Что же может послужить причиной? В первую очередь некоторые новшества, заложенные в проекты Налогового и Бюджетного кодексов. Введение фактически односторонней ответственности (в 70 пунктах 22 статей проекта) плательщиков налога перед государством (против 1 статьи в их пользу).
Невозможность отнести на валовые расходы предприятия средства, потраченные на покупку товаров и услуг у частных предпринимателей.
Введение сложной системы штрафов за нарушение налогового законодательства, когда за одно и то же нарушение возможно будет взимать несколько различных видов штрафов одновременно.
Существенное расширение полномочий налоговых органов и увеличение сроков и числа различных проверок. Резкое уменьшение видов деятельности, при котором возможен выбор упрощённой системы налогообложения. Увеличение суммарной нагрузки на единоналожников.
Всё это поставит значительную часть бизнеса на грань разорения. В итоге перед бизнесом встанет вопрос: что с этим всем делать? Парадоксально, но ответ на него кроется там же – в проекте Бюджетного кодекса.
«Местные бюджеты получат уже в следующем году дополнительный ресурс около 12 млрд. гривен», – сказал премьер Азаров, анонсируя новую редакцию Бюджетного кодекса. По его словам, правительственный проект предполагает передать в местные бюджеты 8 общегосударственных налогов и сборов, а также пятую часть налога на прибыль.
Много это или мало? Если поделить всю сумму на число субъектов административно-территориального деления Украины, то на каждый придётся по 1 млн. грн. в год. Конечно, за эти деньги нельзя ни школы построить, ни больницы, ни дороги – разве что починить что-нибудь. С другой стороны, миллион гривен – приз, достойный того, чтобы за него побороться. Особенно в дотационных регионах, а таких в Украине большинство.
Как же местные предприниматели смогут попытаться вернуть себе деньги, отобранные у них в результате налоговой реформы? Ответ один: получив доступ к бюджету. Для этого им придётся стать депутатами местных советов. Только на госзакупках, существенно увеличенных после получения областными, городскими, районными и т. д. бюджетами дополнительного источника доходов, бизнес может исправить своё финансовое положение. Правда, 1 млн. грн. для крупного города – это капля в море, но для небольшого села – океан возможностей.
В такой ситуации шанс побороться за местную власть получает не только «самый оппозиционный» БЮТ, но и множество более мелких всеукраинских партий, и не только оппозиционных. В первую очередь счастье может улыбнуться «Сильной Украине» Сергея Тигипко, который в качестве одного из главных ответственных лиц за разработку проекта Налогового кодекса хорошо осведомлён о его подводных камнях и может это знание донести до своих партийных структур. «Фронт перемен» Арсения Яценюка тоже получит свои бонусы. Если раньше местные бизнесмены не видели особой надобности в том, чтобы его поддерживать, то теперь это может стать для них насущной необходимостью. И даже маргинальные и сугубо региональные проекты имеют шанс попытаться побороться за фракцию в местном совете.
Новая реальность рождает новые правила игры и даёт новые возможности. Но будет ли она лучше, чем реальность сегодняшняя?
Юрий Гаврилечко, эксперт Фонда общественной безопасности, для «Фокуса»