После снятия 16 июля санкций с Ирана «эксперты» щедро подарили Сирию и Иран США, а Украину – РФ. Это же сделали и пропагандисты Кремля, что показательно, но в США «подарок» не заметили.

Зато 21 июля появилось интервью премьер-министр Сирии Ваиль аль-Хальки агентству РИА Новости, где он сообщил, что ведет переговоры о вступлении Сирии в Евразийский союз. Премьер также сообщил, что «действия коалиции во главе с США не имеют ничего общего с борьбой с терроризмом». Обвинил США в отказе согласовывать с ним удары по ИГИЛ. По его мнению, ИГИЛ вооружают и снабжают бойцами «известные силы, включая Турцию, сионистов, Иорданию, Катар, Саудовскую Аравию и т.д.», а главным другом сирийского народа он объявил Россию, которая много чего обещает.

СМИ РФ радостно тиражировали новость о приращении России Сирией, которую сами и создали, но опустили слова Ваильи аль-Халька о сионистах в ИГИЛ и другие нелепости. В РФ не ожидали, что премьера понесет как Остапа Бендера. Взаимная противоречивость версий о Сирии, отданной США за Украину, и Сирией, вступающий в «Таежный союз», Кремль не смущает. Это новая тенденция в его пропаганде: побольше разных версий с приклеенным хэппи эндом для РФ. Главная цель шумихи о «сделке»: поднять настроение «русскому миру» и убедить его, что вместо стабильно низких цен на нефть, изгнания РФ с рынка нефти и утратой ею влияния на Иран, Россия якобы получила Сирию и Украину. На фоне этих неприятностей и открытия посольства Кубы в США, ватный мир надо срочно чем-то бодрить, и неважно, что Украина с Сирией остаются там, где были и до «сделки».

Ваиль аль-Хальк представляет режим Асада, который контролирует Дамаск и около 20% территории Сирии. Если добавить территорию ИГИЛ, то где-то 60% будет. Но есть проблема: Асад формально воюет с ИГИЛ, а РФ формально считает ИГИЛ террористами. Именно формально, так как когда в РФ и у Асада поняли, что повстанцы вот-вот снесут арабский социализм Асада, то для его спасения создали ИГИЛ с вывеской ислама без примесей социализма. План почти удался. Революцию остановили, Асад остался в Дамаске, а ИГИЛ осенью 2014 г. вопреки логике пошел не на Дамаск, а оттуда на занятые Израилем Голанские высоты, а к нефти Мосула, чтобы удалить иракскую нефть с рынка к радости РФ.

Но тут случился повтор Донбасса. ИГИЛ оказался в положении местных и заезжих казаков, а Асад ‒ в роли Плотницкого или Захарченко и выяснились три неприятных для РФ момента.

Первый. «Сирийские казаки» ИГИЛ финансово гораздо более независимы, чем казаки луганско-донские. Угля у ИГИЛ нет, но есть иракская нефть, антиквариат и «окно в мир» через Ливан. В ноябре 2014 г. ИГИЛ пытался было захватить ливанский порт Триполи, но оставил эту затею, видимо, договорившись об «окне» для контрабанды. В США доходы ИГИЛ от торговли нефтью оценивают в 40 млн. долларов в месяц. ИГИЛ не жадный ‒ в начале года отдавал баррель нефти за 10 долларов. Сколько дает антиквариат, ‒ неизвестно, но глядя, как ИГИЛ активно громит в Ираке и Сирии музеи, ‒ это солидные деньги.

Второй неприятный момент для РФ: с деньгами «сирийские казаки» игнорируют Асада, а у спецслужб РФ в Сирии, в отличие от Донбасса, руки коротки, чтобы их приструнить. Поэтому ИГИЛ время от времени воюет с Асадом за бизнесы и успешней, чем казаки с Плотницким, а спецназ РФ, в отличие от Луганской области, ничего сделать не может.

Третий момент: ИГИЛ за халифат от океана до океана, но без шиитов, так как в ИГИЛ сунниты. Поэтому ИГИЛ легко двигался по суннитскому северу Ирака, но когда уперся в шиитский юг и Багдад, то наступление стало, и начался откат. Пока ИГИЛ убивал езидов и христиан, это было одно, но когда ИГИЛ стал казнить шиитов, то на него ополчились шиитский Иран, и поддерживаемая им Хезболла. ИГИЛ не только топчется у границы Ирана, но и покушается на его имидж лидера исламской революции, что напоминает спор СССР с Китаем, кто из них истинный марксист, а кто – ревизионист. Для Ирана не секрет, зачем создали ИГИЛ, и что теперь по тем же причинам Россия может развернуть ИГИЛ против Ирана. И не только Россия.

Если Иран забудет свои обязательства по ядерному оружию, то соседи и США помогут ИГИЛ решить спор, кто больший исламский революционер. Без всяких поставок. Армия Ирака просто отступит под натиском «превосходящих сил» и оставит ИГИЛ две сотни единиц бронетехники с боекомплектом. Это креативней басен Кремля о военных трофеях ДНР и ЛНР, вызывающих ощущение, что казаки разбили армию РФ и отняли у нее новые танки. Но это в случае, если у Тегерана начнется «склероз».

Для ИГИЛ у США и коалиции стратегия почти та же, что у Порошенко для ДНР/ЛНР: военная и экономическая блокада, чтобы фаны «русского» и «исламского» миров могли радоваться им без помех извне. Если эти «миры» с оружием вылезут за границу, то по ним будут стрелять как в Марьинке. В США прогнозируют, что за пять лет «мир» ИГИЛ его обитателям порядком надоест и тогда с минимумом потерь в него войдут сирийские и палестинские отряды, наученные за это время военному делу настоящим образом. Надо ждать, демократия – не коммунизм, на штыках разносится плохо. Стратегия реалистичная, так как Иран де-факто присоединился к коалиции 60-ти стран против ИГИЛ, и та попала в изоляции. Пока ИГИЛ еще пытается взорвать Турцию через курдов и разжечь исламскую «революцию» от Египта до Нигерии, но судя по массовым арестам его агентов в Турции и других странах, перспективы у ИГИЛ не очень.

Есть ли у Ирана мотивы для «склероза»? Почти нет, на что указывает майский анонс первых общих военно-морских учениях на Каспии флотов России и Азербайджана в сентябре 2015 г.

За четверть века ничего такого тут не было. Так как Иран третья страна с военным флотом на озере Каспий, и системно его наращивающая, то учения направлены явно не против 6-го флота США.

Зачем Ирану этот флот? Вероятно, для поисков персидской княжны, брошенной за борт Стенькой Разиной, сходившим за зипунами. Или для мемориальной регаты по местам Персидского похода Петра I. В Иране логично опасаются, что Россия, которая всегда вела исключительно справедливые и освободительные войны, опять вторгнется в Персию. В России тоже опасаются, что в Иране не так плохо с исторической памятью, как кажется, и «русскому миру» могут вернуть его коронный вопрос: «Зачем наших женщин и детей убивал?». Иран не случайно после снятия санкций отказался от закупок в РФ самолетов, а в РФ «забыли» о своем обещании продать ему ракеты С-300, вызвавшем тогда тревогу в мире, ‒ Кремль опасается, что они могут полететь и в сторону Москвы.

Популярні новини зараз

Зеленський дорікнув депутатам Верховної Ради за "вихідний" 22 листопада

Баррозу: Путін казав мені, що не хоче існування України

Зеленський позбавив держнагород колишніх міністрів, депутатів, силовиків та артистів: список зрадників

В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться

Показати ще

Кремль явно теряет в лице Ирана еще одного союзника, а ситуация на Каспии меняется на глазах. Осенью 2014 г. Азербайджан де-факто вступил в НАТО, заключив военный союз с Турцией, и стал активно вооружаться. Не факт, что НАТО вступится за Турцию, если Турция вступится за Азербайджан в случае его столкновения с войсками Армении и РФ в Карабахе, но направление союза очевидно. Кремль соблазнял Баку Евразийским союзом, но Ильхам Алиев ставит условием вступления в него Азербайджана возврат территорий, отторгнутых у него Армений. Так московская политика «разделяй и властвуй» оборачивается против самой Москвы: она взяла на себя роль арбитра по Карабаху, но какой вердикт не вынеси, он ударит по РФ. Рост антироссийских настроений в Армении после инцидента в Гюмри и Тарифного майдана еще больше осложняет положение Кремля: поддерживая Азербайджан, он теряет Армению, и наоборот.

Кремль ищет выход из этой ситуации в консервации конфликта в Карабахе и темы возврата Азербайджану семи отторгнутых районов, а взамен хочет переориентировать Баку на идею воссоединение Азербайджана с так называемым иранским Азербайджаном. Отсюда и анонс военных игр на Каспии. Но затевая эту игру, Кремль рискует запутаться, и затянуть Каспийский узел на своей шее до предела. Население Азербайджана – 9,5 млн. человек, а в Иране по разным подсчетам от 10 до 16 млн. азербайджанцев, и Тегеран тоже может сыграть в политику воссоединения. Сыграть более успешно, так как Тегеран легко докажет: «Огненная земля» Азербайджана была именно сакральным местом для персов-огнепоклонников, и что тюрки-азербайджанцы там появились на тысячу лет позже. Иран выиграет не только конкурс сакральных мест в информвойне, но и другие «конкурсы» тоже.

С мая Баку неожиданно стал демонстрировать поддержку Москве, изображая, что «лег» в курс «флота» Кремля. Было заявлено о закрытии офиса ОБСЕ в Баку, а 16 июля Ильхам Алиев произнес эмоциональную речь в адрес ЕС о «встающем с колен Азербайджане». Для Баку, четверть века смотревшего на ЕС как на рычаг давления на Москву по вопросу Карабаха, такая риторика нехарактерна. Но не стоит спешить с выводами, Италия тоже дружила с Германией и Австро-Венгрией, но в Первую мировую войну вступила на стороне Антанты. Политика на Востоке дело очень тонкое, а Кремль слишком затянул Каспийский узел, чтобы безболезненно для себя его развязать.