Для сведущего человека уже давно не секрет, что современный военный конфликт крайне редко ведётся исключительно классическими средствами. Война сегодняшняя, да и будущая, есть симбиоз гибридного и глобального противостояния во всех без исключения областях, включая космическую, информационную, экономическую, идеологическую, политическую и прочие сферы интересов. В последнее время примеры такой разноплановой конфронтации всё больше отражаются на способах геополитической конкуренции между основными субъектами международной политики.
В рамках изучения означенных тенденций экспертами американского Центра стратегических и международных исследований подготовлен отчёт “Хронология возможных российских операций в серой зоне и гибридных войнах”.
Этот документ исследует широкий спектр конкуренции между такими мировыми антагонистами как Россия и США, фокусируясь на необходимости рассмотрения ключевых аспектов этой конкуренции, включая так называемые “серые зоны” (где прямые интересы не прослеживаются), гибридные факторы и многоуровневые операции (“многоходовки”). Приведённая в отчёте информация схематично демонстрирует ключевые модели российской деятельности, которые прямо или косвенно конкурируют с США.
В документе подчеркивается необходимость выхода за рамки относительно узкого круга прямой конкуренции между США и Россией, исключающей косвенное противостояние с участием других стран и негосударственных субъектов, а также расширения сотрудничества России с Китаем. При этом, в отчёте отмечается актуальность и даже частичная приоритетность гражданской компоненты, которая в современных условиях становится тождественна военной составляющей.
Кроме того, результаты проведённого исследования сообщают, что многие российские кампании, операции влияния, кибершпионаж или иные активные действия служат в большей степени коммерческим интересам, отражая локальные амбиции России и лишь опосредовано влияя на факторы безопасности. Многие аспекты российской активности являются скрытыми или подразумевают косвенные действия такие как проведение кампаний по дезинформации, использование частных военных компаний, лоббизм и политическую коррупцию.
Эксперты американского Центра стратегических и международных исследований выделяют четырнадцать ключевых кампаний российской активности, которые имеют условные геополитические признаки.
Карта-схема ключевых кампаний российской активности
1. Кампания “Активные мероприятия” – кампания широкого влияния, направленная против США. Активность в рамках кампании варьируется от шпионажа до кибератак и вмешательства в выборы.
2. “Ядерная кампания” – попытка России сохранить стратегическое преимущество перед США с помощью своего ядерного арсенала.
3. Кампания “Широкий Запад/ЕС” схожа на кампанию “Активные мероприятия”, однако нацелена на континентальную Европу и, в частности, на НАТО. Кампания включает шпионаж, кибератаки, операции влияния, различные способы торгового принуждения, демонстрацию военного присутствия.
4. “Воздушно-морская кампания” в Беринговом проливе – пассивная военная кампания, направленная на провокационную деятельность в зоне действия американских систем ПВО в районе Аляски и Берингова пролива.
5. Кампания “Юго-Восточная Европа/Западные Балканы” – кампания, направленная на формирование благоприятного восприятия России. Многие из стран региона либо уже являются членами Европейского Союза и НАТО, либо пытаются ими стать, однако продолжают находится под влиянием России.
Нова пенсійна формула: як зміняться виплати для 10 мільйонів українців
40 тисяч гривень в місяць та понад рік на лікарняному: названі ключові зміни у соціальному страхуванні
Українцям загрожують штрафи за валюту: хто може втратити 20% заощаджень
Банки України посилять контроль: клієнтам доведеться розкрити джерела доходів
6. Кампания “Западная граница” включает страны Балтии, Украину и Грузию. Эти страны прилагают значительные усилия для интеграции с Западом и являются объектом агрессии со стороны России. Кампания более целенаправленная чем “Ближнее зарубежье”. Хотя эти страны также и являются постсоветскими, Россия по отношению к ним использует постоянную угрозу прямого вторжения и оккупации.
7. Кампания “Ближнее зарубежье” направленна на государства бывшего Советского Союза таких как Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Беларусь и Молдова. Многие действия России в этих странах базируются на социокультурном факторе, связаны с развитием экономических и дипломатических отношений.
8. “Сирийская кампания” отражает военные усилия России в сирийской гражданской войне, также касается отношений России с Турцией.
9. “Ближневосточная кампания” отображает попытку России расширить свое влияние на Ближнем Востоке за счет государств Персидского залива, Израиля и Леванта, имеет прямую связь с “Сирийской кампанией”.
10. “Кампания развития отношений с Китаем” демонстрирует историю намерений и действий России, направленную взаимодействие и конкуренцию в отношениях с Китаем.
11. “Африканская кампания” недавно привлекла повышенное внимание из-за расширения российской активности на африканском континенте. Эта кампания включает списание долгов и прямую экономическую помощь, доступ России к природным ресурсам, военную подготовку и тренировочную площадку для российских частных военных компаний.
12. “Латиноамериканская кампания” отображает расширение влияния России в странах Центральной и Южной Америки. Хотя некоторые направления отношений с большинством этих стран являются для России новыми, у нее уже сложились заметные связи с Венесуэлой, Кубой и Никарагуа.
13. “Кампания в Юго-Восточной Азии/Индии” направлена на расширение отношений и возможностей России в регионе, что частично усложняется фактором присутствия здесь Китая.
14. “Арктическая кампания” сосредоточена на решении задач по освоению, заявлению и закреплению прав на природные ресурсы региона, а также улучшения военно-стратегического положения в Арктике.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, на страницу Хвилі в Instagram