и уничтожением среды обитания глобальный кризис, из которого выхода не будет, и вдруг выяснится, что «рыночно-дерьмократическая» парадигма в этом смысле ничем не лучше тоталитарной, просто это две стороны единой диалектически противоречивой медали.

Наиболее логичным было бы расширение и углубление человечества, его интересов и применения его энергии в Космос, его исследование и освоение. Космос представляет собой Бесконечность, а потому активность по его освоению не может иметь границ по определению. Но к этому цивилизация не готова по социальным, интеллектуальным, морально-психологическим причинам, а потому продолжает выдумывать очередные «пузыри» или, что то же самое, мифы, обеспечивающие локально-временное так называемое экономическое развитие, длящееся до очередного лопания «пузыря». Впрочем, мы отвлеклись на более сложную и глобальную тему…

Вообще значимость экономики как таковой слишком преувеличена, и это есть еще один миф. Ибо что есть экономика в первичном этимологическом смысле, так сказать, в химически чистом виде? Грубо говоря, это всего лишь только соотношение между приходом и расходом. Другое дело, когда речь идет об экономических отношениях или, в более общем аспекте, отношениях социально-экономических как диалектически едином феномене. Здесь-то и начинаются мифы, Марксовы “иллюзии сознания” и прочие сложности, ибо это уже психологические, а не чисто материальные категории. Другое дело, что психологические феномены являются следствием такого явления, как психическая энергия, имеющая энергоинформационную природу, но все равно являющуюся материальной субстанцией, но и в эти «глубины» нырять сейчас не будем.

Душан Кулка говорил все, что положено говорить представителю младодемократов, работающему на американский USAID. На примере его родной Чехии он рассказал, как в начале 1990-х страна оказалась в объятиях кризиса, вызванного крушением соцлагеря и разрушением устоявшихся экономических связей. Пан Кулка забыл только, что еще одним “кризисогенным” фактором был распад в 1993 г. Чехословакии на два государства. Было решено переориентироваться с Востока на Запад и привлекать инвестиции транснациональных корпораций, к которым эксперт относится весьма уважительно. Было создано агентство “Чех-инвест” — аналог нашей “конторы Каськива”. Было выписано законодательство, способствующее привлечению инвестиций. Но инвестиции не шли до тех пор, пока не удался первый опыт со строительством предприятия японской корпорацией Panasonic. А дальше, как говорится, «поперло», и в итоге Чехия среди бывших соцстран стала лидером по привлечению иностранных инвестиций, а по уровню жизни и социальным стандартам догнала и даже обогнала многие страны «старой Европы». Кстати, эксплуатация наших заробитчан является одной из важных составляющих «чешского чуда», о чем пан Кулка не сказал.

Следует отметить, что в целом Чехия действительно поступила разумнее многих бывших «соцов». В отличие от Украины и России, Польши и даже Венгрии, чехи сумели сохранить, приумножить и модернизировать, пусть даже при помощи иностранного, чаще всего немецкого, капитала высокотехнологические отрасли. И это не только автомашины «Шкода» и пиво, в Чехии есть еще прецизионное машиностроение, металлургия легированных сталей, военная и авиационная промышленность, радиоэлектроника и приборостроение (в Киеве почти не осталось радиозаводов, которых при совдепе насчитывалось около десятка, а наш доблестный «Антонов» едва прозябает!). В Чехии нет такого, как у нас или в России, катастрофического экономического и социально-классового неравенства. Там до недавнего времени были мощные социальные программы. И все же социальные противоречия в Чехии накопились существенные…

Популярные статьи сейчас

"Бусификации конец": Умеров рассказал, как изменится мобилизация в Украине

Водителей штрафуют за номерные знаки: кто может попасть почти на 1200 гривен

Питер Тиль про триумф Дональда Трампа, путь к Армагеддону и “бегство из Украины”: что на уме у покровителя Джей Ди Вэнса

Украинцам сказали, как по ним ударит курс доллара: прогноз банкира на 2025 год

Показать еще

Когда повестка дня упомянутой пресс-конференции перешла к вопросам к чешскому эксперту, присутствовавшие в зале «мальчики и девочки от журнализма», представлявшие «Радио «Свобода» и прочие подобные СМИ, принялись задавать пану Кулке «правильные» либерал-буржуазные вопросы на тему, например, как сделать, чтобы в Украину рекой полились инвестиции, от коих страна расцветет, аки сакура японская по весне. Будучи настоящим чехом, пан Кулка на эти «правильные» вопросы с почти немецкой педантичностью давал столь же «правильные» ответы на тему «Что сделать Украине, чтобы инвестиции потекли в ней полноводной рекой». Это отнюдь не сарказм и даже не критика, ибо пан Кулка вызвал у автора симпатию и интерес, но он был, что называется, «при исполнении» и говорил то, что положено говорить при этом «исполнении».

При подобных разговорах абсолютно никому не приходят в голову элементарные вещи. Если вернуть в страну то, что олигархами вывезено в оффшоры, то нам никакие инвестиции не нужны. Накануне кризиса у нас был бум инвестиций, правда, не прямых в производство, а спекулятивных, которые все равно попадали в том числе и в производство, в частности в строительство. Этот бешеный приток «дурных» долларов привел к скачку долларовой инфляции и вздуванию долларовых цен практически на все, вплоть до хлеба и молока. И так далее… Словом, «приток инвестиций» может создать проблемы не меньше, чем их «отток». А затем грянул кризис, и инфляционный рост сменился стремительным дефляционным «схлопыванием», причем не только в Украине. Финансовый кризис американского разлива сменился долговым кризисом еврообразца, и теперь это «схлопывание» расползается по всему миру, в связи с чем разговоры и притоке инвестиций вообще теряют смысл: ну скажите, какие на фиг инвестиции из Европы, если в Испании и Португалии безработица зашкалила за 20%, а среди молодежи, которая там, кстати, отнюдь не горит желанием работать, так и вовсе превысила 50%, если в развитых странах режут по живому социальные программы, зарплаты и пенсии, опуская таким образом хваленый и привыкший хорошо жить «средний класс» до все более пролетарского состояния. Реальные инвестиции сейчас могут быть только из Китая, накопившего триллионы долларов на безбожной сверхэксплуатации своей сверхдешевой рабочей силы, причем под красными знаменами и под псевдокоммунистическую риторику.

А вообще автор может предложить простой и надежный способ привлечения в Украину больших инвестиций за короткое время: произвести распродажу украинской земли! А че?! Быстро и просто, а доллары будут просто эшелонами завозить! Борьке Колесникову придется организовывать срочную закупку подвижного состава для экстренной перевозки «зелени». А что лишимся земли-кормилицы в обмен на бумажки, которые катастрофически обесценятся, так это «издержки производства», те самые «щепки», которые летят, когда «лес рубят». Можно даже поставить эксперимент: как только в Украине объявят о массированной продаже земли всем желающим, производственные мощности Федерального резерва США и Евроцентробанка по печатанию денег перейдут на круглосуточный режим работы, а китайские «коммуно-капиталисты» толпой ломанутся в «неньку-Украину», а за ними в порты Одесса и Ильичевск прибудут океанские сухогрузы, груженные «зеленью» под завязку.

«Вечер перестал быть томным», когда автор этих строк поставил перед уважаемым паном Кулкой проблему следующего содержания. Несмотря на то, что чехи и украинцы являются близкими славянскими народами, менталитет и условия у нас разные, и чешские рецепты у нас могут быть неприменимы, да это в нашей теме не столь важно. Автора заинтересовал другой вопрос: почему в Чехии, являющейся самой успешной из бывших соцстран в деле «построения капитализма», причем капитализма с довольно-таки человеческим лицом, в последнее время резко возросло недовольство граждан, и это привело даже к уличным манифестациям и беспорядкам, чего не было со времен «бархатной революции» 1989 года? почему Чехия, хоть и вошла в НАТО и Евросоюз, ибо на момент вхождения это было выгодно и модно, славится евроспектицизмом, а в зону евро так и не вошла, хотя их бывшие соотечественники словаки туда вскочили, а теперь ноют по причине резко взлетевшей дороговизны жизни? и наконец, как получилось, что в Чехии, еще недавно кичившейся своим антикоммунизмом и приверженностью к идеалам «светлого капиталистического будущего», бешеными темпами растут рейтинги левых партий, которые набирают до 50% симпатий, причем феноменальные 13% и более показывает Компартия Чехии, которая, в отличие от подобных партий в других соцстранах, не переименовалась в каких-нибудь «демократических социалистов», а демонстративно сохранила свое старое, традиционное название времен Густава Гусака, Людвига Свободы, Александра Дубчека и прочих «чехословацких товарищей»?

Вопрос застал публику врасплох. Впрочем, журналистский молодняк из разного рода «агенций» на него слабо прореагировал, ибо «не врубился», о чем речь, а кто такой, например, Людвиг Свобода, так и вовсе понятия не имеет. Но директор Международного института демократии Сергей Таран даже слегка привстал, а пан Душан Кулка заметно занервничал… По крайней мере, автору так показалось. Но ведь дело в том, что это, пожалуй, самые интересные вопросы, которые можно было бы в данный момент задать именно чешскому эксперту! А как нам привлечь фирму Panasonic — это на самом деле ерунда. Да и на фиг она нам нужна?! Вон уже привлекли «Кока-колу», и теперь молодняк лакает какую-то дрянь вместо родного бабушкиного компота — вкусного, полезного для здоровья и поддерживающего отечественных производителей яблок, груш, слив, абрикосов и прочих фруктов и ягод. К тому же Panasonic уже прочно обосновался в Китае, поскольку в тамошней глубинке народ еще готов «пахать» от темна до темна за сотку баксов и даже домой не уходить, чтобы с утра не тратить время на дорогу к работе, а проспавшись прямо под станком, с первыми петухами начать «пахоту», зарабатывая упомянутую «сотку». А нам оно надо?!

Отвечая на вопрос, пан Кулка обвинил прежде всего нынешнее правительство Чехии в коррупции и некомпетентности. Что касается коррупции, то она есть везде, и думается, что по сравнению с нашей коррупцией чешская представляет собой детскую забаву в песочнице. С некомпетентностью примерно то же самое. Правда, есть особенность: следуя путем, начертанным «великим еврокормчим» в лице Ангелы Меркель, власти Чехии тоже принялись проводить политику «затягивания поясов», но чехи привыкли жить хорошо, и им это очень не понравилось. Например, они привыкли, что у них бесплатное высшее образование, и когда правительство взялось переводить его на платную основу, то нарвалось на массовые протесты студентов. Бюджетники и пенсионеры Чехии привыкли, что их доходы и уровень жизни постепенно повышаются, и когда власти взялись ограничивать эти доходы, то нарвались на серьезные, как для Чехии, протесты. Отсюда же рост популярности левых партий, включая коммунистов, которые придерживаются коммунистической морали, в отличие от заплывших буржуйским жиром Симоненко и компании. Чешские левые умело используют ситуацию в стране в политической борьбе. Наконец чехи поголовно отказываются от поддержки «разных там» греков, и здесь аккуратных и по-немецки воспитанных чехов можно понять.

Автор задал пану Кулке наводящие вопросы: каковы были ожидания чехов в начале 1990-х? как они трансформировались в связи с тем, что стало очевидно — «капиталистический рай» также недостижим? не является ли нынешний рост социальной напряженности и популярности левых прямым следствием кризиса?

Пан Кулка ответствовал несколько размыто. Пустившись опять в пересказ истории привлечения в Чехию иностранных инвестиций, он не сумел или не захотел рассказать о психологическом аспекте — о динамике поддержки и/или неподдержки рядовыми гражданами капиталистических реформ. Возможно, он даже об этом и не задумывался, ибо для работы в USAID такое не требуется. По мнению Душана Кулки, Чехия от кризиса пострадала не слишком сильно, а безработица в стране не превышает 8%, что на фоне Португалии и Испании не так уже и плохо.

Но один психологический аспект пан Кулка все же затронул. Он полагает, что недовольство чехов вызвано особенностями национального менталитета: дескать, чехи завистливы и очень не любят, когда кто-то живет лучше их, т.е. когда налицо имущественное расслоение. И это при том, что на фоне катастрофического расслоения в Украине в Чехии царят просто-таки равенство и братство! В качестве примера для подражания пан Кулка привел албанцев: дескать, по сравнению с чехами, они бедны, как церковные мыши, но при этом сохраняют невиданную жизнерадостность.

Здесь уважаемого эксперта круто «занесло на повороте». По данным, которыми располагает автор, иллюзии о «светлом капиталистическом завтра» в Чехии развеялись достаточно быстро, даже несмотря, повторимся, на действительно успешность страны. Стало очевидным, что основой системы все равно является наличие энного количества бедных и очень бедных. Даже столь вожделенное бурное экономическое развитие — это не так уже и хорошо, ибо оно везде и всегда неизбежно порождает перекосы, диспропорции и прогрессирующие социально-экономические противоречия, которые обостряются с приходом очередного кризиса, который рано или поздно все равно наступит. И он наступил, приведя к росту недовольства и популярности левой идеологии в довольно-таки буржуазной стране, каковой является Чехия.

Что же касается «радостности» албанцев, то приведем контраргумент. Не так давно западные ученые (из какой страны именно, автор запамятовал, но это и неважно) проводили этно-психосоциальные исследования на предмет «ощущения радостности бытия» разными народами. Западники часто проводят подобные исследования от не фиг делать. Так вот, в этом смысле албанцев далеко обгоняет среднестатистический житель Индии с ее буддистским и индуистским мироощущением. Индусы, кстати, в среднем намного беднее даже албанцев, хотя Индия сейчас экономически бурно развивается, к вящей радости либерал-демократов, хотя и здесь это ведет к неуклонному обострению социально-экономических противоречий.

Но мало кто знает, что при всем этом именно в Индии на данный момент имеет место одно из самых мощных пролетарских движений в мире — с уличными побоищами и красными флагами, на которых изображены в профиль и анфас товарищи Маркс—Энгельс—Ленин, Троцкий, Эрнесто (Че) Гевара де ля Серна и прочие выдающиеся личности революционного пантеона.

Об этом пан Кулка также не сказал, хотя, вполне возможно, что и не знал, ибо должность консультанта по инвестициям в USAID этого не требует.

И все же общение с паном Душаном Кулкой было интересным, а также полезным уже хотя бы потому, что это подвигло автора этих строк на словоизвержение о типичных мифах товарно-денежной цивилизации, что и привело к написанию настоящего опуса.

газета «Свобода», www.svoboda.com.ua