Через 25 лет после окончания вооруженного конфликта на территории Республики Хорватии (РХ) страна вступила в заключительную фазу процесса примирения. Во время войны Хорватия потеряла около 20 тыс. человек, что по украинским меркам в пересчете на душу населения соответствовало бы 220 тыс. человек. Мы хорошо понимаем, что потеря 14 тыс. наших граждан в результате войны на Донбассе есть тяжелой раной на социальном организме украинской нации. А если бы их было 220 тыс., то есть в 17 раз больше, то, наверное, о примирении в украинских реалиях было бы говорить еще труднее. Но что интересно, Хорватия во время Отечественной войны 1991-95 гг. провела три всеобщих амнистии, как политико-юридических актов примирения, в начале войны, в ее середине, и, перед началом мирной реинтеграции части своих оккупированных территорий (Восточная Славония, 1996-98 гг.). Ясно, что всеобщей амнистии не подлежали военные преступники, лица совершившие преступления против человечества и человечности, потому что это запрещает международное право, суть положений которого сводится к тому, что военные преступники должны быть обязательно осуждены на большие сроки, чтобы не было повадно в будущем новым нарушителям международных и национальных законов пренебрежительно к ним относиться. При чем три всеобщие амнистии в Хорватии были инициативой самой хорватской стороны, а не требованием международного сообщества, потому что в Загребе хорошо понимали, что всеобщая амнистия есть хорошим инструментом для дезорганизации вражеских рядов, ибо каждый боевик каждодневно думал о своем будущем, а Хорватское государство ему говорило: у тебя есть нормальное будущее в этой стране, если ты не военный преступник.
Хочу напомнить, что в современном мире после кровавой Второй мировой войны, когда была установлена новая система международных отношений и международного права, ни одна локальная война или вооруженный конфликт не заканчивались без проведения всеобщей амнистии. Естественно, что международной амнистии не подлежали военные преступники, поэтому абсолютно непонятна позиция противников всеобщей амнистии в Украине. Объяснение может быть одно: учитывая, что без всеобщей амнистии невозможно завершить вооруженный конфликт, то может быть это хорошее прикрытие чтобы на Донбассе продолжалась война, или неплохой повод для замораживания конфликта на 50-100 лет, ибо без акта прощения война никогда не закончится, или предлог вообще отказаться от временно оккупированных территорий. Вариант военной реинтеграции, который может проходить и без амнистии, я не рассматриваю, потому что на современном этапе, в случае наступательных действий нашей армии, РФ пошлет на Донбасс мощную вооруженную группировку, которая может нанести нашей армии серьезные потери и значительно расширить площадь оккупированных территорий.
Но вернемся к Хорватии, там во время празднования 25-ой годовщины победы в Отечественной войне впервые присутствовали политические лидеры сербской общины РХ. Они дали сигнал хорватскому обществу, что принимают этот государственный праздник как лояльные граждане, несмотря на то, что после проведения в августе 1995 г. военно-стратегической операции «Гроза», в результате которой были освобождены Книн, как политический центр непризнанного государства «Республика Сербская Краина» и большая часть временно оккупированной территории РХ, сотни тысяч сербов Хорватии вынуждены были бежать через территорию Боснии в Сербию, оставив свою землю и жилища. На следующий день, после празднования в Книне годовщины Победы в Отечественной войне, политическое руководство Хорватии вместе с лидерами сербского меньшинства посетили Плавно и Грубори (окраина Книна) - место гибели 24 мирных сербских жителей, в основном пенсионного возраста, которые решили остаться и не переселяться в Сербию. Они не служили ни в армии, ни в полиции сепаратистов, но их убили хорватские спецназовцы через несколько дней после освобождения этой территории. Что побудило совершить это ужасное преступление представителей элитного спецподразделения МВД РХ «Лучко» сказать трудно, но очевидно, что многие из них потеряли в войне своих близких родственников, однополчан, сами были в боях ранеными. Не исключено, что они были под воздействием алкоголя или наркотических средств, ибо военные действия на тот момент прекратились и полиция рутинно проводила зачистку местности. В этом деле свою точку поставит суд, который, кстати, уже был. За его результатами было установлено, что были убиты невинные 24 гражданские лица, которые не несли никакой опасности, но вместе с тем, конкретно виновных в совершении преступления не было названо. Было только ясно, что это представители спецподразделения МВД, но виноватыми среди полицейских никого не признали. И вот теперь, после 25 лет, политическое руководство РХ извинилось, что до сих пор этот случай остался практически до конца нерасследованным, пообещав провести новый суд и привлечь к строгой ответственности всех тех, кто совершил это военное преступление, а значит оно не подлежит сроку давности. Официальный Загреб заявил, что это последнее пятно должно быть смыто со всех воинов-освободителей, а тех, кто совершил гнусное военное преступление нужно наказать, чтобы они не дискредитировали ветеранов войны.
Что касается окончания войны в Боснии, где погибло 100 тыс. чел., что по украинским меркам около 1,2 млн., то там тоже прошла всеобщая амнистия, которая, конечно, не коснулась лиц, совершивших военные преступления. Процесс примирения здесь идет куда медленные из-за массовых жертв и политической разделенности государства на две части - Республику Сербскую и Федерацию БиГ. Но после вступления БиГ в Евросоюз, уверен, процесс примирения подойдет к заключительной фазе, ибо жить в мире и согласии комфортно и большая привилегия.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook