Попалась интересная статья в журнале Форбс про работу правохранительной системы в Грузии:
В ходе первичной антикоррупционной кампании чиновников, бизнесменов и криминал принуждали под страхом уголовного преследования — в некоторых случаях основания для этого были — возвращать государству «нетрудовые доходы». Эти деньги, в частности, использовались при проведении реформ, пополнив внебюджетные фонды. Из них выплачивались повышенные зарплаты новым чиновникам и финансировались спецоперации.
Система внутренних дел подверглась кардинальной чистке. В течение двух лет из МВД было уволено 75 000 из 85 000 человек. Распустили ГАИ, и в течение трех месяцев дорожную ситуацию не регулировали вообще. Я спросил министра внутренних дел Вано Мерабишвили, как это было возможно, ведь осмотр места происшествия, допросы, экспертиза требуют определенного опыта. «Граждане согласились потерпеть, — ответил он. — У нас был кредит доверия, который мы использовали на коренную ломку старой структуры и качественный отбор сотрудников. Мы брали на работу людей с головой. Поверьте, способные люди всему быстро учатся».
Месяц назад я был в Грузии разок пытался дать взятку. На личном опыте подтверждаю, что, по крайней мере, низовая коррупция в Грузии если не побеждена совсем, то уж точно минимальна.
Попытался «дать» в автобусе. Дело в том, что автобусы в Тбилиси оснащены электронными кассами, которые выдают билет, если в кассовый аппарат кинуть 30 тетри (5,5 рублей). Если положишь больше — выдадут сдачу. Но аппараты работают только от тетри, и металлические лари брать не хотят, «выплевывают» их. Ехать безбилетником мне западло, особенно в чужой стране. Скажу честно, мне было бы просто стыдно платить штраф, тем более из-за копеечной стоимости проезда.
Я подхожу к водителю и протягиваю ему монету 1 лари, говорю, что сдачи нет, а не заплатить за проезд не могу. Водила смотрит на меня с ужасом (!, наверное, думал, что провокатор) и говорит, что ни за что платить не надо, «я денег не беру, контролера не было — повезло, выходи так». В шоке вышел, было немного не по себе (надо же, кавказец, а не взял!), зато потом оплачивал проезд исправно, специально менял мелочь.
Кстати, полицейских в Грузии на улицах очень мало, но стоит чему-нибудь случиться, они уж тут как тут. Служить в грузинской полиции престижно, оттого полисмены не только работой своей дорожат, но при этом хорошо относятся к людям — ни разу у меня не проверяли документы на улицах (хотя я же «оккупант»), а сотрудники таможни были предельно корректны. Корректны настолько, что отказались взять визовый сбор долларами с хорошей переплатой.
Задумывался, в чем же причина лютой ненависти наших высших чиновников к Саакашвили? В том, что тот дал санкцию на войну в Южной Осетии? Его помощники получали зарплату от США? Был лидером «революции роз»? Нет, нет, нет. Ненависть происходит именно из-за того, что тот успешно борется с коррупцией. Этот в основном факт скрывается российскими СМИ, но его отмечают даже противники Мишико.
Кстати, Саакашвили грузины скорее любят. Как крутого чувака, который, «хоть и пизданутый немного, делает много хорошего для своей страны». В Тбилиси противников Саакашвили больше всего, поэтому на недавних выборах его партия получила в столице только 61% голосов. Провинция голосует за него на 80-90%, даже непокорная ему когда-то Аджария.
Конечно, административный ресурс никто не отменял, но мнение, что Грузия движется в правильном направлении, за исключением нескольких недочетов (главный — ссора с Россией) и общий оптимизм грузин дают основания считать, что у Грузии как государства под управлением Саакашвили и его команды есть неплохие для такой страны перспективы.
Петр Королев для «Хвилі»