Таможенный союз: политический жупел или новая кооперация?
С избранием нового президента все чаще в средствах массовой информации стали появляться материалы о том, что Таможенный союз Украины с Россией, Белоруссией и Казахстаном крайне негативно скажется на ее отношениях с ЕС и будет противоречить условиям вступления во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО).
Следует заметить, что в этом вопросе на президента В.Януковича оказывается беспрецедентное давление со стороны Запада. Понимая, что, объединившись в некий экономико-политический консорциум, Украина, Россия, Белоруссия и Казахстан станут намного менее уязвимы для внешнего влияния, на президента давят изо всех сил. Очевидно, что одним из результатов такого давления стало мартовское заявление В. Януковича о том, что Украина войдет в Единое экономическое пространство (ЕЭП) только на условиях Всемирной торговой организации (ВТО), членом которой она является. Украинский президент также выразил мнение, что в связи с этим нужно, чтобы остальные участники ЕЭП тоже вошли в ВТО.
Что же такое Таможенный союз и почему его создание между Украиной и РФ так опасно для ЕС? Таможенный союз является особым видом региональной интеграции. В пределах этого интеграционного объединения проводится единая торговая политика между странами–участницами, существует свободный доступ к товарам, произведенным в этих странах, осуществляется свободное передвижение товаров из одной страны в другую, нет таможенных сборов с товаров, внешнеторговые связки его членов с третьими странами определяются коллективно и проявляются в установлении единых тарифов в торговле и в передвижении рабочей силы и капиталов.
То есть, вступив в Таможенный союз, Украина получает возможность свободного доступа на рынки России, Беларуси и Казахстана, а товары из этих стран становятся намного дешевле уже на территории Украины. В результате они начинают вытеснять дорогие и сравнимые по качеству товары из ЕС. Кроме того, именно в рамках Таможенного союза Украина имеет шанс реализовать свои геополитические возможности транзитной державы. Логичным следствием Таможенного союза наверняка станет транспортный консорциум, который обеспечит сухопутный транзит грузов с Дальнего Востока в Европу
В результате именно политика Таможенного союза будет иметь решающее воздействие на ценообразование потребительских товаров в странах ЕС. Скорее всего, именно по этой причине Украину так старательно пытаются «уговорить» не ускорять экономическую интеграцию с восточными партнерами.
Европейская комиссия объяснила Украине невозможность одновременного вступления в Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном и создания зоны свободной торговли (ЗСТ) с ЕС.
Так, 7 апреля заместитель генерального директора Генерального директората «Европейская политика соседства» Еврокомиссии Хьюг Мингарелли, выступая на заседании Комитета по вопросам иностранных дел Европарламента, заявил, что «если Украина должна будет присоединиться к этому Таможенному союзу, станет чрезвычайно сложно для этой страны сформировать зону свободной торговли с ЕС. Поскольку формирование Таможенного союза будет означать, что Украина присоединится к общим внешним тарифам с тремя странами, торговля которых с ЕС очень мало либерализована. И, боюсь, мы окажемся в тупике».
ПА НАТО призвала как можно быстрее принять Украину в Альянс
Украинцы каждый день демонстрируют свой несокрушимый дух - Трюдо
Обновлены социальные нормы потребления газа: что теперь должны знать потребители
"Игра против своих": в Раде резко отреагировали на идею расформирования ТЦК
«С нашей стороны, мы абсолютно откровенны с украинской властью относительно последствий, к которым это приведет», — добавил представитель Еврокомиссии.
При этом Мингарелли не преминул намекнуть о «последствиях, сами знаете каких» вступления Украины в Таможенный союз. «Те, кто оказывает давление, чтобы Украина присоединилась к Таможенному союзу, прекрасно знают, какими будут последствия», — сказал он.
Как говорится, акценты расставлены, ставки сделаны. Делайте свою игру, господа!
Куда ведет нас ВТО — большой, большой секрет?
Несмотря на то, что Украина вступила в ВТО еще в 2008 году, до сих пор нет открытой информации о полном перечне условий, на которых она вляпалась в это сомнительное удовольствие.
По мнению экс-президента Украины Виктора Ющенко, « к этой мечте Украина шла более 14 лет». Непонятно, правда, о какой именно «мечте» говорил Ющенко, подписывая протокол о присоединении Украины к ВТО. Как показывали все социологические опросы, украинцы о такой «мечте» и не догадывались. А что касается «более 14 лет», так и тут следует напомнить, что Украина могла получить статус страны с рыночной экономикой еще в 1992 году, а вступление в ВТО поставить условием отказа от ядерного статуса.
Вступление же Украины в ВТО в 2008 году лишь закрепило ее положение сырьевого придатка развитых стран, поскольку основными условиями Украины при подготовке протокола было увеличение квот на продажу металла и продукцию химической промышленности. Но ничего подобного Украина до сих пор так и не получила.
Хуже того, даже получив 5 лет на адаптацию к условиям ВТО, буквально с первого же дня после подписания Протокола Верховная Рада и Кабмин стали готовить и принимать документы, существенно ухудшающие положение украинских товаропроизводителей. Сейчас, в период кризиса, такое положение вещей категорически неприемлемо с точки зрения заботы о государственных интересах Украины.
Уже сейчас в Украине авторские права западных корпораций защищены намного сильнее, чем права украинских владельцев патентов на изобретения и инновации на Западе. В итоге Украина не может нормально торговать даже теми технологиями, которые являются полностью ее собственными разработками.
Попытки «нормализовать» украинский рынок молока и мяса приведут к тому, что частных производителей не останется вообще. ВТО ориентирована на глобализацию, основой которой являются транснациональные корпорации. Именно на защиту их способа ведения бизнеса ориентирована политика ВТО. Мелкие и средние предприниматели никого не интересуют. Для обеспечения своих прав и возможности торговать в развитых странах мелкий и средний бизнес буквально вынужден кооперироваться и создавать ассоциации с представительствами на ведущих мировых и национальных биржах. Такая степень организованности для украинского малого и среднего бизнеса пока что недостижимый идеал.
На данный момент, за два прошедших года, ни малейшей пользы от вступления в ВТО Украина не испытала, а вреда собственной экономике уже нанесла изрядно.
Отменена обязательная государственная стандартизация продуктов питания, постоянно повышаются тарифы на транспортные перевозки, Украина лишилась возможности защищать свой внутренний рынок путем изменения уровня таможенных сборов и пошлин и т.д.
Новой украинской власти пора четко определяться с внешнеэкономическими приоритетами и переходить на выстраивание надежных двухсторонних договоренностей с зарубежными партнерами. Надо четко осознать тот факт, что возможные потребители украинских товаров это совершенно не страны ЕС и США, а в первую очередь – Россия, Беларусь, Молдова, Казахстан, страны Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, Северная Африка, Китай. Исходя из этого абсолютно ясно, что вступление в ВТО само по себе Украине было в 2008 году не нужно вообще, проще говоря, «как корове седло». Стратегически – это ошибка, последствия которой предстоит почувствовать на себе всем гражданам Украины уже через несколько лет.
Для кого ЕС – «морковка на удочке»?
Все попытки Украины вступить в ЕС за последние два десятилетия заканчивались полным провалом. Это было абсолютно предсказуемо и четко логически обосновано. Но желание «жить по-европейски», которое по совершенно непонятным причинам отождествлялось не с необходимостью работать по-европейски, а со вступлением в политический и экономический союз с ЕС – перевешивало все разумные доводы.
Для начала немного истории. Все попытки вступить в ЕС начинались с планов так называемой евроинтеграции. 6 лет назад украинцам обещали, что для Украины евроинтеграция – это:
— в первую очередь, достижение соответствия торгового режима нормам ЕС и создания на этой основе не позже 2004 года (в канун вступления первых стран-кандидатов в ЕС) зоны свободной торговли;
— во-вторых, создание (до 2007 года) Таможенного союза Украины из ЕС;
— в-третьих, получение Украиной (не позже конца 2007 года) статуса ассоциируемого члена ЕС;
— в-четвертых, обеспечение постепенного внедрения критериев вступления Украины к Валютному союзу ЕС, а в дальнейшем – полноправное членство.
Что же случилось в результате? НИЧЕГО! То есть ничего из запланированного. Нет, Украина со своей стороны сделала все, чтобы создать для «европейцев» максимально благоприятный режим. Начав с бесплатных виз для граждан ЕС и закончив ликвидацией контроля над качеством поставляемых в Украину продуктов питания. Вообще-то такие «уступки» обычно делаются после тотального поражения в войне. Но очевидно, что желание «помаранчевой» власти пресмыкаться перед всем «заграничным» одержало уверенную победу над здравым смыслом и государственными интересами.
Предлагаю рассмотреть те формы экономической интеграции, которые были предложены. Политические исключаю сразу, так как в ближайшие 20 лет даже вопрос о возможном полноправном членстве в ЕС рассматриваться в Европарламенте не будет.
Итак, Зона свободной торговли (далее – ЗСТ). После подписания соглашения о создании ЗСТ страны-подписанты добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, но хранят полную свободу действий в экономических связках с третьими странами.
Основным условием является использование между странами-подписантами единственной номенклатуры описания и кодировки товаров. Казалось бы – все нормально и опасаться нечего. Однако не следует забывать о том, что страны ЕС давно уже позаботились о единой номенклатурной классификации и «закрыли» авторскими правами на торговые марки названия практически всех видов производимой продукции. Что это означает на практике?
А то, что Украина не сможет продавать в ЕС практически ни один товар под тем названием, под которым он известен потребителю. Для вхождения на рынок придется проводить ребрендинг абсолютно всей номенклатуры товаров. Это — абсолютно легальный способ закрытия рынка ЕС от украинских товаров. В результате ЗСТ будет иметь «одностороннюю проходимость»: украинский рынок будет открыт для товаров из ЕС, а рынок ЕС – закрыт для товаров, производимых в Украине. Безусловно, авторами и лоббистами идеи о необходимости срочного создания ЗСТ являются импортеры.
Понятны и объяснимы попытки чиновников ЕС сделать договор о ЗСТ решающим фактором в переговорном процессе об ассоциированном членстве.
25 марта в Киеве на заседании Европейского социально-экономического комитета представительница Еврокомиссии Маделейн Майоренко заявила, что украинская сторона сделала существенный прогресс в подготовке соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной, а теперь активно нужно взяться за договор о создании зоны свободной торговли. «Это соглашение важнее, нежели кризис и преодоление его последствий. Ведь потенциал этого соглашения будет способствовать экономической стабильности Украины и позитивным изменениям», — отметила представительница Европейской комиссии.
Такое откровенное вранье еврочиновницы вполне понятно: любые договоры и соглашения с ЕС шли и идут исключительно в ущерб интересам Украины и помогают ЕС удерживать Украину в качестве буферной зоны между Евросоюзом и Россией. Но даже ассоциированное членство «светит» Украине не ранее чем через 5 лет. А ЗСТ Европа хочет получить уже в этом году.
Также очевидно, что при сохранении подобного дисбаланса в торговых отношениях, ЗСТ с ЕС не только не выгодна для Украины, но и крайне вредна, поскольку может стать могильщиком отечественной продукции.
И, наконец, последнее. По статистике ООН, за чертой бедности в Украине находятся 78% людей.
Украина занимает 83-е место по уровню развития общества, опустившись за последний год на 7 ступенек рейтинга, определяют эксперты ООН.
Такое падение вызвано тем, что реальные доходы украинцев упали на 10% и выросло количество малообеспеченных, объясняет омбудсман Украины Нина Карпачева.
«ООН отмечает, что абсолютная бедность в Украине якобы преодолена. Но относительная бедность в Украине, по их критериям, составляет 78%. То есть у такой части украинцев потребительская корзина меньше признанной в мире черты бедности — 17 долларов в день», — говорит она.
И что, имея такой «багаж», украинская сторона на полном серьезе полагает, что Евросоюз исключительно из платонических чувств к Украине безвозмездно готов взвалить на свои плечи подобное «бремя любви»?