Несмотря на огромные зарплаты в 500-700 тыс грн руководство «Укроборонпрома» не только не смогло организовать выпуск аппаратов ИВЛ на своём заводе, но и убедило Президента выставить это перспективное в плане борьбы с коронавирусом госпредприятие на приватизацию.
О ситуации с Киевским заводом «Буревестник», который до 2011 года производил аппараты искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ), а в настоящее время находится в стадии банкротства, несмотря на свою принадлежность госконцерну «Укроборонпром», в различных СМИ писали и говорили уже достаточно много (см. тут, тут и тут).
По состоянию на первое полугодие 2008 года «Буревестник» поставил медучреждениям Украины 3110 аппаратов ИВЛ. Освоенные в производстве аппараты позволили перекрыть в то время весь возрастной диапазон пациентов от новорожденных («Малютка») до взрослых («Фаза-8», «Бриз»). Аппарат ИВЛ «Бриз-Т» был разработан для нужд скорой медицинской помощи и медицины катастроф.
По словам заместителя генерального директора «Укроборонпрома» Мустафы Найема, которому Айварас Абрамавичус поручил заниматься «Буревестником», заводу для возобновления производства медицинского аппарата не достаёт части технической документации, есть необходимость собрать разбежавшихся специалистов, провести ревизию и регламентные работы на давно простаивающем оборудовании, договориться с субподрядчиками по комплектующим, и ряд других. В общем бывший журналист наприводил целый ряд причин, чтобы не начинать реанимацию госпредприятия. Нас же интересует экономическая сторона проблемы недееспособности «Буревестника»: почему в нынешних условиях государство в лице своих менеджеров Абрамавичуса и Найема не способно разобраться и погасить долги предприятия, которые искусственно создали и повесили на него в своё время?
Согласно публичной информации «Буревестник» задолжал порядка 110 млн гривен своим бывшим работникам по зарплате, «Киевэнерго», «Киевводоканалу», и ряду банков, у которых завод брал кредиты на изготовление аппаратов ИВЛ. Несмотря на то, что «Буревестник» взял кредиты у финансовых учреждений для выполнения заказа правительства Юлии Тимошенко на 1000 штук, сделанного в разгар эпидемии свиного гриппа 2009 года, государство оплатило ему лишь производство 300 единиц, остальные 700 завод фактически вынужден был бесплатно раздать украинским больницам.
Иными словами, социальная справедливость и сам «господь Бог» требуют от нынешнего правительства Шмыгаля и руководства «Укроборонпрома» найти деньги для погашения кредитных долгов «Буревестника» перед банками. Тут плечо заводу могли бы подставить государственные «Ощадбанк», «Укрэксимбанк» или «Укргазбанк».
Но есть ещё большая задолженность предприятия перед «Киевэнерго» Ахметова и полумуниципально-частным «Киевводоканалом». Так как ситуация с ней является показателем беззубости экономической «политики» (правильнее сказать её полного отсутствия) ЗЕ-власти, автор хочет проанализировать эту проблему более подробно.
Согласно публичной информации «Буревестник» задолжал «Киевэнерго» Ахметова за потреблённое электричество порядка 6 млн гривен. Не будем ставить под сомнение эту цифру, так как понятно, что в условиях невыполнения правительством обязательств перед заводом, тот оказался в тяжёлом финансово-экономическом положение и, соответственно, не мог рассчитываться со всеми своими поставщиками.
Но давайте вспомним, как и по какой цене Ахметов приватизировал «Киевэнерго», и сколько затем жители столицы и в целом граждане страны вынуждены были заплатить олигарху за завладение им рентой местного энергомонополиста. Подробно, с деталями и цифрами автор рассказал об этом в своей статье «Повышение тарифов и приватизация Ахметовым «Киевэнерго» — неразрывные звенья олигархического гнёта». В данном же материале подчеркнём лишь следующие важные детали.
1. Первоначальный пакет акций «Киевэнерго» в размере 6,1% Ахметов приобрёл где-то в 2007 году у Хмельницкого и Иванова, который те, в свою очередь, заполучили благодаря провёрнутой с помощью столичных мэров Омельченко и Черновецкого коррупционной схемы «Киевэнергохолдинга».
2. Благодаря этому Ахметов смог путём скупки акций у мелких акционеров в январе – ноябре 2011 года увеличить свою долю в уставном капитале столичного энергомонополиста до 46,82%.
3. В 2009-2010 годах Ахметов заменил весь руководящий менеджмент «Киевэнерго» на своих людей, которые начали целенаправленно снижать финансово-экономические показатели компании.
4. В мае 2011 года, накануне организованной при президентстве Януковича большой распродажи энергоактивов приближёнными к власти олигархами, Верховная Рада в тайном режиме приняла два закона, которыми списала почти 26 млрд гривен долгов полуприватизированных облэнерго и облгазов перед государственным бюджетом, «Нафтогазом Украины», которые были накоплены ими в период с 1997 по 2011 год. При этом, парламент почему-то симметрично не списал задолженность рядовых граждан за газ и отопление перед коммунальными теплоснабжающими предприятиями.
Битва двух наебок: почему украинцы возвращаются на оккупированные территории
Обновлены социальные нормы потребления газа: что теперь должны знать потребители
The Times: Зеленский и Путин готовятся к мирным переговорам под эгидой Трампа – детали возможных компромиссов
В Украине ужесточили правила брони от мобилизации: зарплата 20000 гривен и не только
5. В 2011 году во время правления Януковича олигарх докупил у Фонда госимущества на неконкурентном конкурсе 25%-й пакет акций «Киевэнерго». По мнению Ивана Плачкова (кстати, главы правления этой компании в 1990-е годы и с 2012 года) олигарх заплатил за него в 8 раз меньше реальной стоимости.
6. Став контрольным владельцем АО Ахметов сразу же изъявил желание получить в концессию ТЭЦ-5, ТЭЦ-6, четыре станции теплоснабжения, 178 котельных, линии электропередачи общей протяженностью более 11,7 тыс. км, теплосети и сети горячего водоснабжения (более 5 тыс. км в однотрубном измерении) столицы.
7. Несмотря на то, что после «Революции достоинства» идею с передачей «Киевэнерго» вышеперечисленных коммунальных энергообъектов «похоронили», Ахметов добился у мэра Кличко продления их льготной аренды (была начата в 2001 году) «за копейки».
8. В течение 2015 – 2017 годов НКРЭКУ якобы по требованию МВФ пять раз поднимало стоимость электроэнергии (в 4 раза), и трижды - теплоснабжения и горячей воды (в 5-6 раз). Так как у Ахметова имеются свои угольные шахты, то значительная часть доходов от повышения тарифов осела в «разных карманах» энергетического олигарха.
9. В августе 2017 года Ахметов без конкуренции выкупил у Фонда госимущества последний 25%-й пакет акций по минимальной стартовой цене.
10. После окончания аренды теплового коммунального имущества столицы в 2018 году «Киевэнерго» затребовало от мэрии компенсировать ей 750 млн гривен за якобы вложенные в модернизацию энергосетей средства (хотя, по утверждению специалистов, компания Ахметова занималась только проведением текущих ремонтов), и 4,8 млрд гривен за потреблённое и неоплаченное «Нафтогазу» с 2014 по 2017 годы «голубое топливо». Кличко для виду повыпендривался, но потом по договорённости с Порошенко основную часть суммы выплатил с городского бюджета. 726,56 млн гривен компенсировало в виде субвенции из Госбюджета долг «Киевэнерго» перед «Нафтогазом» правительство Гройсмана.
Все вышеизложенные исторические факты автор привёл не столько для того, чтобы очередной раз пихнуть Ахметова (хотя за начатый энергетический шантаж власти и граждан он это заслуживает), сколько для того, чтобы подчеркнуть: правительству ничего не стоит списать задолженность «Буревестник» перед частным «Киевэнерго». АХМЕТОВ ПОТЕНЦИАЛЬНО ДОЛЖЕН ГОСУДАРСТВУ И ГРАЖДАНАМ В ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ РАЗ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ГОСПРЕДПРИЯТИЕ, КОТОРОЕ МОЖЕТ ПРОИЗВОДИТЬ АППАРАТЫ ИВЛ.
Чтобы разрешить проблему не только в конкретном случае с «Буревестником» и донецким олигархом, но и во всех подобных ситуациях с госактивами и другими олигархами, ЗЕ-команде надо было изначально прислушаться к предложению экспертов и провести аудит результатов приватизации. Это нужно сделать даже не для того, чтобы отобрать у олигархов приобретённые ими в 1995 - 2018 годах по дешёвке, неконкурентным и коррупционным путём госпредприятия (хотя проблема злободневна), а в целях сведения баланса актуальных и потенциальных их долгов перед государством, и наоборот. Говоря простым языком, на примере «Буревестника» - безакцептно списать долги данного завода путём общего взаимозачёта исторических и современных бизнесов Ахметова перед государством и народом.
Подобную же «Киевэнерго» операцию можно было бы осуществить с погашением задолженности «Буревестника» перед полумуниципально-частным «Киевводоканалом» (привет Хмельницкому и Иванову).
Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1) Руководство «Укроборонпрома» в лице генерального директора концерна Айвара Абрамавичуса и его заместителя Мустафы Найема ищут не возможность реанимировать завод «Буревестник» с целью наладить на нём производство жизненно важных для преодоления пандемии коронавируса аппаратов искусственной вентиляции лёгких, а «сдыхаться» проблемы путём передачи предприятия на приватизацию.
2) Наиболее целесообразным и «безболезненным» для обеих сторон способом погашения долгов как «Буревестника», так и всех других госпредприятий перед «Киевэнерго» и другими инфраструктурными компаниями олигархов может стать взаимозачёт актуальных и потенциальных финансовых обязательств государства и крупного бизнеса. Для этого НЕОБХОДИМО ПРОВЕСТИ АУДИТ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИВАТИЗАЦИИ нашими «хозяевами жизни» ГОСАКТИВОВ за всю историю независимости Украины и ХОТЯ БЫ ДЕКЛАРАТИВНО ПРЕДЪЯВИТЬ ИМ «ИСТОРИЧЕСКИЙ» СЧЁТ. Технически сделать это не трудно.
3) В условиях разворачивающегося из-за коронавируса экономического кризиса возможность проведения взаимозачётов долгов между государством и компаниями олигархов становится актуальной и злободневной, так как позволит существенно снизить затраты Госбюджета на поддержание на плаву крупного бизнеса. Но для этого НУЖНА СО СТОРОНЫ КОМАНДЫ ЗЕЛЕНСКОГО ПРОДУМАННАЯ И РАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА.
4) Позиция руководства «Укроборонпрома» по «Буревестнику» является не только свидетельством его менеджерской импотенции, не только маркером нежелания ЗЕ-власти проводить новую индустриализацию страны, но и отсутствия на сегодняшний день экономической политики государства как таковой.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook