В 2010 году за несколько месяцев до начала революций в Тунисе, Египте и Ливии западные СМИ опубликовали выдержки из доклада Совета национальной безопасности США, в котором говорилось о возможных серьезных политических потрясениях в арабских странах Ближнего Востока и Африки. О том, какие варианты реагирования на эти события предлагались администрацией Обамы, ничего не сообщалось.
Первая реакция
Судя по тому, как развиваются события на Ближнем Востоке, нельзя исключать, что США подготовились к переворотам и достаточно успешно пытаются развернуть ситуацию в свою пользу. Это было очевидно, когда Вашингтон объяснял свою позиции во время революции в Ливии — тогда американцы через все СМИ рассказывали о жертвах среди мирного населения, выставляя одного из главных своих противников — Муаммара Каддафи — кровавым диктатором. Сейчас акцент на гибель мирных граждан делается при освещении событий в Сирии, где еще один противник США — Башар Асад — пытается подавить вооруженную оппозицию.
«Все эти обвинения в убийствах людей напоминают эпизод войны против Ирака в 1991 году после вторжения Саддама Хусейна в Кувейт. Тогда мировые СМИ говорили о десятках уничтоженных детей в каком-то автобусе. Позже выяснилось, что эта информация была сфальсифицирована для создании негативного образа Ирака. Но главное дело было сделано — Саддам Хусейн стал «первым врагом демократии, — говорит руководитель Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумер Исаев. — Ливийская, афганская, иракская кампании, расстрел демонстрантов в Каире и последующие обвинения Мубарака — все это преподносилось как повод для возможного вмешательства во внутренние дела других государств ради выполнения благородной миссии — спасения людей».
И то, что сегодня говорится о «правительственном следе» в убийстве мирных жителей на территории Сирии, как считают эксперты, является очередным «плохим симптомом», который указывает на то, что есть силы, для которых сирийский конфликт находится в стадии далекой от завершения.
«Очевидно, что американские аналитические центры изучали ситуацию в регионе еще до событий «арабской весны». Но революции, несмотря на это, все же застали американцев врасплох, — комментирует ситуацию старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО и Отдела Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сотников. — Не все пошло, как они ожидали, поэтому сегодня этот регион может стать полем для маневров, на котором будут испытываться методы ведения международной политической борьбы против будущих угроз гегемонии Белого дома».
«Полезные» ошибки
Промахи администрации США при проведении своей политики в исламских странах очевидны. Все революции, которые были поддержаны Вашингтоном, при всей их кажущееся локальности уже имеют серьезные глобальные последствия: в Египте ситуация до сих пор остается непредсказуемой, а Ирак, Афганистан и Ливия после вмешательства оказались странами, не имеющими государственной системы.
«Была разрушена не только структура власти отдельных государств — разрушена региональная система отношений. Та же Ливия играла важную роль в исламском мире, имела мощную экономику и являлась объединяющим фактором в Африке, — комментирует ситуацию Гумер Исаев. — А то, что сейчас на территории Ливии и Мали создается государство туарегов, разрушены отношения, выстраиваемые между множеством стран Ближнего Востока и Северной Африки, — это последствия грубой агрессии не только против Ливии, но и региона в целом».
Объясняя последствия «демонтажа» арабских режимов, эксперты отмечают, что их результаты намного страшнее, чем пережитки тоталитаризма, против которых выступали США. Сотни тысяч погибших и фактически полностью разрушенные экономики являются доказательством того, что при желании усилить свое влияние на регион Западу следовало действовать осторожнее, так как каждая ошибка в борьбе за права человека оборачивается массовой гибелью людей.
Ставка на молодость
С приходом к власти Барака Обамы в арабских странах возникло достаточно позитивное отношение к США. Революции в Тунисе и Египте многие политологи напрямую связывали с поддержкой арабской молодежью американских ценностей. И хотя в самом начале протестного движения Обама был очень осторожен, давая оценку происходящему, со временем, когда стало очевидно, что демонстранты выражают мнение значительной части населения, администрация американского президента стала открыто поддерживать повстанцев.
Сегодня, спустя некоторое время после революции, социологические исследования показывают, что арабская молодежь, которая составляет большую часть населения региона, воспринимает США как страну, достойную уважения, в первую очередь, из-за соблюдения там прав человека и гарантированной свободы мнений. Но при этом отношение к тому, что делают американцы на территории Ирака, поддержка Израиля, война в Афганистане создают резко негативное отношение к США как к стране, заинтересованной в усилении своего влияния на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Это «раздвоение» создает серьезную напряженность во всех государствах и при определенном стечении обстоятельств провоцирует кровавые гражданские войны.
Вибори в США: що відбувається
Українці можуть отримати екстрену міжнародну допомогу: як подати заявку
В Україні скасували обмеження на перескладання водійського іспиту: що змінилося
Пенсія у листопаді 2024 року: що зміниться для українських пенсіонерів
«США использовали технологические новшества для того, чтобы контролировать настроения среди определенного контингента арабского общества, — это, в первую очередь, «рассерженная молодежь», которая требует реформ. Американские аналитические центры наверняка пытаются направить ее в русло, которое для США являлось бы гарантией сохранения своего влияния, — считает старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО и Отдела Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сотников. — Но одновременно с этим создается ощущение, что не только демократические процессы, но и конфликты, происходящие в арабских странах, являются хорошо управляемыми. То есть используются элементы теории «управляемого хаоса», потому что, будь они неуправляемыми, повлиять на ситуацию не смог бы никто».
Разрушенные связи
Конфликты в регионе, как считают политологи, так же, как и мирные революции, являются частью стратегии США по установлению тотального контроля над Ближним Востоком. После вторжения НАТО в Ирак произошло частичное разрушение структуры исламского рынка, а падение режима Каддафи и начавшееся противостояние арабских монархий режиму Башара Асада эксперты уже открыто называют уничтожением внутриисламской экономической модели. При этом указывается, что это дело рук США и их союзников.
«На протяжении последних десятилетий Запад целенаправленно проводил политику разрушения мусульманского мира. Все противники этих планов, строившие ревизионистские планы, — Хосни Мубарак, Муаммар Каддафи, Саддам Хусейн были отстранены от власти. Причина в том, что для Запада любые амбициозные проекты опасны, и он готов применять любые методы для того, чтобы не допустить объединения арабского Востока, — считает руководитель Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумер Исаев. — Сегодня регион ослаблен и зависит от Запада. И, честно говоря, несмотря на то, что версия «управляемого хаоса» во многом напоминает конспирологическую, нельзя не обратить внимание, что в регионе проводится четкая политика, направленная на создание нестабильности».
Политологи отмечают, что иначе объяснить то, как ведут себя американцы, можно лишь абсолютным непониманием региональных особенностей политической жизни.
Кого боится Вашингтон
Доминирование на Ближнем Востоке выгодно Западу не только с точки зрения политического влияния, но и из чисто практических соображений: регион богат энергоносителями, и если нестабильность будет подконтрольной, то в руках США окажутся рычаги управления мировым рынком нефти и газа.
«Американцы очень не хотели бы растрачивать свой стратегический запас. Недавно, когда Иран прекратил поставки в Европу, им пришлось выбросить его часть на рынки, чтобы удержать цены на нефть, — говорит Владимир Сотников. — И, если рассматривать происходящее на Ближнем Востоке и на севере Африки с чисто экономической точки зрения, то такой контроль нужен США для того, чтобы воздействовать на очень быстро развивающиеся страны БРИКС. Правда, Россию они не считают способной бросить глобальный вызов Вашингтону, но понимают, что Китай, Индия, Бразилия в ближайшие 20-25 лет могут попробовать отодвинуть их на второй план».
Кроме экономических ограничений, США сегодня испытывают и трудности в контроле над внешнеполитической ситуацией. Вашингтон уже не может, как десять-пятнадцать лет назад, немедленно реагировать на изменение ситуации в любой точке мира при помощи своих союзников. При этом США хотелось бы и в будущем иметь достаточно влияния для того, чтобы продолжать оставаться сверхдержавой. Похоже, что события «арабской весны» являются лишь частью плана по подготовке к борьбе за статус сверхдержавы в ближайшие десятилетия.
источник: Курс