Кроили под себя

«Закон о выборах местных советов и городских голов» приняли ситуативно, в интересах социалистов и коммунистов – позиции которых при мажоритарке были незаметны. Проголосовали пропорционалку с едиными многомандатными округами, которая в 2006, после проверки, понравилась всем политсилам. После этого, разговоры о возвращении к мажоритарке в парламенте вели из приличий. Резать курицу, несущую золотые местные мандаты никто не собирался. За 4 года, реальных шагов по изменению системы местных выборов, ни одной из сил сделано не было.

Продолжавшиеся с 2002 года разговоры о необходимости выбирать местные советы, не совмещая с выборами парламента, ушли в историю вместе с инициативами выборности губернаторов облсоветами. Для общенациональных сил при совмещении выборов, местные советы достаются бонусом. Места в советах дополнительных вложений не требуют, региональных деятелей заставляют определиться с ориентацией, поработав на партийную кампанию.

Инициативы доработать пропорциональный закон о местных выборах в 2005 закончились исправлением технических ошибок за пару недель до начала избирательного процесса. Первые пропорциональные местные выборы-2006 были под угрозой срыва – постановление о назначении проголосовали только в конце декабря 2005-го.

Под сенью политизированных парламентских выборов 2006, выборы местных советов были незамечены: минимум местных программ и действий – из Киева нередко запрещали светиться членам местных списков – кабы не навредили. Интрига свелась к выборам мэров, в некоторых регионах идиллию великанов ломали местные блоки-карлики, с трудом пробивавшиеся с местной повесткой.

После выборов, в апреле 2006, городские головы уяснили, что с фракциями и коалициями приходится делиться властью, чего не требовали мажоритарщики-одиночки. Со стороны мэров, в том числе избранных с подачи партий, с новой силой зазвучали требования вернуть мажоритарку. Мажоритарщики, якобы лучше представляли интересы избирателей.

Игра в числа

Назначение местных выборов на 30 мая 2010, такая же неожиданная их отмена за две недели до начала избирательного процесса, продолжили парламентскую традицию подстраивать местные выборы под себя. Осенью 2009-го, заставить работать местный актив за места в списках было удобно Партии регионов, БЮТу, Владимиру Литвину. Постановлением о местных выборах на 30 мая, бютовец Портнов и регионал Лавринович, задавали дату для возможных досрочных выборов парламента. Обе силы считали, что смогут закрепить президентский успех в парламенте, распределить местные советы по кальке парламентских выборов. Дату 28 марта 2010 тогда забраковали, якобы по причине наложения президентских выборов на местные. Но дело не в отсутствии времени на местную агитацию. Победитель выборов за месяц президентства вряд ли смог повлиять на исход мартовских местных выборов.

Местные выборы через 4 года и 2 месяца после прошлых, назначили на фоне обещаний мэрам от кандидатов в президенты, продлить полномочия с 4 до 5 лет. Уравняют мэрский срок с депутатским и выборы в 2011 — планировали на местах. После изучения законодательства парламентариями, депутаты местных советов узнали, что тоже избраны только на 4 года. Тут же им предложили поработать на президентских выборах за места в списках.

Принцип расписок-гарантий на проходное место, позволил отмобилизовать партийные структуры на местах не только Партии регионов и БЮТу. Объявление выборов на весну 2010 года, сыграло на руку новичкам. Арсений Яценюк, Сергей Тигипко, и даже кое-где Анатолий Гриценко рекрутировали в свои ряды ресурсообеспеченых персонажей в обмен на контроль над местными списками.

Популярные статьи сейчас

Украинцев предупредили о "праздничном" подорожании продуктов: на что взвинтят цены

До 520 гривен за кило: как изменились цены на колбасу и сыр в конце ноября

Водителям напомнили важное правило движения на авто: ехать без этого нельзя

Путин скорректировал условия прекращения войны с Украиной

Показать еще

Когда вопрос парламентских выборов снялся, местный актив решили оставить как резерв, и местные выборы отменили. Без местных выборов механизмов заставить поработать на возможных парламентских выборах у цетра практически нет. Не назначение выборов означает, что в парламенте оставляют за собой право назначить дату в своих интересах и использовать младших коллег на своих выборах еще раз.

Возможные результаты 30 мая.

Результаты новых сил на президентских выборах поубавили основным силам пыл не только в отношении парламентских выборов. Только после объявления результатов президентских выборов, в штабах основных политсил, впервые начали прогнозировать результаты местных выборов – тогда же скорей всего, им расхотелось их проводить.

Исследования показывали, что результаты 30 мая 2010 могли кардинально отличаться от полученных 26 марта 2006. Кроме обладателей третьего и четвертого места на президентских выборах, серьезно претендовали на хорошие результаты местные блоки, которые в выборах 2006 не могли заявить о себе.

Результаты политсил Сергея Тигипко и Арсения Яценюка могли улучшиться за счет перетекания голосов БЮТ и ПР. Местные выборы стали бы площадкой для заявки новых политпроектов. Спрос, на которые велик как в зоне поддержки Тимошенко, так и у избирателей Януковича.

Выбор среди списков партий и местных блоков – не выборы президента. Те, кто симпатизировали не проходящим во второй тур, но боялись отдать голос непроходному, 30 мая имели шанс отыграться. Для Юлии Тимошенко, как и для Виктора Януковича пик был достигнут в феврале. Лидеру БЮТ сложно удерживать интерес на максимуме, у избирателя появляется иммунитет к ее эмоциональным заявлениям, у Виктора Януковича электоральный пик тоже в прошлом – пришло время демонстрировать успехи.

Об отдельных кампаниях местных списков БЮТа и ПР говорить не приходится — отсутствие лиц, идей и нежелание выкладываться еще раз. Проигравшая и победитель не могут передать местным спискам 100% рейтинга – избиратель от них устал, провести другую не президентскую кампанию эти силы тоже не могут.

В конце апреля 2005 года (через 4 месяца, после оранжевой революции на довыборах, кандидат в депутаты Кевсовета от «Нашей Украины» Петр Головатенко, при личной поддержке Виктора Ющенко смог получить менее 25% голосов из почти 90% январской поддержки оранжевого кандидата. За три месяца уровень поддержки президента упал в разы. Состояние дел, на которое нарекает новая власть, не исключает, что к концу мая Виктор Янукович может повторить пример предшественника.

Еще осенью, исследования фиксировали, что на местных выборах, списки основных политических сил могут получить более чем в 2 раза меньше, чем на парламентских. Многие респонденты отдавали предпочтение местным блокам. Мэрские блоки в большинстве областных центров выходили на позиции лучшие, чем у Партии регионов и БЮТа. Хороший уровень поддержки показывали местные блоки других кандидатов в мэры и квази-политические общественные организации, развернувшие деятельность во многих городах. Списки экс-кандидатов в президенты, мэрские блоки, не менее 5 списков других местных блоков в горсовет, аутсайдеры (КПУ, СПУ и Владимир Литвин) претендующие закрепиться в определенных территориях, Свобода и УНП. При таком выборе у БЮТа не было шансов даже близко приблизиться в результатам 2006 (когда кандидатов включенных в списки не хватало заполнить полученные мандаты). Партия регионов получала в 2, а то и 3 раза меньше чем лидер в базовых территориях – в Крыму и Луганске местные проекты топчутся по ее электоральному полю.

Кто проиграл

Для Владимира Литвина, всех осколков НСНУ, и Компартии желание Партии регионов не проверять себя в бою лишний раз, лишь на руку. Для политсилы спикера, которая, еще перед первым туром не смогла заставить работать списочников, любые выборы смертельны. Для оранжевых необходимо время для переформатирования – может случиться чудо и Виктор Ющенко что-нибудь объеденит. КПУ может дождаться отлива от берегов Януковича. И только госпожа Тимошенко, после лета может получить еще меньше чем в мае. Игра в третий тур позволяет во что-нибудь конвертировать усилия, потраченные на президентские выборы – о повторе результата 2006 речи не идет. Если на прошлых выборах штамп БЮТ позволял некоторым новичкам проснуться мэрами, то теперь наоборот, Тимошенко заинтересована в поддержке авторитетных деятелей на местах. Через полгода после премьерства БЮТ будет необходимо вести новую кампанию и привлекать новый ресурс. Обязательства же розданные по местным выборам уже поджимают. И БЮТ и Партия регионов массово стимулировали работать за места в списке – многие кандидаты демонстрируют даже расписки с номерами в списке.

Для команды Виктора Януковича не составит труда реструктуризировать обязательства или компенсировать, благо у победителя есть чем. У Юлии Тимошенко, вложившим в ее кампанию на местах придется заплатить еще раз, теперь уже за себя.

Отмена выборов не дала рассчитаться с местным активом Арсению Яценюку. Неопределенность с датой выборов, скорее всего, приведет к тому, что местные организации «Фронта змин» залягут до осени. Что с проектом будет осенью зависит от актвности господина Яценюка на общенациональном уровне. И здесь, как и в случае с Сергеем Тигипко два тренда. Первый ниспадающий – чем дальше от президентских выборов – тем меньше интерес к обоим политикам, тем более что им сложно поддерживать интерес к себе – не исключено, что после лета, в голове избирателя этих политиков уже не будет. Отмена местных выборов 30 мая больше всего ударила по этим новым проектам. Но еще один тренд – переиход к этим политсилам голосов разочаровавшихся в лидерах президентской гонки может дать им новое дыхание. И здесь успех в большей степени зависит от неудачных действий президента и главной оппозиционерки. Для самих проектов (и лидеров) это означает, что активность на местах можно и не проявлять, ожидая результата лотереи к осени.

Поживиться голосами уставших от обещаний основных политсил рассчитывают и местные силы. Позиционировавшие себя как неполитические, ориентированные на местные проблемы, имеющие в отличии о партий работоспособные структуры, в случае несовмещенных выборов они могли бы играть главную скрипку в большинстве регионов. Их перспективы пока выглядят все так же радужно, можно прогнозировать появление новых подобных проектов за счет тех, кто намеревался идти по спискам партий, но определился по результатам президентских выборов.

Но каждый дополнительный месяц кампании заставляет такие проекты, стартовавшие за год и более до выборов, тратить ресурсы на напоминание о себе – перестать вести кампанию они не могут. Отсутствие даты не позволяет таким проектам, на которые мало влияют парламентские перипетии распланировать кампанию.

Разговоры о необходимости смены избирательной системы, якобы в интересах местных общин, дезориентируют такие организации, ориентированные на местные проблемы. Поэтому им нужны выборы сейчас и по понятной системе, чем непонятно когда и по любым другим правилам. И если открытые списки местным политпроектам не страшны, то введение мажоритарки или запрет местных блоков (внесенный спикером Лавриновичем) может поставить крест на многолетней работе на местах. 30 мая должны были состояться первые несовмещенные местные пропорциональные выборы — лучшая среда для местных блоков.

Когда ждать

Сомнительность законности отмены постановления, послемартовская нелегитимность мэров и депутатов, возможное решение Конституционного суда о неправомерности отмены, не вернут выборы на 30 мая. Позиция большинства парламента, мол, средств на выборы нет из-за отсутствия бюджета превратилась в аргумент, которым можно переносить выборы вечно. Виктор Янукович три месяца назад обещавший в конце мая полные перевыборы, теперь уже в роли президента собирается обойтись без них, потому что «в стране денег нет ни на какие выборы». Соблазн попридержать выборы настолько велик, что дата 27 марта 2011 может стать реальностью. Сначала осуждения не вызвал перенос с 28 марта на 30 мая, робкое сопротивление отмене 30 мая никого не напугало – и уже не важно сколько еще проработают нелегитимные депутаты и мэры полгода или год.

Когда пройдут местные выборы, сегодня не знает никто — новая коалиция готова их попридержать: еще может представиться удобный случай совместить с парламентскими. Новую власть смущает то, что она не может спрогнозировать как быстро ей удастся закрепиться, что будет происходить с поддержкой оппонентов. От этого будет зависеть система и дата выборов, и именно в таком порядке.

Никакие успехи Януковича не позволят ПР зайти на территорию неприятеля. При пропорционалке оппозиция всегда будет контролировать местные советы в своих регионах, и создавать проблемы в спорных. Даже с 3% в чужом регионе оппозиция может создавать много шума и неудобств — не прекращая заявлять о себе в интересах парламентских выборов. Партия регионов стремиться стать партией власти, по образцу партии власти Леонида Кучмы второго срока. И если Партия регионов, как партия была, как и все заинтересована в пропорционалке, то партия власти, которая хочет установить контроль над страной сегодня ситуативно выигрывает от мажоритарки. Во-первых, размывая результат неугодных сил в неконтролируемых регионах, играя во внепартийных кандидатов на чужой территории, да и вообще деполитизируя местные власти, когда построить одиночек под свои интересы намного проще. В своих регионах она точно не получит оппозицию при мажоритарке.

Не получая результата достаточного для контроля над советами и создавая площадку для оппозиции, Партии регионов легче вообще отменить пропорционалку, убрать структурирование на местах. И получить лояльные советы, с которыми можно разговаривать, когда понадобится.

Возвращение к выборам образца 2002 года – смешанная система на парламентских выборах и чистая мажоритарка на местных, озвученная Гриневецким не ставит целью оздоровлению на местах — система ситуативно выгодна новой власти. Поддержит ее, из-за своей партийной бесперспективности Блок Литвина и часть НСНУшников, которым прорваться по округам, легче, чем спасать тонущий корабль. В их интересах ослабить другие партии, лишить того, чего у самих нет — то есть партийной структуры создаваемую через местную пропорционалку.

Владимир Литвин высчитал, что изменения в Конституцию можно проголосовать в начале сентября, тогда же можно ждать определенности с системой местных выборов. Если дата будет назначена в сентябре, местные выборы могут состояться в не раньше ноября, а то и в декабре месяце. Не исключен вариант попридержать, если что-то не будет получаться. Внося в повестку вопрос об отмене местных выборов 30 мая, спикер обещал, что с новой датой определятся до конца недели. Прошел месяц, и выбор между несколькими вариантами – июнь, сентябрь, октябрь, декабрь и март 2011 не сузился.

Что делать

Возможность появления любой даты, желание парламентариев изменить правила игры дезориентировало игроков в регионах. Местные кампании под пропорционалку были развернуты загодя и профинансированы на половину и более. Местные блоки, которые в отличие от филиалов общенациональных сил вынуждены тратиться на поддержание интереса к себе, ведут кампанию по инерции.

Местные политсилы понесут самые серьезные потери в случае возвращения к мажоритарке. Никто кроме них не вкладывал средства исключительно в местную кампанию. Слабым утешением в случае отмены пропорционалки может быть то, что многие проекты строились в привязке к кандидатам в мэры, а значит не все потеряно.

На местах обречены, продолжать развернутые раннее кампании. Но смена правил заставит игроков откорректировать планы, и кроме раскрутки политического брэнда начать взращивать кандидатов, которые смогут представлять силу на мажоритарных округах.

Следующая местная кампания, будет не похожа не на одну предыдущую независимо от правил, по которым она пройдет. Мэры, мечтающие о горсоветах наполненных как до 2002 врачами, учителями и жэковцами – получат не менее структурированные горсоветы, чем в 2006, даже при возвращении мажоритарки. Полной веры в то, что возвращение мажоритарки создаст в местных советах болото нет даже у тех, кто сегодня ратует за ее возвращение. При любой системе — пропорциональной или мажоритарной — избиратель будет выбирать из нескольких местных, и роль общенациональных политических проектов упадет. Поэтому в ближайшее время, на местах продолжат дистанцироваться от политики и политиков. Выигрывая от того, что ни власти, ни оппозиции веры нет. Избранные в результате новых выборов советы будут еще более интересными, чем в 2006. Советы образца 2002 года были интереснее 1998, чем отличились их предшественники никто не вспомнит – на смену хозактиву и бюджетникам приходят партии и бизнес.

Павел Карайченцев для «Хвилі»