После материалов Картина маслом и Картина маслом-2 многие читатели «Хвилі» просят продолжить публикацию материалов на стыке различных общественно-гуманитарных дисциплин. Поэтому, я продолжаю серию системных обзоров по политической ситуации в стране. В этот раз, я отталкиваюсь от масштабного исследования Research&Branding Group «Украино-российские отношения в новых политических реалиях», которое было проведено в середине марта 2010 года.
Смотрим на первый слайд, хорошо видно, что отношение украинцев к той или иной стране зависит от исторического опыта, деловых и бытовых контактов с представителями указанных стран.
Поэтому неудивительно, что такие страны как Россия и Беларусь лидируют с большим отрывом. При этом, не смотря на напряженные отношения между Украиной и Россией последние пять лет, положительное отношение к России продолжает доминировать в настроениях украинцев. Впрочем, если посмотреть на эту проблему в контексте региональных различий, то хорошо видно, что на западе страны отношение к России значительно отличается. Но об этом чуть ниже.
Во-второй группе мы видим страны Европы, что неудивительно, учитывая какое количество гастарбайтеров работает в странах ЕС. Для меня является достаточно удивительным почему так мало баллов (13%) набрала Польша, ведь именно с этой страной на Западе украинцы имеют наибольшее количество контактов. Особенно это контрастирует на фоне Великобритании (12%) или Швейцарии (15%) с которыми у Украины на порядок меньше контактов, а показатели такие же, как у Польши или чуть лучше.
Относительно низкий результат США (10%) вписывается в общемировой тренд, поскольку традиционно жители большинства стран с недоверием относятся к мировому гегемону. Этот результат достаточно интересен тем, что США ведут в Украине достаточно мощную идеологическую работу.
Еще более интересными являются ответы относительно того, к каким странам украинцы относятся хуже всего. Здесь лидируют два государства — Ирак (26%) и Иран (24%).
Результат по этим странам яркий пример влияния медиа на общественное сознание. Ведь в реальности абсолютное большинство украинцев никогда не было в данных страна, либо не пересекались с их представителями. Ни с Ираком, ни с Ираном Украина никогда не имела каких-либо конфликтов. Более того, Ираку формально Украина помогала после вхождения туда в составе американской коалиции в 2003 год. Иран является одним из наибольших партнеров Украины на Ближнем Востоке, с которым она развивает ряд стратегических направлений, например, выпуск самолетов, указывает эксперт.
Поэтому объяснить такие негативные оценки к данным странам можно медийным влиянием. Ирак и Иран постоянно фигурируют в негативном контексте, соответственно, формируются и настроения.
Польские фермеры готовят полное закрытие границы с Украиной
Битва двух наебок: почему украинцы возвращаются на оккупированные территории
“Умру в борьбе за свободу”: Хавьер Милей о радикальных реформах в Аргентине, войне с социализмом и надеждах на Трампа
АЗС снизили цены на бензин и дизель в начале недели: автогаз продолжил дорожать
Еще одним сюрпризом была достаточно высокая негативная оценка по Грузии (16%). Это очень интересный момент, поскольку с Грузией Киев поддерживал очень близкие отношения, начиная с 2005 года. В целом до 2008 года в украинских медиа выстраивался позитивный фон в отношении Грузии. Причем это во многом было связано симпатиями журналистов к этой стране.
По всей видимости, такой негатив в отношении этой закавказской страны является «эхом войны» 2008 года. За два года после войны в Украине не один раз вспыхивали скандалы относительно поставок вооружений в Грузию, что создавало негативный медийный фон в отношении Тбилиси.
Кроме того, в общественном сознании оставил след конфликт вокруг грузинских наблюдателей накануне первого тура президентских выборов. Шумиха вокруг этого события, несомненно, оставила след в массовом сознании, особенно на востоке Украины.
Негативное отношение к США, которые заняли 4-е место с 14% неудивительно, учитывая доминирующее положение данной страны в мировой системе, а также багаж советской мифологии, в которой США приписывались негативные характеристики.
Удивительным является то, что на лидирующие места в антирейтинге не вышла Румыния, с которой Украина имеет постоянные проблемы и Израиль, учитывая традиционно сильные антисемитские настроения в неньке. Молдова (5%) попала в список, а эти две страны нет. Странно.
Еще один момент, на который стоит обратить внимание — достаточно низкий отрицательный рейтинг российских лидеров в Украине — 8% и 9%.
Отношение к лидерам Германии и США, как видим, достаточно ровное. Устойчивый рост симпатий украинцев заметен в сторону Ангелы Меркель — с 29% в мае 2009 го до 40% в марте 2010 года. Честно говоря, даже затрудняюсь сказать, почему это произошло. Может быть украинцам импонирует, как Ангела борется с кризисом в Европе:)
С Бараком Обамой все более менее ровно — 35% поддержки, 42% нейтрального и 10% отрицательного отношения, что немного меньше, чем негатив в отношении США.
Идем дальше. На седьмом графике достаточно любопытный вопрос о том, кто является союзником Украины. Большинство респондентов (61%) считают наибольшим союзником Украины Россию, а 19% – Европейский Союз. При этом Россию считает союзником Украины большинство жителей юго-восточных (79%) и центральных (61%) областей. На западе Украины Россию союзником считают 26%, тогда как ЕС союзником считает относительное большинство ее жителей (41%). То есть в данном вопросе налицо расхождение оценок.
Также интересным является тот факт, что именно на западе Украины наибольшее количество респондентов считает, что у Украины нет союзников (19%). В центре и на востоке таких респондентов, соответственно
На восьмом графике мы видим оценку состояния отношений России и Украины. Здесь мы видим кардинальное изменение ситуации по сравнению со временем правления Ющенко.
После победы Януковича мы видим, что в общественном мнении произошел кардинальный перелом. Только 21% опрошенных считают, что между Киевом и Москвой существуют напряженные отношения. Две трети респондентов зафиксировали стабилизацию и улучшение отношений. Несомненно, что эти ожидания своеобразный аванс новой власти, поскольку Россия и Украине еще не сделали каких-либо радикальных шагов по кардинальному изменению характеру взаимоотношений.
Достаточно интересный график по восприятию России украинцами. В частности, братской страной Россию считают 30% респондентов, дружественным государством – 27%, стратегическим партнером – 19%, просто соседом — 16% украинцев. Обратите внимание, что эти оценки достаточно стабильны и не зависят от того, кто в данный момент Президент Украины. В частности, по показателю «братская страна» рост начался еще в январе 2009 года (как раз когда был газовый кризис), а после победы Януковича даже зафиксирован некоторый спад. Также интересным является тот факт, что очень мало украинцев ассоцируют Россию с враждебным государством — 1%, а еще 4% считают ее конкурентом.
Еще один график на котором четко видна региональная дифферинциация в Украине. Между Украиной и Россией «больше общего» считают 71% респондентов (в сентябре 2009 их было 61%). В то же время 24% указывают, что между украинцами и россиянами больше различий ( в сентябре 2009 таких было 28%).
Как и в случае с вопросом о союзниках, Западная Украина дает кардинально другие ответы — 54% считают, что между украинцами и россиянами больше различий, чем общего. Только 37 % западных украинцев находят общие черты с россиянами. Затруднились ответить 8%.
На востоке Украины 86% считает, что между украинцами и россиянами больше общего, 10 – больше различного, и 5% — затруднились ответить. В центре страны 73%, 24% и 5%, соответственно
На этом графике почти полное единодушие — все хотят улучшения отношений с Россией.
Достаточно интересный график с точки зрения приоритетов респондентов. Он очевиден — экономика. Население Украины ждет кардинального улучшения экономического климата. Обратите внимание, что гуманитарная сфера находится далеко внизу.
Еще один график на котором видна специфическая позиция Западной Украины. Более низкие результаты запада (44%)на фоне центра (66%) и востока (71%), по всей видимости, связаны со скептицизмом в отношении руководства России, которое воспринимается как «имперское». Это, в принципе четко видно в следующих столбцах, где представители запада страны фиксируют стремление Украина найти компромисс и гораздо меньшее желание со стороны руководства России. Кстати, точно такую же тенденцию, но в меньших пропорциях видно в других регионах.
Еще одна таблица ярко демонстрирующая различия. В оценки будущего отношений между РФ и Украиной респонденты более скептичны. Например, только 11% западных украинцев считают, что отношения станут братскими, тогда как на востоке таких 35%.
Единодушие наблюдается в столбцах относительно восстановления отношений до дружеских.
Также четко видно, что восток не хочет верить, что отношения уже никогда не станут братскими и союзническими.
Еще один график, который перекликается с №12. Оценки населения относительно сближения наших стран в целом показывают прагматичные настроения. Перспективу две трети респондентов видят в совпадении экономического интересов. Еще треть в качестве таковых видит политическую сферу. Ставку на родственные связи делает только четверть респондентов. Обратите внимание на значение религиозных и языковых вопросов в данном контексте.
Относительно узкий и в то же время значимый вопрос, который будет одним из ключевых на повестке дня в отношениях РФ и Украины — газовый консорциум. Как видим, в данном аспекте запад и центр выступают достаточно консолидированно, в отличие от востока, который 53% поддерживает создание консорциума.
Еще один специфический момент достаточно большое количество людей не знают, либо не могут дать свою оценку по проблеме газового консорциума.
А вот в оценке газовых соглашений ярко выраженная консолидация и понятна почему — каждый платит за газ и ощущает на своем кармане негативная последствия газовых войн Украины и России. Этот график подверждает тезис, что у населения сейчас очень прагматичные ожидания в отношении потепления атмосферы взаимодействия между Киевом и Москвой
Вывод Черноморского флота в 2017 году является одной из наиболее острых тем в отношениях России и Украины. Социология четко фиксирует расхождение региональных позиций в данном вопросе.
Мы видим, что центр и восток категорически против продления пребывания ЧФ без всяких условий, тогда как на востоке треть населения готова пойти на такой шаг.
Внесение в повестку дня экономической мотивации тут же оживляет картинку. Деньги в обмен на продление пребывания ЧФ в Севастополе готовы принять 29% жителей запада, 50% центра и 46% востока. Опять подтверждается тезис о прагматичных настроениях населения Украины.
Категорически против пребывания ЧФ на территории Украины 47% респондентов западной Украины, 22 центра и 10 востока, то есть картина полярная первому столбцу.
В то же время значительная часть респондентов еще не определились в данном вопросе.
Хотя языковой вопрос, очевидно, не стоит на первом месте в списке приоритетов, тем не менее, традиционно половина населения хочет русский язык в качестве второго государственного. Такой статус кво является достаточным основанием, чтобы Янукович отложил решение данного вопроса на неопределенное время.
Вот еще одна из псевдопроблем, с помощью которой внимание населения уводится от злободневности — Бандера и все, что с ним связано.
Итак, запад традиционно выступает за присвоение Героя Украины, но заметьте 27% респондентов данного региона выступают против этого.
Также категоричен в своем ответе и восток — 82% против присвоения, центра также не разделяет опрометчивого решения Ющенко -59%.
Еще один график, который хорошо было бы показать в связке с настроениями 2005 года. Уверен, что там был мы наблюдали противоположную картину по регионам, но аналогичную по настроениям.
Итак, что мы видим. На востоке наблюдается эйфория (78%), в центре сдержанный оптимизм (45%), на западе уныние (только 26% удовлетворены итогами президентских выборов).
Зеркальная картина по настроениям неудовлетворенности.
Я обязательно постараюсь вытянуть результаты соцопросов за весну 2005 года, потому что уверен, что там мы увидим будущее изменение настроений в Украине спустя 3-4 месяца, когда все устаканится и станут видны ошибки режима Януковича.
Один из самых интересных графиков, который показывает как изменились настроения избирателей после президентских выборов.
Первое, видно, что электорат Януковича консолидирован — по Украине его поддерживают 45,7%. На востоке, соответственно, 68,1% на востоке, 32,5% в центре, 15,8% на западе. Опять таки, ситуация очень напоминает Ющенко 2005 года, когда первые три месяца у нового Президента даже рос рейтинг. Нечто подобное мы наблюдаем и сейчас.
Второе, интересная ситуация с рейтингом Тимошенко. С одной стороны, он показывается аналогичный тренд, что и Януковича — в базовых регионах ее рейтинг подрос, что вписывается в ту динамику, которая показана в опросах R&B, начиная с сентября месяца. В то же время, эти показатели существенно меньше, чем результаты первого тура (25%), не говоря уже о втором. Это говорит о том, что Тимошенко потеряла часть базовых избирателей, хотя я не могу понять где. По логике вещей, это должно было произойти в центре, т.к. разочарование в Юлии Владимировне после выборов плюс ее отчетливое смещение в национал-демократическое поле должны были оттолкнуть избирателей центра. Но результаты соцопроса не дают ответ на этот вопрос.
Третье, вполне прогнозируем было падение рейтинга Яценюка, который после президентской кампании резко снизил свое присутствие в медийном поле и вообще уменьшил активность. Поэтому результат в 4,8% не вызывает вопросов. Причем Яценюку удалось немного улучшить показатели на западе страны с 9,8% в декабре, до 10,7% в марте 2010.
Снижение рейтинга наблюдается и у Сергея Тигипко, который, впрочем, все это время был на слуху. Сергей Леонидович после первого тура выборов вел переговоры с Януковичем о своем участии в новой власти. Это очевидно отшатнуло часть избирателей на западе и в центре, что привело к пока незначительному снижению рейтинга.
Окончательно лег на электоральное дно Виктор Андреевич Ющенко, который к марту имеет 1,5% по стране. Рейтинг Ющенко даже на западе снизился в два раза — с 11,1% до 5,5%. Что, в общем, не удивительно, после поражения народ не очень то благосклонен к лузерам.
В его компании также оказался и Петр Симоненко, для которого президентские выборы, скорее всего, были лебединой песней. В этом контексте создаются предпосылки, чтобы на следующих выборах КПУ не попала в Раду. Но об этом чуть ниже.
Здесь не менее интересная картина. Президентские выборы очень сильно переформатировали политический ландшафт. Как видим сегодня никаких перспектив не имеют ни Литвин, ни КПУ, ни Ющенко с вечно разваливающимся НУНСом. По сути, только четыре политические силы имеют шансы пройти в Раду — ПРУ — 43%, БЮТ-17%, Сильная Украина -10% и «Фронт перемен» -5%. С этой точки зрения, регионалам, конечно же, лучше было было идти на перевыборы в Верховный совет сейчас, когда они имели все шансы создать большинство самостоятельно, либо в коалиции с Тигипко.
Однако, такой сценарий загубили коммунисты с Литвином, которые совершенно оправданно понимали, что перевыборы будут их фиаско. Я думаю, что на самом деле Литвин в который роль сыграл «темную роль» могильщика, поскольку пропущенные месяцы, которые регионалы могли потратить на переформатирование парламента в дальнейшем уже нельзя будет отыграть. Я уверен, что к осени ситуация поменяется для регионалов в качественно худшую сторону и они пожалеют, что не смогли найти ресурсы форматнуть Раду.
Новый интересны график, который показывает эффект медового месяца у Януковича и Тигипко. Я уже говорил, что Янукович сейчас очень напоминает Ющенко 2005 года во многих аспектах. 53% поддержки это конечно же сильный аванс Виктору Федоровичу со стороны избирателей. Это позитивное ожидание будет продолжаться еще полтора -два месяца, а потом пойдет на спад.
Это же касается и Тигипко (59%), который сорвал фантастический джек-пот, но рискует потерять его пойдя в правительство Януковича. Хотя с другой стороны, я об этом говорил накануне второго тура, появление Тигипко на поле юго-востока и его заход в правительство Азарова для Януковича равноценно появлению Тимошенко в команде Ющенко в 2005 году. Скорее всего, Тигипко будет той конфликтной точкой, точнее говоря, одной из точек, которая будет разрывать правительство Азарова.
Поэтому, вполне возможно, что он повторит ход Тимошенко и осенью со скандалом уйдет из правительства из-за разногласий. Если же Януковичу удастся связать Тигипко в правительстве, то он нейтрализует своего потенциально наиболее опасного конкурента на среднесрочную перспективу.
Что касается остальных акторов, то они болтаются в промежутке 20-30%, образую устойчивую «»серую зону» середняков.
Исключение составляет Виктор Ющенко, чье героическое «грехопадение» загнало его на самое дно.
Зеркально противоположная картина в негативных оценках, вряд ли стоит расшифровывать.
Вот еще одна тенденция, которая уже не раз проявлялась — завышенные ожидания востока от Януковича и пессимистичные-пассивные у запада
Точно такая же оценка по Ющенко. Резкая антипатия на востоке и умеренно-негативное восприятие на западе.
Вот мы и подошли к концу материала, но не к концу исследования. Поскольку соцопрос был очень фундаментальным и вне данной статьи остались еще ряд тем, которые в ближайшее время появятся на страницах «Хвилі».
В следующем материале мы детально рассмотрим, как на ситуацию в стране смотрят в Донецке и Львове.
Юрий Романенко, директор Центра политического анализа «Стратагема»
2010-03-25 09:02:37