Вчерашний день принёс интересную новость, которая прошла незамеченной как в Украине, так и в Беларуси. Если очень кратко, то Саудовская Аравия предлагает 90-дневную рассрочку по платежам за свою нефть для европейских и азиатских потребителей. Условия не касаются американских потребителей. Событие, способно оказать существенное влияние на баланс нефтяного рынка.
Ещё более интересным оно становится на фоне заключённой недавно сделки по ограничению добычи нефти и якобы, подходящей к концу ценовой войне на рынке. Хотя, по ценам, не всё так гладко, как может показаться - саудовская государственная компания Saudi Aramco опубликовала предлагаемые размеры скидок на свои сорта нефти на май 2020 года.
Для американских потребителей (как Северной, так и Южной Америки) стран Африки и Океании цены выравниваются с рынком. Так, например, дисконт Arab light в США составляет всего лишь $0,75 за баррель.
А вот на азиатском рынке эта же компания предлагает скидку в размере $7,3 на каждый баррель нефти по сравнению со средними биржевыми корзины в Дубаи.
Для Европы средняя скидка в $10,25 по сравнению с котировками Brent сохранилась. Более того, два дня назад на условиях цены египетского порта Sidi Kerir предлагалась все некоторые сорта арабской нефти предлагались со скидкой уже в $10,95 за баррель.
При этом, формально, Саудовская Аравия держит слово и выравнивает условия по торговле. Так, на площадке упомянутого Сиди Кирир на майские контракты вчера установлены следующие ориентировочные скидки о отношению к котировкам Brent:
- Arab Light OSP - $9.85 на барреле
- Arab Extra Light та же скидка $9.85. Но на этот сорт она выросла, по сравнению с апрельским дисконтом в $5.60
- Arab Medium -$10.95 - рост со скидки $10.20/bbl
- Arab Heavy -$10.95 - тоже увеличение скидки. Она в апреле равнялась $10.50 на бочке.
Для сравнения иранская нефть при доставке в порты Северо-Восточной Европы два дня назад предлагался по $26,4 - $26,7 доллара за баррель. Urals в том же регионе (цена в порту) - по $26,5.
Таким образом, можно утверждать, что Саудовская Аравия, подписав соглашение об ограничении добычи не намерена пока выходить из ценовой войны или, если сказать более точно, из войны за рынки сбыта. Исключение сделано, разве что для Соединённых Штатов Америки.
Фактически, европейским и азиатским потребителям Saudi Aramco предлагает не только дешёвую нефть, но и отсрочку платежа. Своеобразный товарный беспроцентный кредит на срок до 90 дней. Соответственно, потребитель успевает переработать сырьё, продать топливо и, уже получив прибыль, рассчитаться с Саудовской Аравией. Чрезвычайно заманчивое предложение, особенно в условиях кризиса.
Интерес Саудовской Аравии и слёзы России
Саудовская Аравия имеет внушительные финансовые ресурсы и может себе позволить достаточно долгую игру на понижение, стимулирование спроса своей продукции. Дабы не быть голословным приведу данные по себестоимости добычи, причём данные из российских источников. Себестоимость извлечения нефти (без учёта транспортировки и налоговой составляющей) в Саудовской Аравии составляет около 2,8 доллара за баррель. В Российской Федерации на уже существующих скважинах эта цифра колеблется около 4 долларов. Например, Роснефть даёт в своих отчётах цифру 3,8. Однако, если добавить налоговую составляющую, стоимость транспортировки, то себестоимость возрастает минимум до 15 долларов. А для сибирской нефти - она попадает в диапазон от 20 до 60 долларов за баррель. В начале 2019 года замминистра энергетики РФ Павел Сорокин заявлял, что средний показатель для России в 2019 году - 25 долларов за баррель. Его расчёт был прост и совпадает с оценками сегодняшних российских оптимистов: от 3 до 10 долларов (в зависимости от месторождения) - стоимость извлечения нефти из земли. Капитальные затраты (амортизация, разведка, экология и т. д.) - от 5 до 10 долларов. И, наконец, 4,8-5 долларов за баррель - средняя цена транспортировки системой трубопроводов Транснефти. С учётом девальвации рубля РФ может уменьшить показатель себестоимости до 19-20 долларов. Но, смотрим цены, саудовская нефть потребителю обойдётся дешевле.
Аналогичная арифметика наблюдается на Азиатском направлении, где Saudi Aramco конкурирует с Ираном за поставки сырья в первую очередь в Китай и Индию.
Таким образом, предлагая дешёвую нефть на спотовом рынке, Саудовская Аравия выигрывает в ценах и создаёт предпосылки для начала переговоров о долгосрочных контрактах на большие объёмы. То есть речь идёт о попытке передела азиатского и европейского рынков. И, фактически, товарный кредит, в период кризиса - прекрасный стимул для потенциальных покупателей.
Александр Усик во второй раз победил Тайсона Фьюри: подробности боя
"Большая сделка": Трамп встретится с Путиным, в США раскрыли цели
40 тысяч гривен в месяц и более года на больничном: названы ключевые изменения в социальном страховании
Украинцам грозят штрафы за валюту: кто может потерять 20% сбережений
На этом этапе стоит вспомнить об ограничении добычи сырой нефти - сделке ОПЕК. Но даже, если представить, что Саудовская Аравия возьмёт на себя больше обязательств по поставкам, чем может добывать, ничего сверх ординарного не произойдёт. Есть возможность как купить чужое сырьё, перепродав его свои потребителям (кстати, так активно работает азербайджанская Socar), так и просто переуступить право поставки за определённую премию. Тогда получаешь "деньги из воздуха".
Вернёмся к вопросу кредитования. Условия 90-дневной рассрочки: кредит предоставляется перерабатывающим компаниям (конечный покупатель сырья), кредитуют пока не названные банки Саудовской Аравии. Скорее всего, получателем кредита выступит Saudi Aramco.
Во-первых, она получает деньги здесь и сейчас. Во-вторых, такой шаг можно воспринимать как капиталовложение - кредитование своей компании происходит в саудовских реалах. А вот оплата поставленной нефти - в живой валюте. Которая начнёт приходить как раз в разгар экономического кризиса. Не факт, что это основная мотивация, но как один из вариантов можно рассматривать и этот.
Возникает вопрос: А что будет, если потребители не расплатятся - ведь часть потребителей будет из государств, которые либо не имеют достаточной прочности экономики, либо столкнулись с колоссальными потерями на фоне карантина? Даже вариант банкротства компании не является угрозой - Saudi Aramco вполне может начать переговоры о покупке неплатежеспособного НПЗ (а кредит предоставляется только компаниям-переработчикам). В таком случае среднесрочный результат будет ещё лучше - свои перерабатывающие мощности, которые, естественно, будут использовать своё сырьё.
И, наконец, такую политику можно воспринимать в логике решения тактических задач - многие нефтедобывающие компании, на фоне резкого падения спроса, столкнулись с нехваткой мощностей для хранения сырой нефти. Выгодное предложение о покупке может стимулировать рост спотовых сделок и, как результат, избавление от складских запасов Saudi Aramco.
Что с этого нам?
Беларусь и Украина - импортёры сырой нефти. В обоих государствах есть свои мощности НПЗ. Обе страны столкнулись с необходимостью создания стратегического запаса сырья. Беларусь научилась на опыте нефтяных войн с Россией, а от Украины этого требуют положения договора об ассоциации с ЕС. Более того, европейские структуры готовы (и предлагали) финансировать постройку мощностей для хранения нефти и нефтепродуктов с доведением их объёмов до 2 млн тонн в нефтяном эквиваленте. Для этого нужно было принять соответствующий закон и далее, в рабочем порядке написать планы, определиться с источниками финансирования. Законопроект был подготовлен специалистами Госрезерва ещё в далёком 2017. Но тогда на нефтяной рынок страны выходит товарищ Медведчук. И, о удивительное совпадение, весь 2018 год законопроект проходил активные "общественные обсуждения". Короче говоря, так и не был внесён в Раду. Депутаты большинства были заняты. Рада сменилась в 2019 году, но ситуация с законопроектом нет.
Сегодня есть повод вспомнить о "турборежиме" - доработать подготовленную три года назад концепцию и проголосовать за закон - тем самым выполнив положения Директивы 2009/119/ЕС о создании минимального резерва нефтепродуктов. Это мы обязаны сделать.
Следующий этап - вспомнить о такой вещи как предложение ЕС частично финансировать создание мощностей. Кабинет министров, кажется, говорил и привлечении инвестиций, инфраструктурных проектах и создании рабочих мест. Вот она, возможность уже тут и теперь.
Но самое главное - покупать нефть. Вновь вспоминаем о Кабмине, кризисе и внешних заимствованиях. Что такое нефть с отсрочкой платежа на 90 дней? Это товарный кредит, беспроцентный. То есть Украина может начать принимать объёмы с хранением их частично даже в ЖД цистернах (всё равно есть факт падения объёмов перевозок - вагоны простаивают). Можно эту нефть частично продавать своим производителям, чтобы заработать к моменту выплаты за поставки. В конце концов, это уменьшение количества поставок из РФ - в конце концов импорт по товарной позиции 2710 (нефть и нефтепродукты с содержанием нефти 70% и более) за три месяца 2020 в денежном выражении составил 367 миллионов долларов США. Может, Саудовская Аравия как поставщик более безопасна, чем Россия? Ответить на этот вопрос можно попытаться хотя бы на 6-м году войны, тем более что есть возможность получить выгодные условия.
Для Беларуси проблемы схожие. С одной стороны, цена в 4 доллара за баррель при покупках российской нефти выгодна. Наличие альтернативных поставок в апреле из портов Чёрного и Балтийского морей позволяет надеяться на то, что официальный Минск продолжит искать альтернативу.
Но, в отличие от Украины, Беларусь обладает перерабатывающими мощностями, которые позволяют экспортировать нефтепродукты. Дешёвая российская нефть - хороший запас на будущее - 2 миллиона тонн, которые придут частично можно переработать, а частично создавать запас на будущее, как подушку для последующих переговоров о ценах - напомню, 4 доллара — это апрельская цена. В мае она может быть другой.
И, в вопросе размеров этой "другой" возникает тень наследного принца Мухаммеда бин Салмана бин Абдель Азиз Аль Сауда. Проще принца Мухаммеда. Беларусь ищет как нефть, так и кредиты. Саудовская нефть с отсрочкой платежа на 90 дней - хороший подарок. За три месяца Беларусь может переработать до 5-6 млн тонн, часть из которых может быть саудовской. За это же время можно продать топливо, (и битум) полученное из саудовской нефти на внешних рынках, заработав деньги на оплату поставок и немного себе сверху. Кроме того, формула "нефть сегодня - деньги потом" позволяет начать ценовую войну на рынках, долю на которых страна потеряла в процессе нефтяной войны с РФ. Речь идёт об объёмах поставок в Украину и страны ЕС. Естественно, потребление просело, денег у потребителей меньше. На этом фоне выгодное беларуское предложение может быть интересно потребителям.
И, наконец, возвращаясь к вопросам ценообразования, аргумент в виде поставок саудовской нефти, дисконта по ценам и отсрочки платежа, может быть очень полезен для минских переговорщиков в диалоге с московскими поставщиками. Диалог вести придётся. Потому что, как не раз отмечал ранее, полностью с российских поставок в 2020-21 годах Беларусь соскочить не сможет. Но наличие баланса партнёров из разных регионов, возможностей нарастить объёмы из альтернативных источников может быть хорошей воспитательной мерой и предохранителем от неадекватных шагов Российской Федерации.
Подписывайтесь на страницу Игоря Тышкевича в Facebook, канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, на страницу Хвилі в Instagram