«Хвиля»: Ризван, как видится из Азербайджана ситуация на Ближнем Востоке? Что это: народные волнения, спецоперация, случайность?
Ризван Гусейнов: Лично я не верю в стихийность народных восстаний, тем более на Востоке. Несомненно, в беспорядках в странах Магриба и арабского мира, а теперь и стран Персидского Залива виден один общий сценарий. Следует отметить, что стихийной народной лихорадке подвержены, оказались страны осуществляющие добычу и транзит нефти и газа в Европу.
Проблемы с транзитом углеводородов не нужны не Европе, ни Азии, откуда они поставляются. Напрашивается вывод, что тут есть интерес третьей стороны, к тому способной идти против позиции всего Евразийского континента. Державой, имеющей такие ресурсы, может быть США и только США, которые заинтересованы в ослаблении своих конкурентов: развитых стран Европы и Китая в Азии.
«Хвиля»: Может ли сложившаяся ситуация свидетельствовать о попытке возврата на мировую сцену Великобритании? Ее попытки стать снова ведущим активным мировым игроком? И… кому еще может быть выгодна такая дестабилизация в регионе?
Ризван Гусейнов: Фактически есть только одно европейское государство, которому выгодна дестабилизация на маршрутах поставок углеводородов и товаров в Европу — и это Великобритания. У тандема США-Великобритания есть свои маршруты поставок, которые не зависят от маршрутов через Персидский Залив, Красное море, Суэцкий канал и Средиземное море. Ослабление экономики ведущих стран Европы и Азии только на руку тандему США-Великобритания.
«Хвиля»: Как, по вашему мнению, ситуация на Ближнем Востоке может повлиять на отношения Украина-Азербайджан? Будет ли ускорение в вопросах экономического сотрудничества, особенно нефти и сжиженного газа. Может что-то еще — «Набукко»… и т.д.
Ризван Гусейнов: Несомненно, проблемы с транзитом нефти и газа по самому дешевому маршруту через мировой океан из Азии в Африку и оттуда в Европу делают более актуальным реализацию новых сухопутных, трубопроводных маршрутов поставок углеводородов. Особенно растет важность поставок из региона Центральной Азии, Каспийского региона. И здесь первостепенную роль производителя, поставщика и транзитера играет именно Азербайджан. Мы заинтересованы в расширении маршрутов транзита в Европу и в этом вопросе первостепенную поддержку и заинтересованность проявляет Украина.
Тандем Азербайджан-Украина позволяет успешно осуществить строительство новых маршрутов, однако финансировать все это должны европейские страны, в первую очередь структуры ЕС. В этом контексте более успешными стали поставки сжиженного газа, что позволяет не зависеть от капризов рынка и стран-покупателей.
«Хвиля»: Какие риски могут встать на пути сотрудничества между нашими странами, не выступят ли «дни гнева» неким катализатором возможной войны между Азербайджаном и Арменией? Либо между Турцией и Арменией (если в Турции к власти придут исламисты) и поддержит ли тогда Азербайджан — Турцию или Турция — Азербайджан в таком конфликте? Не подключится ли к такому конфликту — Иран?
Ризван Гусейнов: Азербайджан и вообще Южно-Кавказский и Каспийский регионы находятся в прямом кругу интересов США и Великобритании, которые здесь основные добытчики и транзитеры нефти и газа. Поэтому эти державы не заинтересованы в дестабилизации в регионе где они делают немалый бизнес. Наоборот — проблемы в странах Африки и Азии как раз повышают значимость и цену углеводородов с Каспийского региона. А значит и возрастут прибыли США и Великобритании от этого.
То есть США и Великобритания хотят всячески удержать статус-кво в регионе Южного Кавказа и в первую очередь в армяно-азербайджанском конфликте. Однако Азербайджан поэтапно наращивая свой ВПК, модернизируя армию и повышая обороноспособность, не скрывает своего намерения решить силой Карабахский конфликт в случае провала мирных переговоров.
Так что следует ожидать того, что США и Великобритания будут оказывать давление на руководство Армении и зарубежную армянскую диаспору с целью достичь уступок по разрешению Карабахского конфликта и тем самым удержать Азербайджан от начала военных действий.
Тисячі без тепла: одне з міст України опинилося на межі колапсу
Україна веде переговори зі США щодо посилення ППО за допомогою THAAD, - ЗМІ
Укренерго оголосило нові графіки відключень: що чекає українців 23 листопада
"Чистої води афера": Попенко пояснив, хто і як пиляє гроші на встановленні сонячних батарей
Мотивация Ирана в этом вопросе – диаметрально противоположная. Иран как раз заинтересован в том, чтобы нарушить стабильность на Южном Кавказе и тем самым насолить США и Великобритании, которые создают ему проблемы с поставкой нефти и газа из Персидского Залива и вообще являются кровными врагами тегеранского режима.
«Хвиля»: Возможные последствия активизации анти-иранских отношений в СШАЕвропе и действия Азербайджана в случае возможного военного конфликта США-Иран или Иран-Израиль? Да и вообще — возможен ли такой конфликт в принципе в ближайшее время?
Ризван Гусейнов: Несомненно, у стран незаинтересованных в усилении тандема США и Великобритании есть очень сильный козырь — возможность разжечь тлеющий арабо-израильский конфликт. Только так можно отвлечь США и Великобритании и вынудить их, бросив все заняться спасением Израиля как основного проводника западной политики в регионе.
Россия и Иран могут повлиять на соседние с Израилем арабские государства, но пока что не видно, чтобы Россия активно в этом направлении работала, а без нее Иран не сможет эффективно выполнить эту задачу.
«Хвиля»: Спасибо