У Стивена Пайфера за плечами более 25 лет дипломатической карьеры. Долгое время он проработал на разных должностях в Посольствах США в Польше, Британии и РФ. В 1998-2000 годах Пайфер был Чрезвычайным и Полномочным Послом в Украине. Кроме того, он принимал активное участие в разработке знаменитого “Будапештского меморандума” в 1994 году.
Сегодня Пайфер является одним из наиболее цитируемых экспертов США по вопросам Восточной Европы и РФ. К его мнению часто прислушиваются в Белом Доме, с которым Пайфер ведет активное сотрудничество по вопросам международной безопасности и стратегии разрешения войны на Донбассе. Его официальная должность – Директор программы в Brookings Institution по контролю и нераспространению ядерного вооружения. Его отчеты и другие материалы ложатся на стол в высших кабинетах Вашингтона.
— Уже больше месяца мы наблюдаем прекращение огня на Донбассе. Как долго продержится такое перемирие ?
— На сегодняшний день очень важно выполнение “Минских договоренностей” всеми подписантами документа. Позитивным моментом я вижу прекращение огня, когда перестали гибнуть люди. Другим положительными сдвигом я считаю перенесение выборов на оккупированных территориях с 18 октября, как об этом ранее заявляли представители сепаратистов, на следующий год, что также говорит о намерениях выполнения договоренностей со стороны РФ.
Вместе с тем, к документу существует множество вопросов. Например, сроки выполнения своих обязательств всеми сторонами либо кто из сепаратистов попадает под амнистию согласно документу ? Ведь на сегодня очень сложно определить: кто из них совершил “особо тяжкие” преступления, а кто нет ? Еще один интересный вопрос – это в какой последовательности необходимо выполнять пункты в “Минских договоренностях” ? Все эти ответы нам еще предстоит отыскать.
— Сегодня в Кремле уверены, что прекращение огня на Донбассе автоматически будет означать снятие Западом санкций с РФ
— Думаю, что в этом имеется просчет Кремля, поскольку снимать санкции с России до полного выполнения “Минских договоренностей” никто не намерен. Канцлер Германии Ангела Меркель недавно еще раз подтвердила данную позицию стран ЕС. Проблема со снятием санкций может возникнуть тогда, когда Путин просто снова скажет, что на Донбассе нет никаких российских войск. Таким образом, Запад вновь будет стоять перед выбором. Вместе с тем, согласно моим собственным источникам, Белый Дом готов еще больше усилить санкции в случае дальнейшей эскалации на Донбассе.
— Согласно “Минским договоренностям”, Украине за свой счет предстоит отстраивать разрушенную инфраструктуру Донбасса.
Для Украины замораживание конфликта не означает, что проблема решится сама по себе. На сегодняшний день существует три главных сценария, по которым может развиваться конфликт на Донбассе: первый – это замораживание военных действий, что плачевно для Украины, но с этим нельзя ничего поделать. Второй сценарий – это активные боевые действия вместе с попытками украинской стороны отвоевать оккупированные территории Донбасса. Третий – это полноценное возобновление боевых действий с крупномасштабным вторжением РФ. Из всех перечисленных вариантов первый является наиболее приемлемым на сегодняшний день в рамках выполнения “Минского меморандума”. Прекращение активных боевых действий – это уже большое достижение.
- Существует ли некая связь между событиями в Сирии и Украине, исходя из которой, США выстраивает свои отношения с Кремлем ?
— Я не вижу прямой связи между этими двумя конфликтами. Во всяком случае, в обеих странах у Путина существуют разные цели. В случае с Украиной, Кремль пытается дестабилизировать ситуацию, нанести поражение украинской армии через регулярную поддержку сепаратистов. В Сирии все происходит наоборот, где Россия всеми силами оказывает поддержку режиму Ассада, параллельно продолжая снабжать его в военном плане. Вместе с тем, формально декларируя борьбу с ИГИЛ, Кремль активно наносит авиаудары по позициям сирийской оппозиции “Free Syrian Army”, которую поддерживает Запад. Кроме того, часто российские самолеты непосредственно сближаются в воздухе с авиацией действующей коалиции во главе с США, что также вызывает большие угрозы.
При этом стоит отметить, что, скорее всего, РФ таки придется прибегнуть к наземной операции в Сирии, поскольку сами по себе авиаудары не являются достаточно эффективными. Авиация союзников уже осуществила более семи тысяч боевых вылетов для ударов по позициям ИГИЛ, но существенного прогресса достичь пока так и не удалось. Напомню, что американская кампания во время войны во Вьетнаме изначально также предусматривала лишь нанесение ударов с воздуха, но уже через некоторое время армии США пришлось брать непосредственное участие в боях на земле и понести существенные потери в результате боев. Поэтому, сегодня для РФ операция в Сирии вполне может обернуться вторым Афганистаном.
— Почему США не принимают непосредственного участия в переговорах “Нормандской четверки”, ведь их участие могло бы существенно усилить позиции Украины ?
Нафтогаз звернувся до клієнтів через платіжки: що потрібно знати
За кермо не можна: у якому віці водіям заборонено керувати авто
В Україні анонсували підвищення пенсій на 2025 рік: названо коефіцієнт
За кермо не можна: з якого віку водіям заборонили керувати авто
— Официально Белый Дом не участвует в переговорах по нескольким причинам. Во-первых, среди четырех стран, пока только Украина заинтересована в участии США. Во-вторых, вмешательство Вашингтона вряд ли способно в корне изменить ситуацию, в противном случае Белый Дом уже бы давно включился в такие переговоры. Сегодня в США есть ожидания, что следующая Администрация Президента в 2016 году будет более решительной по отношению к Кремлю.
Какие прогнозы сегодня для Украины. Способна ли страна восстановиться в экономическом и военном плане после тяжелых боев на Донбассе ?
— Главный вызов сегодня для Украины и правительства страны – это борьба с коррупцией, в первую очередь, в высоких кабинетах, а также комплексные реформы в ключевых сферах. От войны на востоке Кремль перейдет к дестабилизации ситуации внутри Украины, к чему также все, в том числе и США, должны быть готовы. Если же коррупция будет продолжаться, тогда Запад просто отвернется от Украины.
Интервью сделано при содействии Center for Eastern European Perspectives in Washington D.C.