В начале 2012 года мы утверждали, что мир в наши дни переживает очередную циклическую трансформацию, которая происходит с ним раз в примерно каждые 20 лет. Нынешний цикл начался в 2008-2009 году, когда глобальный финансовый кризис стал разъедать Европейский Союз и подтачивать экспортно-ориентированную экономику Китая.
Ближний Восток в свою очередь начал отходить от модели развития, которая установилась там после конца Второй мировой войны: мы наблюдаем попытки возрождения Ирана, рост влияния радикальных исламистов в регионе и снижение могущества давних автократических арабских режимов.
Смене поколений требуется некоторое количество времени, чтобы полностью закрепить новый порядок вещей. А пока мы наблюдаем период отрицания, в котором все силы старого мирового порядка брошены на то, чтобы сохранить status quo. В 2013 году состояние отрицания будет продолжаться во многих сферах. Но на сегодняшний день мы вот уже как примерно четыре года живем в период циклической ломки старых структур и изменения становятся все более ощутимыми, с каждым месяцем их все более трудно отрицать.
Европе, благодаря принятым на скорую руку мерам, все еще удается сохранять единство, также этими мерами прикрывают глубокие структурные трещины, которые пошли по некогда нерушимому Союзу. Рост безработицы и социального недовольства, снижение конкурентоспособности и фундаментальные противоречия между интеграционными процессами и национальными суверенитетами стран-участниц после принятия мер экономии станут еще более резкими, даже если Еврозоне и Евросоюзу удасться пережить этот год.
Китай сегодня не столько слепо отрицает то затруднительное положение, в котором он оказался, сколько пытается справиться с драматическими последствиями падения своего экспорта и перейти к устойчивому развитию в своих внутренних делах. Время не ждет, и Пекину стоит побеспокоится по поводу своих экономических проблем и растущей социальной напряженности, которые угрожают позициям правящей Коммунистической партии Китая. У Поднебесной все еще имеются рычаги влияния на ситуацию и в 2013 году, но растущая озабоченность США проблемами региона, внутренняя неустойчивость и проблемы с ближайшими соседями требуют к себе более пристального внимания.
Отток инвестиций из Китая создает невиданные перспективы для ряда стран Юго-Восточной Азии, Восточной Африки и Латинской Америки, независимо от того, осознают ли сами эти страны открывающиеся перед ними возможности. Развивающиеся экономики «посткитайского мира» требую времени для реализации своего потенциала, но 2013 год будет годом определения того, какие страны заполнят собой пустоту, возникшую после сворачивания китайской экономики.
Изменения, которые нас ожидаютв этом году, по природе своей будут насильственными в первую очередь на Ближнем Востоке. Исламисты принесут новый импульс в регион, но им придется немало повоевать против местных правительств, пытающихся сохранить старые порядки. Беспорядки в Сирии и Ливане позволят на короткий срок замедлить региональный рост Ирана, но в то же время Тегеран станет главным игроком в Леванте, поскольку главным для него станет защита своих интересов в Ираке.
Соединенные Штаты также не застрахованы от перемен. В смутный период смены эпох Вашингтону предстоит переосмыслить свою роль в глобальной политике равновесия и США будут вынуждены все более покладаться на своих союзников по всему миру и поощрять стратегическую конкуренцию в мировых макрорегионах, пытаясь сохранить этим своё влияние.
Правила игры в мире меняются. В 2013 году мы увидим, что никакое отрицание не способно отменить становящихся все более реальными перемен.
ИСТОЧНИК: Stratfor, перевод «ХВИЛЯ»