Еще совсем недавно всемогущие турецкие военные сегодня выглядят запуганными импотентами. Представьте себе страну-члена НАТО, располагающую вторыми по величине вооруженными силами, соседями которой являются Ирак, Иран и Сирия, территория которой омывается Эгейским, Чёрным и Средиземным морями, и вдруг – её военно-морские силы остаются без командующего!
А ведь именно такая ситуация сложилась в Турции на прошлой неделе после отставки адмирала Нусрета Гюнера, второго человека в военно-морских силах, который, как ожидалось, должен был возглавить их после ухода с должности в августе 2013 года действующего командующего. На сегодняшний день достойных и квалифицированных кандидатов попросту нет, поскольку более половины турецких адмиралов сидят в тюрьмах, как и сотни генералов и других высших офицеров (и действующих, и в отставке), по обвинению в заговоре с целью свержения правящей умеренно-исламистской Партии справедливости и развития.
Отставка адмирала Гюнера последовала после нашумевшего сексуально-шпионского скандала в 2012 году, обвинения по которому прокуроры выдвинули против 75 морских офицеров. В эмоциональном выступлении, последовавшим после этого, адмирал заявил, что верит в невиновность своих коллег.
Целый ряд судебных процессов, известных под названием «Эргенекон», поставил турецких военных на колени. Практически каждый пятый турецкий генерал, в том числе и Илькер Башбук, бывший начальник генерального штаба, оказался за решеткой. На первый взгляд все это говорит о триумфе турецкой демократии, но устроителей процессов обвиняли в подтасовке фактов и других нарушениях судебных процедур.
Члены семей более чем 250 обвиняемых, получивших длительные сроки тюремного заключения после суда в сентябре 2012 года по делу еще одного предполагаемого заговора с целью государственного переворота под условным названием «Кувалда», обратились по факту нарушения своих прав в Совет по правам человека ООН. Они настаивают на том, что доказательства были подтасованы.
Независимые судебно-медицинские эксперты подтверждают их претензии. Джаред Генсер, адвокат из Вашингтона, округ Колумбия, США, который работал с такими знаменитостями, как Вацлав Гавел и Десмонд Туту, говорит, что согласился защищать подсудимых по делу «Кувалды» потому, что он «абсолютно уверен» в невиновности обвиняемых и потому, что доказательства против них были «явно сфальсифицированы».
Некоторые указывают пальцем на могущественную мусульманскую группировку во главе с Фетхуллой Гюленом, умеренным турецким священнослужителем, живущим в добровольном изгнании в штате Пенсильвания, США. Генералы стали последователями Гюлена во время того, как в 1997 отстранили от власти первого исламистского премьер-министра Турции Неджметтина Эрбакана. Гюленисты внедрились в ныне правящую ПСР и, как говорят, проникли в полицию и судебную систему.
Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган разделяет некоторые из сомнений, хотя именно он сократил влияние генералов за время своего десятилетнего пребывания у власти. «Все эти операции против военных имеют моральную подоплеку. Сегодня 400 действующих и отставных высших офицеров находятся в тюрьме. И у нас нет офицеров со схожим уровнем квалификации и подготовки, чтобы назначить их на освободившиеся командные должности», — пожаловался он в недавнем интервью. Учитывая, что, несмотря на ведущиеся мирные переговоры, столкновения с курдскими сепаратистами все же продолжаются, а конфликт в Сирии угрожает перекинуться на территорию Турции, премьер-министр Эрдоган прав в своих опасениях.
Поскольку премьер-министр стремится дистанцироваться от «Эргенекона», некоторые эксперты утверждают, что он заключил негласный союз с военными. Начальник генерального штаба, Недждет Озел, который обязан карьерным ростом своему предшественнику, подавшему в 2011 году в отставку в знак протеста против «Эргенекона», является верным союзником премьер-министра.
Эрдоган бросил все силы на его защиту в декабре 2011 года после того, как турецкие военно-воздушные силы разбомбили безоружных людей, скорее всего, ошибочно принятых за сепаратистов, поскольку они проскользнули в Турцию из Ирака. Около 34 курдов, в основном подростков, погибли в результате авианалета. Парламентская комиссия, созданная для расследования этого случая, сделала все, чтобы замять это дело. Ни на одну голову не пало возмездие.
Может быть, все еще пользующийся популярностью Эрдоган считает, что армия находится полностью под его контролем. Роль Совета национальной безопасности, через который генералы привыкли критиковать и игнорировать приказы гражданского правительства, была снижена до чисто символической.
После конституционной реформы, подтвержденной референдумом 2010 года, военных начали судить в гражданских судах. «Эрдоган смотрит на армию, как на несмышленых мальчишек», — комментирует эту ситуацию Генри Барки, профессор международных отношений в университете Лихай, штат Пенсильвания.
Тем не менее, несмотря на всех свои последние беды и неудачи, генералы по-прежнему сохраняют значительную власть. Оборонный бюджет остается в значительной степени застрахованным от гражданского контроля. Начальник генерального штаба не подчиняется министру обороны. И принцип внутреннего законодательства, позволяющий армии вмешиваться в политику страны, остается в силе.
Німеччина змінює умови для українців: більше грошей і нові обов’язки
Українців попередили: одна з АЕС – на межі після обстрілу, можливі блекаути
ПриватБанк попередив клієнтів: все розпочнеться 18 листопада
Путін скоригував умови припинення війни з Україною
В действительности же, утверждение о том, что некоторые высшие офицеры участвовали в заговоре с целью свержения правящей Партии справедливости и развития, не является надуманным. В 2007 году армия безуспешно пыталась воспрепятствовать тому, чтобы Абдулла Гюль, бывший министр иностранных дел, стал президентом Турции, поскольку его жена носит исламский платок. В 2008 году генералы подбивали Конституционный суд запретить ПСР, обвиняя её в том, что она стремится навязать обществу законы шариата.
Тогда им не хватило всего одного голоса. Что касается «Эргенекона», то «даже в случае подтверждения подделки доказательств, имеется достаточно неопровержимых улик для того, чтобы отправить десятки генералов в тюрьму по обвинению в подготовке заговора», утверждает Орхан Кемаль Ченгиз, адвокат по правам человека, который изучал это дело.
Начиная с 1960 года армия Турции свергла не менее четырех правительств. Самый кровавый переворот произошел в 1980 году, когда 50 человек были казнены, 500 000 были арестованы и сотни людей погибли в тюрьмах. Тем не менее миллионы турок, которые уже давно уважают военных в качестве хранителей светского наследия Ататюрка, приветствовали тот переворот.
Но вот, недавние опросы общественного мнения показывают, что в наше время правительство и президент впервые потеснили армию в рейтинге популярности учреждений страны. А последний доклад информационно-пропагандистской Платформы по правам солдат, в котором подробно описываются злоупотребления офицеров в отношении призывников, нанес еще один удар по армии: говорится, что за последние 10 лет 934 солдата покончили жизнь самоубийством, превысив число погибших в боях с курдскими сепаратистами. Были ли они доведены до самоубийств своими командирами? Их родители хотят об этом знать.
ИСТОЧНИК: The Economist, перевод «ХВИЛЯ»