Уважаемые члены Кабинета министров!

Уважаемые приглашенные!

На последних заседаниях Кабинета Министров мы заслушали и тщательно проанализировали отчеты о животноводческой отрасли в областях Карпатского региона и Полесья. Отчитываться будут все области. Но уже то, что Правительство успело рассмотреть, дает основания для серьезного беспокойства и неудовлетворенности работой профильного министерства и некоторых областных администраций в этом направлении.

Поэтому в течение последней недели я провел несколько совещаний и консультаций со специалистами отрасли, участниками рынка, экспертами и учеными на тему: как нам существенно увеличить производство говядины и молока.

Первый вывод такой: нет альтернативы развитию отечественного производства. Мы обязаны сами обеспечивать себя продукцией животноводства.

Во-вторых, эксперты уверены, что Украина достаточно быстро может стать ведущим игроком на международных рынках продукции животноводства, нарастить за счет этого экспортный потенциал.

Почему проблемы мясомолочной отрасли привлекли столько внимания? Если поголовье свиней и птицы в Украине приближается к уровню, необходимому для полного обеспечения внутреннего спроса, и корректировать это поголовье можно достаточно быстро, то с выращиванием крупного рогатого скота все гораздо сложнее. Все, с кем я проводил совещания и консультировался, осознают, что крупного рогатого скота у нас недостаточно, а восстановить поголовье до уровня, необходимого для обеспечения внутреннего рынка, можно лишь за 5-7 лет.

За годы независимости поголовье крупного рогатого скота в Украине сократилось почти в 6 раз! 4,5 миллиона голов для страны с населением 46 миллионов человек — это крайне мало.

Поэтому цены и на говядину, и на молоко слишком обременительны для кошельков большинства украинцев. Как следствие, в мясном рационе украинцев говядина составляет только 18% вместо рекомендуемых медициной 40%. Потребление молока почти наполовину меньше рациональных норм питания.

Итак, это вещи, которые непосредственно влияют на качество жизни и здоровье наших людей.

Однако проблема не решалась, только углублялась все годы независимости. Только в прошлом году нам удалось остановить сокращение поголовья. Теперь мы находимся в поворотной точке. Каким образом наращивать поголовье и производство говядины и молока?

Проблема заключается в том, что 20 лет назад крупнотоварные сельхозпредприятия производили 76% молока, а сегодня наоборот — 80% производится в хозяйствах населения.

Изменения произошли и в структуре производства мяса. Если в 1990 году 71% мяса давали крупнотоварные хозяйства, то сейчас — только 54%.

Популярні новини зараз

Ціни на яйця зміняться після свят: експерти розкрили причину

Київстар оновив тарифи на зв'язок та інтернет: абоненти зможуть заощадити

Українцям загрожують штрафи за валюту: хто може втратити 20% заощаджень

"Київстар" змінює тарифи для пенсіонерів: що потрібно знати в грудні

Показати ще

Возникает вопрос: какие условия должно создать государство, чтобы бизнес активно входил в эту сложную, тяжелую сферу деятельности, где срок окупаемости продолжительный. Как оптимально, то есть — кому и на что — распределить достаточно ограниченный ресурс государственной поддержки? Как довести ресурс непосредственно к тому производителя, который обеспечит гарантированный рост производства мяса и молока?

От Министерства аграрной политики и продовольствия слышу: поддерживать нужно только крупнотоварное производство. Безусловно, это магистральное направление решения проблемы. Но какими темпами восстанавливается крупнотоварное производство? Фактом является то, что механизмы дотаций не сработали на развитие именно производства. В прошлом году построили гораздо больше, чем в предыдущие годы: 26 молочно ферм. Но это увеличение поголовья лишь на 20 тысяч голов. В текущем году планируется построить вдвое больше: еще 40 ферм. А нам необходимо ежегодно добавлять в десять раз больше: по 200-300 тысяч голов скота.

В то же время, отеления в крестьянских хозяйствах ежегодно приносит до 2 миллионов голов. И почти все идут под нож, потому что без поддержки, без стимулов хозяева не будут содержать такое поголовье.

Разумеется, коровы, которых держат люди, не такие производительные, как сегодня считается необходимым. Качество молока часто не соответствует нормам. Но оно есть. И, собственно, хозяева этих коров сегодня кормят страну. Если о них забыть, и десять лет строить комплексы, получится как в анекдоте: «А по дороге к светлому будущему кормить никто не обещал».

Не надо также забывать, что для многих людей, которые держат коров, это основной гарантированный доход. Иногда единственный источник существования. Этим нельзя пренебрегать. Сокращение поголовья у населения — это не только экономическая, но и социальная, если хотите, гуманитарная катастрофа для отдельных сел. Мы итак ежегодно теряем в среднем 15 сел.

Зато, специалисты посчитали, что, если поддержать хозяйство из пяти коров, например, доход от него позволит семье, помимо прочего, например, оплачивать обучение ребенка в вузе.

Поэтому два технологических уклада — крупнотоварный и индивидуальный — на этом этапе нельзя противопоставлять. Двигаться надо параллельным направлениям: создавать стимулы для инвесторов вкладывать в крупнотоварное производство, быстро наращивать его долю, и одновременно дотировать производство молока в крестьянских хозяйствах, где есть до 5 коров. Стимулировать хозяев доращивать телочек и бычков до товарных кондиций.

Рычаги есть: это и удешевление кормов, и премия за откорм до определенного возраста или веса, и премия за производительность коров и качество молока. Весь этот арсенал надо гибко использовать.

В ходе дискуссий с участием специалистов профильного министерства, руководителей хозяйств, объединений участников рынка, экспертов стало понятно, что существует успешный путь гармонизации двух названных укладов в животноводстве. Это кооперация. Развертывание массового кооперативного движения. Нам нужно стимулировать создание кооперативов производственных, перерабатывающих, обслуживающих, потребительских. Кооперация способна решить задачи, которые одному не всегда под силу: купить генетически качественное поголовье, дешевле купить комбикорма и дешевле их доставить на двор, заготовить сено, приобрести оборудование для мини-ферм, провести воду, оборудовать кооперативные молокозаводы и кооперативные молокоперерабатывающие производства, оказать ветеринарную поддержку и т.д.

Все то, что было наработано во время дискуссий и консультаций, я поручил обобщить Министерству аграрной политики и в течение недели внести на рассмотрение Правительства простые и действенные решения:

Сколько доплачивать крестьянину, чтобы он не пускал телят под нож.

Сколько доплачивать в руки крестьянину за литр молока определенного качества, чтобы было выгодно держать корову.

Как остановить несправедливую наживу перекупщиков и переработчиков, когда закупочная цена упала иногда до 1,8 гривны за литр молока, а розничная остается на уровне 7-8 гривен.

Как стимулировать восстановление отечественного племенного дела.

Как стимулировать производство доступных по цене комбикормов.

И так далее.

В любом случае, я требую от Министерства аграрной политики и продовольствия предложить инновационные механизмы государственной поддержки мясомолочной отрасли. Старые результата не дали. Из государственного бюджета в 2010-2011 годах на развитие животноводства выделено более 1,8 млрд. гривен. А объемы производства продукции животноводства в 2011 году, по сравнению с 2010 г., выросли всего на 2,5%. Так использовать средства налогоплательщиков недопустимо.

И доверие людей терять также недопустимо. Обещали доплачивать за молоко — нужно доплачивать. Прежде всего, сейчас, в сложной ситуации с закупочными ценами, людям надо дать солидную единовременную денежную поддержку на голову скота. А вообще должна наконец заработать максимально простая и понятная схема: сдал молоко — получил по квитанции дотацию. Выкармливает телочку или бычка — через полгода получаешь, столько-то гривен. Через год — еще столько же. Докормил до нужной кондиции — еще премия. Я поручил Министерству совместно с отраслевыми ассоциациями и общественностью рассчитать достойные размеры стимулирующих выплат.

Главное, что я хочу подчеркнуть: все названные предложения и идеи — не кабинетные выдумки. Все это предлагают люди, как говорится, «с земли». Практики, для кого производство мяса и молока — это дело жизни. Надо слышать людей. И находить решения.

Благодарю за внимание.