Ливанская «Хезболла» — еще один важный союзник Ирана на Ближнем Востоке, наряду с сирийским «режимом» аль-Асада.
В последнее время влияние «Хезболлы» заметно выросло, она превратилась в трансарабскую организацию. Ливан, в свою очередь, имеет все шансы стать еще одним «фронтом» подогреваемого конфликта в регионе.
Напомним, «Хезболла» — это военно-политическая организация, созданная в1982 году при непосредственном участии Корпуса стражей исламской революции Ирана. Со времени своего основания она из года в год стремительно наращивала влияние в политической жизни Ливана, чтобы, в конечном итоге, подменить собой республиканскую армию страны.
Официальная стратегия «Хезболлы» – установление в Ливане режима исламского государства по «иранскому образцу», а также всяческое сопротивление «экспансии» Израиля. В основе идеологических постулатов «Хезболлы» — духовные наставления Рохуллы Хомейни (Вилаят алт-Факих), являющегося одним из лидеров исламской революции в Иране.
Во времена ирако-иранской войны 80-х годов «Хезболла» работала над укреплением своего политического и военного «суверенитета» на юге Ливана.В 1992 году «Хезболла» впервые приняла участие в ливанских парламентских выборах, получив 12 из 128 депутатских мандатов. Кстати, благодаря унаследованной после французского протектората Конституции Ливана. В противном случае, шиитской партии было бы очень сложно нарастить позиции в суннитской среде.
В мае 2000 года после вывода израильских войск из Ливана на основании резолюции Совбеза ООН контроль над южными районами страны должен был быть передан национальной армии. Однако, в действительности, этого не произошло. Более того, ливанские власти вообще негласно разрешили передать контроль над югом страны в пользу негосударственной «Хезболлы».
Как видим, Запад сам активно «приложился» к тому, чтобы разрушить мощь ливанской армии, превратившейся в «потешные полки», основным предназначением которых стало участие в «распиле» бюджетных средств.
Тем временем, боевики «Хезболлы» создали вдоль границы с Израилем мощную сеть фортификационных сооружений. В том числе, воспользовавшись оборонительными укреплениями, которые остались после отхода израильской армии. Сеть бункеров, складов оружия, блиндажей, наблюдательных постов, пулеметных и снайперских гнезд – все это тянется вдоль израильско-ливанской границы на несколько десятков километров и объединено целой системой подземных ходов. Кроме того, в этих оборонительных редутах оборудовано множество площадок, предназначенных для пусковых установок реактивных систем залпового огня (РСЗО), которыми «Хезболла» обстреливает населенные пункты на севере Израиля. Лидер «Хезбаллы» Саид Хассан Насралла, выступая в Бейруте 23 мая 2006 года, по этому поводу прямо признал: «В зоне поражения наших ракет находится весь израильский север. Все порты, все военные базы, все промышленные предприятия и другие объекты, расположенные в данном районе. Наши силы имеют в настоящее время свыше 12 тысяч ракет. И когда я говорю «свыше 12 тысяч», не следует понимать, что у нас не более 13 тысяч ракет…».
С одной стороны, израильские военные должны были понимать всю важность той инфраструктуры, которую фактически «передали» из рук в руки своим «кровным» врагам. Но с другой стороны, во всем этом есть и некоторый позитив: зато у Тель-Авива есть в распоряжении весь план подземных ходов. Что, в свою очередь, позволяет отслеживать все передвижения боевиков «Хезболлы». Тем более, что израильтяне славятся своими высокоточными технологиями наблюдения и контроля за людьми и пространствами.
Таким образом, «Хезболла», ввязавшись в сирийский кризис, превратила Ливан в «живую мишень» для орудий тех самых «террористов», о которых столь часто любят говорить в провластных масс-медиа. Кстати, недавно страны Арабского залива по мотивам безопасности запретили своим гражданам посещать Ливан в туристических целях. Что для самого Ливана, разумеется, чревато солидными экономическими потерями. Кроме того, были «заморожены» все инвестпроекты, финансируемые бизнесменами и фондами Залива. Так что, сейчас «Хезболла» поставила под удар экономику Ливана, а в перспективе в стране назревает полномасштабная гражданская война.
Впрочем, официальному Дамаску подобный сценарий регионального конфликта выгоден. С учетом того, что контактная война имеет все шансы выйти за пределы Сирии и охватить сопредельные страны. Особенно, в свете того, что Ливан очень уязвим в силу своего этнического и конфессионального разнообразия.
В США «Хезболла» официально признана как террористическая организация. В то время как в России подобного «признания» нет. В этой связи не исключено, что российские инструкторы могут оказывать посильную помощь этой вооруженной до зубов организации для укрепления позиции Кремля в регионе.
Накануне президентских выборов в Иране успехи «Хезболлы» по линии борьбы с «ваххабитами» в Сирии могут быть использованы в качестве предвыборной рекламы для кандидата, баллотировавшегося от «теократических» кругов.
Источник: The Dipcomment