Военное протистояние на отдельных территориях Луганской и Донецкой областей имеет ряд уровней, где высшие стороны конфликта стараются дестабилизировать ситуацию в низших.

Так постановление Кабмина Украины о прекращении финансирования с декабря 2014 года бюджетных учреждений и осуществлении социальных выплат населению тех районов Луганской и Донецкой областей, которые не подконтрольны украинской власти, нацелено не только на уменьшение трат в связи с катастрофическим состоянием украинской экономики, но и желанием усилить противоречия между местным населением с одной стороны и верхушкой боевиков, российских кадровых военных и наёмников с другой. Такое решение заставляет РФ думать не только о поставках военной техники, переброски живой силы в Украину, но и предоставлять помощь населению, чтобы предотвратить голодные бунты и стычки недовольных с агрессорами. Ослабление управляемости квазиобразований сепаратистов-террористов вместе с другими шагами несомненно способствовало бы восстановлению контроля Украины над потерянными территориями.

В свою очередь Россия работает на то, чтобы в результате ухудшения экономической ситуации в Украине, диверсионной деятельности РФ в других областях Украины, заставить руководство нашей страны пойти на уступки России в вопросах легализации так называемых ДНР и ЛНР, отказа о вступлении в НАТО и переносе сроков вступления в действие экономической части соглашения с ЕС об ассоциации. А глобальной целью российского руководства следует считать — распад украинского государства на отдельные части или увеличение не подконтрольной Киеву территории. При этом Путин не брезгует открыто угрожать Петру Порошенко крупномасштабным наступлением (опровержение как Банковой, так и Кремля, что такого не было 26 ноября при телефонном разговоре, не исключает возможности, что угроза поступила через третьих лиц).

Третий уровень — это западные санкции против РФ, а также неформальные шаги правительств Запада по изоляции России на международной арене, плюс усилия, ведущие к падению мировых цен на энергоносители — важнейшей части поступлений Москвы. Нужно констатировать, что тут Запад добился в последнее время значительных успехов, серьёзно ослабив возможности российского агрессора. 2015 год для российской экономики будет годом великих потрясений, правительство РФ должно будет опустошить Резервный фонд и Фонд национального благосостояния или пойти на секвестр бюджета.

Заявления Путина, что цены на нефть стабилизируется на удобном для Москвы уровне в конце первого полугодия 2015 года или о том, что рубль в 2014 году снизился незначительно (а на самом деле падение российской валюты на сегодня составляет почти 60% с начала года и уступает только гривне (87%), можно объяснить желанием оттянуть прозрение россиян, что лозунги Крым — наш, разделенный народ и отстоим «Новороссию», будут стоить очень дорого для всех россиян.

Так и не оправдались прогнозы, что разъяренный Путин после того, как получил нахлобучку от западных лидеров в Брисбене, поставит задачу на масштабное наступление сепаратистов и российских военных в Украине. Он был вынужден продолжить накачивать оружием боевиков и оказывать им финансовую помощь. При этом вкладываться серьёзно не хочется, поэтому и пошли заявления от третьеразрядных российских политических деятелей о желательности выдачи Украине Януковича и других его приспешников, которые скрываются в РФ. Таким образом, Путин дает понять, что бывшим руководителям Украины пора энергичней вносить вклад в «священную войну» за «Новороссию».

Можно сделать вывод что, сила «мировой энергетической империи» пошла на убыль, после объявления Путина об отказе продолжать реализацию Южного потока. И пусть он об этом объявил в увязке с соглашением с Турцией об увеличением поставок в рамках проекта Голубой поток, Южный поток имел для РФ идею фикс, как возможность шантажа Украины. Сколько Россия вложила в этот проект, сколько финансов было вбухано в европейских политиков, по территории которых должен был пройти Южный поток.

Все осложнения последних двух месяцев фактически делают для РФ непрогнозируемой стратегию похода не только на Киев, но и на Мариуполь. Неслучайно один из лидеров донецких сепаратистов Губарев заговорил о возможном возвращении в Донбасс донецких олигархов, похоже надежды на помощь России-матушки начинают исчезать. Поэтому наибольшие усилия Россия будет предпринимать для расшатывания ситуации в Украине, в первую очередь в экономическом, информационном и диверсионном плане.

У Украины появился шанс устоять и сохранить оставшиеся территории, а в дальнейшем, когда ситуация в РФ будет всё больше ухудшаться, постепенно возвращать свои земли. Для этого нужно, чтобы старая и новая элита избавлялась быстрее от отживших структур, коррупции, предательства и бахвальства.