Если вспомним дела двухгодичной давности, то в ноябре 2008 г., когда Украине был выделен кредит в 16,40 млрд. долларов, первым траншем в страну зашло 4,5 млрд. долларов, а это немногим 27,40%. Почти треть. Почему же сегодня Украина готовится получить первый транш, который по отношению к общей сумме кредита составляет фактически десятую часть, в то время как в 2008 г. страна получила первым платежом сразу чуть меньше 1/3 от всей суммы? В относительных показателях, ожидаемый первый транш по новой программе итого меньше в три раза первого транша 2008 г.
Я склонен больше верить, что это связано с осознанием того, для чего вообще привлекается кредит МВФ. Судя по всему, правительство понимает, что кредит нужен априори больше для создания некой «подушки безопасности», чем для реальных расходов. Получение кредита влечет за собой целый ряд изменений имиджа Украины в глазах мира.
Как известно, нам уже повышен суверенный кредитный рейтинг Fitch по долгосрочным обязательствам в иностранной валюте с уровня «В-» до «В» с прогнозом «стабильный», Standard&Poor’s поставили Украину в список на пересмотр долгосрочного суверенного кредитного рейтинга и рейтинга по обязательствам в валюте, которые, возможно (а в больше мере я уверен) будут пересмотрены до В+ и В соответственно.
Еще в ноябре 2009 г. в статье «Кредиты МВФ дестабилизируют гривну» я проследил тенденцию того, каким образом изменялся курс гривны (на примере межбанка) в зависимости от траншей МВФ и пришел к выводу, что объемное кредитование экономики Украины Международным валютным фондом негативным образом сказывается на курсовом поведении гривны. Национальная валюта, стабилизируясь накануне получения очередного транша, после получения такового совершает в течение нескольких недель очередной виток инфляции, принимая динамику в относительно длительном периоде.
Поэтому, получение такого незначительного по объемам транша от МВФ можно расценивать как один из элементов попытки стабилизации ситуации вообще, но в меньше мере экономическую необходимость, поскольку ресурсы планируют направлять, как заявлял Азаров, в золотовалютные резервы и на инвестпроекты.
Владимир Беляминовв, «Хвиля»