Как известно, CEBS (Европейский комитет банковского надзора) проводил стресс-тесты банковского сектора государств Еврозоны на предмет достаточности капитала, в результате чего проверкой было охвачено 65% банковского сектора, а это — 91 банк. Успешным прохождением проверки для банка считалось получение оценки достаточности капитала первого уровня в условиях ухудшения экономической ситуации на уровне не менее 6%.
Банки, у которых отношение стоимости акций в капитале и резервов к объему активов признано на достаточном уровне (таких набралось всего 84 из участвовавших в тесте, на долю которых приходится 60% всего банковского сектора ЕС) признаны устойчивыми противостоять рискам повторения финансового кризиса. Как стало известно, 7 банков не прошли стресс-тесты.
Экстраполируя данные исследования на весь финансовый сектор Европы, показатель возможности банков ЕС противостоять финансовым рискам приобретает показатель в 5%, иными словами — каждый двадцатый европейский банк (априори) можно считать подверженным рискам, а значит обладающим недостаточным капиталом и требующим решений вопросов наращивания капитализации.
Среди банков, которые не прошли проверку один из Германии (Hypo Real Estate), один из Греции (ATEBank) и пять финансово-кредитных учреждений из Испании. По мнению экспертов, такие результаты стресс-тестов были вполне предсказуемыми, а власти стран, в которых банки оказались наиболее подвержены рискам, понимают уязвимость своих национальных финансовых систем и работают над решением вопросов устойчивости.
Анализируя обнародованные результаты стресс-теста и учитывая количество проверенных банков в странах Еврозоны, при условии проверки 14 банков Германии, 6 в Греции и 27 в Испании, проблемной частью сектора в этих странах можно считать
- Германия — 7%;
- Греция — 17%;
- Испания — 19%.
Данный пример наглядно демонстрирует возможность финучреждений противостоять внешним факторам, которые могут сказаться на их устойчивости. Высокий процент, который приходится на долю проблемных банков Испании и Греции можно считать индикатором состояния экономик этих стран и насущность проблемы госдолгов, а для Германии, самой большой страны Евросоюза, служит маркером наличия проблем во всем финансовом секторе ЕС, одной из главных частей которого является ФРГ, чей «Deutsche Bank» является одним из крупнейших держателей госдолгов государств ЕС. В целом, банковская система ЕС работает, как бы не казалось на первый взгляд глядя на неплохие результаты стресс-тестов, в экстремальном режиме.
В совокупном выражении, опираясь на результаты стресс-теста, можно считать, что 5% финансового сектора Европы находится в зоне повышенного риска, а финучреждениям ЕС, по оценкам экономистов, необходимо дополнительное вливание капитала в объеме 3,50 млрд. евро.
Ввиду высокого влияния результатов европейских стресс-тестов на состояние финансовой системы не только Европы, но и мировых фондовых рынков, результаты исследования были опубликованы 23 июля, после закрытия рынков, однако уже в субботу евро начал сдавать позиции по отношению к доллару.
Единого мнения финансистов о необходимости и целесообразности проведения стресс-тестов банковского сектора Европы не было. Некоторые эксперты прогнозировали позитивные результаты стресс-тестирования, как это было в 2009 году, когда не были выявлено ни одного проблемного банка из 22 принимавших участие в проекте, однако результаты стресс-теста не были обнародованы. Однако были и те, кто считал проверку банков Европы лишь предметом успокоения рынков и усыпления бдительности перед лицом реально существующих проблем.
Во всей этой ситуации очевидно лишь одно: стресс-тестирование должно было подать сигнал мировой экономике о том, что рынок Еврозоны проходит реабилитацию, ввиду чего весь затеянный проект в большей мере можно считать кампанией по спасению экономики ЕС и США, нежели реальным средством, способным решить насущные проблемы мирового банковского сектора.
Накануне обнародования стресс-тестов (по результатам рабочего дня 23.07.2010 г.) фондовые площадки США в ожидании результатов из Европы закрылись ростом главных индексов. Так индекс DJIA подрос на 1% до 10425 пунктов, а индекс S&P 500 закрылся на месячном максимуме в 1103 пунктов. Показательно, что основной европейский индекс DJ Stoxx 600 вырос всего на 0,30% до отметки 256 пунктов, в то время как ожидания финансистов за Атлантикой были выше, что может указывать на высокую заинтересованность США в результативности стресс-тестирования, проводившегося в Европе и надеждах на его результаты.
Однако уже после публикации результатов стресс-тестов, мнения в экспертных кругах о реалистичности полученных данных разделились. В частности, эксперты отмечают, что не проводилось моделирование ситуации суверенного дефолта Греции, а это является одним из ключевых факторов нестабильности в зоне ЕС. Из чего можно сделать предположение, что дефолта Греции ожидать не стоит, а все нагнетание атмосферы вокруг этой проблемы является лишь громоотводом для реальных проблем, царящих в экономике Старого Света.
Также весьма важным показателем заагнажированности проведенных стресс-тестов является тот факт, что немецкий «Deutsche Bank» отказался предоставить общественности информацию о доле государственных ценных бумаг в своем портфеле активов. Как известно, банки тестировались и по третьему сценарию — возможности «суверенного шока», когда при условии роста стоимости госдолга как держателям ценных бумаг правительств им пришлось бы решать проблему достаточности своих капиталов.
Путин начал вербовать наемников еще из одной страны: отправляют сотнями в Украину
Цены на топливо снова взлетят: названы причины и сроки подорожания
“Умру в борьбе за свободу”: Хавьер Милей о радикальных реформах в Аргентине, войне с социализмом и надеждах на Трампа
Путин скорректировал условия прекращения войны с Украиной
Отказ немецкого гиганта финансового рынка обнародовать данные о влиянии на его устойчивость суверенного долга можно считать показателем актуальности проблемы суверенных долгов в государствах ЕС в целом. Хотя показатели экономики Еврозоны демонстрируют сегодня позитивные результаты, фондовые рынки и крупные финансовые учреждения находятся в ожидании подтверждения позитивных прогнозов и не спешат с изменением тактики борьбы с кризисом, а проблема государственных долгов в странах Еврозоны стоит в ряду первостепенных задач к решению.
Владимир Беляминов, «Хвиля»