2 июля Европейская Комиссия начала новый процесс против Польши в соответствии с нарушением 47 статьи Карты базовых прав Европейского Союза и 19 статьи Договора о Европейском Союзе. В них идет речь о независимости судов и обязанности со стороны государств-членов создания всех необходимых регуляций и охраны этой независимости.

3 июля в связи с проведенной ранее реформой Верховного Суда в Польше, которая предусматривает снижение пенсионного возраста верховных судей с 70 до 65 лет, 27 из 72 (т.е. одна треть всех) судей будут вынуждены выйти на пенсию.

По мнение ЕК это угрожает независимости Верховного Суда, а соответственно, нарушает европейское право.

Следует заметить, что судьи, которые пожелали далее выполнять свою функцию и не выходить на пенсию могли до 2 мая подать соответствующее прошение и приложить к нему медицинскую справку о текущем состоянии здоровья. После чего президент РП Анджей Дуда должен был выразить собственное согласие или несогласие на продление мандата Верховного Судьи просившим.

Именно этот момент вызывает наибольшие опасения у правозащитников и Европейской Комиссии, поскольку четкого определения, кого оставить, а кого отправить на пенсию у президента РП нет.

Это значит, что человек, который написал просьбу о продлении ему мандата и приложил справку об отличном состоянии здоровья, все равно может отправиться на пенсию, если такое решение примет президент. Соответственно, возникает риск злоупотребления со стороны нынешнего президента Анджея Дуды. Учитывая особенности современной польской политической арены, где Дуда не является самостоятельной фигурой – эти опасения вполне адекватны и логичны.

Процедура, начатая Европейской Комиссией состоит из трех этапов:

Первый был запущен вчера  (02.07.2018), он является формальным обвинением. Подразумевает под собой изложение сути обвинений. У правительства РП есть 30 дней на ответ.

После ответа со стороны поляков, ЕК может (но не обязано, поскольку существует вариант, в котором ЕК примет объяснение) перейти ко второму этапу — изложению мотивированного мнения (т.е. твердого обвинения).

Тут у Польши будет также 30 дней на ответ.

Третьим этапом будет направление дела против Польши в европейский Трибунал Справедливости. Именно в этот временной период ЕК может инициировать процедуру «заморозки» не удовлетворяющих пунктов внутреннего права. Т.е. заморозить пункты реформы «ПиС» относительно Верховного Суда.

Почему это событие важно?

В первую очередь, данное действие ЕК, если оно будет иметь успех в дальнейшем и «доживет» до третьего этапа, позволит правозащитникам в Польше ссылаться на него дабы аргументировать неправомерность назначения новых судей.

Популярні новини зараз

"Бусифікації кінець": Умєров розповів, як зміниться мобілізація в Україні

Німеччина змінює умови для українців: більше грошей і нові обов’язки

Українцям відповіли, чи зміниться тариф на електроенергію у грудні: названо ціну за кіловат

В Україні закриваються колекторські компанії, кредитні спілки та ломбарди: статистика НБУ

Показати ще

Это позволит оппозиции бороться с «ПиС» на равных посредством европейского права, которое Польша должна беспрекословно выполнять.

Во-вторых, не стоит также забывать, что новая процедура является параллельным аналогичному против Польши делу, где ЕК называет всю судебную реформу целиком «угрожающей демократии». Тут максимальной санкцией относительно Польши будет «заморозка» голоса в Европейском совете, т.е. фактически «исключение» из активной политической жизни ЕС.

Соответственно, данные события необходимо рассматривать в контексте будущих выборов в местные советы и в парламент. Оппозиция будет настаивать на том, что правительство «ПиС» вне зависимости от уровня, где оно «властвует», всегда представляет «недемократическую» сторону, поскольку не разделяет европейских ценностей и принципов верховенства права. С учетом того, что польские граждане показывают очень высокий рейтинг доверия к ЕС (82% поляков симпатизирует ЕС) — это может негативно сказаться на поддержке «Права и Справедливости». С другой стороны, если данные конфликты «ПиС» с ЕК лишь усилят или оставят поддержку первых на прежнем уровне, то можно будет сделать логичное предположение относительно правдивости актуальных социологических опросов в Польше относительно поддержки гражданами дальнейшей евроинтеграции.

Также следует заметить, что переломный момент в развитии ЕС будет достигнут, если дело, дойдя до Трибунала Справедливости будет выиграно Польшей. Это будет означать, что внутреннее право (по крайней мере судебная власть) полностью являются компетенцией государств-членов, а не институций ЕС.

Единственной проблемой данного действия является его несвоевременность. «Заморозка» может войти в жизнь только на третьем этапе, то есть минимум в сентябре, поскольку Польша будет иметь по 30 дней на ответ на каждом из двух этапов обвинений.

К сожалению, ЕК слишком поздно осознали, что диалог и «упрашивания» с «ПиС» не работают. С другой стороны, следует обрадоваться хотя бы тому, что факт «носорогости» польского правительства в принципе был взят во внимание. Во всяком случае, данные события показывают, что консенсуальный тип разрешения споров, который является ключевым методом в ЕС, работает не всегда. Соответственно, периодически необходимо использовать формальный и более действенный инструмент, коим является судебный иск.

Вам понравился текст? Вы можете монетизировать вашу благодарность на карту ПриватБанка 4149 4391 0519 0437. Сердюк В.В.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook