Западные компании отказываются от заказов в Украине, немецкие предприниматели на местах опасаются за свое существование - не из-за конфликта, а из-за того, что Польша блокирует границу на западе. Почему ЕС не вмешивается?
Когда ничего не помогало, Маркус Чупек отправил одного из сотрудников своего офиса на задание. Чупек - основатель и руководитель компании - поставщика: его компания Time & Space, в которой работает несколько сотен человек, недалеко от Львова на западе Украины, производит кабельные жгуты для автопроизводителей и производителей бытовой техники.
Однако с октября прошлого года у него все чаще возникают проблемы с выполнением обязательств по поставкам. С тех пор время ожидания украинских грузовиков на пограничных переходах в Польшу увеличилось с нескольких часов до более чем трех недель. Поток товаров между ЕС и Украиной на протяжении нескольких месяцев массово нарушается различными группами.
Их мотивы иногда более, иногда менее понятны. Польские фермеры в настоящее время блокируют границу. Они протестуют против импорта из Украины, а также против экологических требований «Нового зеленого курса» ЕС. В начале марта ситуация была настолько опасной, что один из клиентов компании Чупека был на грани остановки производства, потому что компоненты из Украины не поступали
Тогда немецкий бизнесмен попросил украинскую сотрудницу съездить к заказчику в Польшу на личном автомобиле. Она привезла через границу два ящика со срочно необходимыми компонентами: как раз вовремя для заказчика, без необходимой регистрации в пограничных органах и таможенного оформления.
Глава компании беспомощно пожимает плечами. Может быть, лучше было бы рискнуть остановкой завода на территории заказчика - и потерять жизненно важный заказ? «Наше существование теперь действительно поставлено на карту», - резюмирует Чупек.
Поскольку большинство грузовиков переключились на другие маршруты, время ожидания в Словакии и Венгрии также резко увеличилось. Зимой несколько украинских водителей грузовиков погибли в ожидании на границе. Экономические последствия также драматичны: блокада может стоить разоренной Украине до 400 миллионов долларов, согласно расчетам украинского министерства сельского хозяйства.
За эти потери, скорее всего, придется платить европейским налогоплательщикам: хотя государственные доходы Украины увеличиваются благодаря росту экономики, их все еще недостаточно, чтобы покрыть все расходы, связанные с военным конфликтом. В 2024 году дефицит может составить 36 миллиардов евро - сумма, которую, вероятно, придется покрывать в значительной степени за счет европейцев, учитывая политические неурядицы в Вашингтоне.
В долгосрочной перспективе блокада может обойтись украинцам и их союзникам еще дороже. Проблемы существуют уже так долго, что отпугивают инвесторов и клиентов. На самом деле цель ЕС - интегрировать Украину в цепочки добавленной стоимости европейской экономики. Однако сейчас происходит обратное. «Наши клиенты больше не размещают новые заказы в Украине, - подтверждает предприниматель Чупек. После начала конфликта в 2022 году еще можно было надежно снабжать клиентов, несмотря на серьезные трудности. «Но теперь все поставлено на карту. Ситуация хуже, чем после начала конфликта».
Компании на Западе начинают принимать новые решения о размещении. Чупек только что убедился в этом: производитель бытовой техники прекратил размещение заказа на своем заводе в Западной Украине из-за проблем с поставками. «С ним связано 50 рабочих мест», - заявляет глава компании.
Такое развитие событий подтверждают и другие немецкие компании. В последние месяцы на заводах ЕС неоднократно происходили кратковременные остановки производства из-за того, что детали из Украины не поступали вовремя, говорит менеджер одного из крупных немецких поставщиков.
«Многие автопроизводители больше не хотят нести риск в Украине, - говорит мужчина. Что еще хуже для Украины, многие поставщики уже создали параллельные производственные линии в других странах, таких как Румыния или Сербия. Собственно, они должны были взять на себя управление только в случае перебоев с поставками на Украину.
Поскольку перебои в торговле стали повседневным явлением, Украина рискует потерять свое преимущество в стоимости по сравнению с соседними странами. Цены на грузовые перевозки в ЕС резко возросли; Внешнеторговая палата (AHK) в Киеве говорит о 300-процентном росте. Из-за того, что тяжелые грузовики блокируются, некоторые компании теперь отправляют через границу не один, а десять фургонов. Но для этого также требуется десять водителей. «Это неэкономично. Мы больше не зарабатываем денег», - говорит Чупек.
Перевод часов: украинцам прояснили ситуацию с переходом на зимнее и летнее время
Надбавка к пенсии 570 гривен: эксперт раскрыл неожиданный нюанс выплат
Россия столкнулась с дефицитом товаров народного потребления – эксперт
За руль нельзя: с какого возраста водителям запретили управлять авто
Почему это зашло так далеко? После начала конфликта ЕС разрешил беспошлинный ввоз украинской сельскохозяйственной продукции, чтобы поддержать страну в ее отчаянной обороне против Кремля. От доходов, полученных от экспорта в ЕС, должны были выиграть не только украинские фермеры, но и киевский государственный бюджет. В противном случае, по логике Еврокомиссии, бюджет должен был бы пополниться прямыми субсидиями из Брюсселя.
Однако, чем дольше длился конфликт, тем сильнее становилось недовольство фермерского лобби. А шаткое внутриполитическое положение многих правительств ЕС делает их восприимчивыми к давлению с улицы. В последние месяцы Брюссель уже пошел на ряд уступок фермерам. Сначала Комиссия выделила дополнительную помощь пострадавшим приграничным регионам в Польше и Румынии. Затем институты конфедерации согласились снова, хотя бы немного, ограничить импорт кур, яиц и сахара из Украины.
После этого стране будет разрешено беспошлинно поставлять в конфедерацию столько же товаров, сколько в период с 2022 по 2023 год. Кроме того, должны были наступить сроки уплаты пошлин, что означало бы, что экспортные доходы Украины, по расчетам Комиссии ЕС, сократились бы примерно на 200 млн евро.
Однако этого было недостаточно для таких стран, как Польша и Венгрия. Хотя переговоры уже были завершены, они настаивали на дальнейших ограничениях. А с тех пор, как фермеры во Франции снова начали вываливать кучи навоза на улицы, к ним вскоре присоединился еще один влиятельный союзник: президент Франции Эммануэль Макрон. Он любит покривляться, угрожая российскому президенту Владимиру Путину сухопутными войсками и обещая Украине безоговорочную поддержку («чего бы это ни стоило»).
Однако, когда речь заходит о сельском хозяйстве, он явно равнодушен к проблемам Киева. На последнем саммите ЕС в марте Макрон призвал ввести тарифы на украинскую пшеницу, что вызвало раздражение большинства глав других правительств. По расчетам Брюсселя, эта мера лишила бы страну, находящуюся в тяжелом положении, примерно половины доходов от продажи сельскохозяйственной продукции в Европе.
Это уродливая картина, которая вновь и вновь проявляется в последние месяцы: с одной стороны, европейцы регулярно заверяют Украину в безусловной солидарности. Однако, когда речь заходит о синекурах хорошо организованных групп интересов, настроение порой создается на почве дешевой обиды.
Например, весной Макрон прошептал, что недопустимо, чтобы один украинский птицеводческий олигарх обогащался за счет фермеров ЕС. Импорт мяса птицы из Украины действительно значительно увеличился и составило 230 000 тонн в 2023 году. Однако это соответствует всего лишь 1,5 процентам производства птицы в ЕС, которое составляет почти 13 миллионов тонн.
Колебания Макрона, вероятно, объясняются его слабыми рейтингами: по данным опросов общественного мнения, в настоящее время его партия отстает от правых популистов Марин Ле Пен в опросах на европейских выборах. Вопрос в том, как Европа намерена противостоять России и спасти Украину в долгосрочной перспективе, если даже незначительные изменения на рынке приводят к таким потрясениям.
Если экспорт пшеницы из Киева в ЕС действительно будет обложен налогом, это станет еще одним серьезным ударом для страны, которая борется за свое физическое выживание. Это также вряд ли поможет восставшим фермерам. Действительно, цена на пшеницу в последние месяцы упала. Однако это глобальная тенденция, которая обусловлена не только российским экспортом, но и неверными решениями стран ЕС.
Например, бывшее правительство PiS в Польше накопило большое количество пшеницы в разгар продовольственной инфляции в прошлом году, что сейчас увеличивает избыток предложения на рынках. «Чтобы отреагировать на падение цен на пшеницу, мы должны оказать адресную помощь фермерам», - заявляет Комиссия. «В то же время преимущества Украины в экспорте товаров в Европейский союз должны быть сохранены».
Неудивительно, что фронт в Брюсселе продолжают ожесточаться. Ни на последнем саммите ЕС, ни на встрече послов стран ЕС на прошлой неделе решения найдено не было. Новый раунд переговоров между брюссельскими институтами сегодня, в понедельник, призван разрядить обстановку.
На стол легло предложение, которое поддержало явное большинство стран-членов. Согласно предложению, надбавки на украинскую сельскохозяйственную продукцию, такую как яйца, овес и сахар, будут снова увеличены, но пшеница останется беспошлинной. По оценкам Комиссии, это предложение увеличит убытки Украины примерно до 400 миллионов евро.
Однако Польша и Франция продолжают бороться за более жесткие сокращения. Кроме того, пока неясно, будет ли компромисс также способствовать прекращению блокады на границе. Представители польского правительства не хотят давать никаких гарантий на этот счет.
Недовольство растет и в остальных странах ЕС. На встрече со своими европейскими коллегами на прошлой неделе министр сельского хозяйства Германии Джем Оздемир громко ругал правительства стран ЕС, «которые проповедуют солидарность с Украиной в воскресных речах, но делают противоположное с понедельника по пятницу». Любой, кто обвиняет Украину в ошибках, способствует «путинской пропаганде», - сказал он. «Никто не должен принимать в этом участие».
В парламенте Германии также растет готовность встать на сторону Украины в этом конфликте. «Сваливать проблемы европейской сельскохозяйственной политики на Киев — это несолидно и нерационально», - считает председатель комитета по торговле в парламенте ЕС. Сейчас среди евродепутатов существует настроение сохранить потери для Украины в узких пределах.
Брюссель также должен принять более четкие меры против подрыва европейской торговли. «Блокада на польской границе незаконна», - считает председатель комитета. «Польское правительство обязано прекратить это». В случае сомнений Брюссель должен вмешаться. «Если правительство в Варшаве не сдвинется с места, Комиссия ЕС должна возбудить против Польши дело о нарушении», добавляет он.
Новый премьер-министр Польши Дональд Туск, с другой стороны, более либерален и примирителен, чем его предшественник из консервативной партии PiS. Однако ему также приходится учитывать настроения польских фермеров - и тех, кто входит в его собственную коалицию, состоящую из политических сил самых разных цветов. Например, заместитель министра сельского хозяйства - фермерский функционер, склонный к радикальным лозунгам, который в прошлом также заключал пакты с партией PiS.
В конце марта его поведение вызвало возмущение в Украине, поскольку замминистра демонстративно заснул во время переговоров по зерновому спору. Чиновник «странно вел себя во время переговоров. Он вскакивал, несколько раз выбегал из комнаты, возвращался, фыркал и проявлял нервозность», - отметили в Ассоциации украинских зернопроизводителей.
Даже если конфликт с фермерами будет улажен: проблемы на границе могут продолжиться. В последние месяцы были созданы «опасные прецеденты», считает Федор Омелинский. Он отвечает за украинский бизнес в компании Rehau, производящей оконные профили. Он опасается, что в будущем различные группы могут продолжить попытки отстаивать свои интересы, блокируя границу. До польских фермеров польские перевозчики уже парализовали границу на несколько месяцев. Их требования все еще обсуждаются, и конфликт до сих пор не разрешен.
Филипп Юнге, член правления химического трейдера Oqema из Мёнхенгладбаха, придерживается аналогичного мнения. Компания в основном поставляет строительные материалы, химикаты, необходимые для строительства. Транспорт обходится все дороже и дороже. С одной стороны, это снижает прибыль и приводит к росту цен. «Это проблема для Украины, потому что это также увеличивает расходы на все строительные проекты в стране», - говорит Юнге. Менеджер говорит, что ему непонятно затянувшееся маневрирование ЕС в этом вопросе. Парадоксально, что ЕС, с одной стороны, закачивает деньги в Украину, а с другой - подавляет попытки Украины помочь себе, исходя из конкретных интересов.
Более того, следующий конфликт уже назревает: в Польше резко упало производство цемента. Основная причина этого - снижение строительной активности в стране. Но производители цемента уже назвали другого виновника: конкуренцию со стороны Украины.
Источник: Der Spiegel