Материал по теме «Как Иран готовится к войне: «ракетная угроза» см. здесь
После начала учений вице-президент Ирана Реза Рахими пояснил их суть: Тегеран перекроет проход нефтеналивных судов через Ормузский пролив, если страны Запада введут санкции в отношении экспорта иранской нефти. По словам Рахими, его страна нацелена лишь на дружественные отношения с другими странами, однако западные государства продолжают давить на Иран. В случае, если западные страны не прекратят свою агрессивную внешнюю политику в отношении Тегерана, Иран будет вынужден жестко ответить, пояснил вице-президент.
Учения закончились 2 января, а уже на следующий день командующий иранскими Вооруженными силами Атолла Салехи пригрозил ответными мерами США, если американский авианосец, названия которого он не привел, вернется в Персидский залив (вполне очевидно, речь шла все же об авианосце ВМС США John C. Stennis). Перед этим командование Пятого флота ВМС США заявило, что не допустит препятствий судоходству в Ормузском проливе. «Свободное движение товаров и услуг через Ормузский пролив жизненно важно для регионального и мирового благополучия. Любой, кто угрожает свободному судоходству в международных водах пролива, противопоставляет себя международному сообществу. Препятствование судоходству – неприемлемо», — было сказано в заявлении Пятого флота. Добавим, что Пятый флот ВМС США базируется на территории Бахрейна и несет боевое дежурство в водах Индийского океана и Персидского залива, обеспечивая охрану главных нефтяных коммуникаций.
Далее со стороны США последовало еще несколько резких заявлений. Глава Пентагона Леон Панетта заявил, что перекрытие Ормузского пролива будет предельной чертой, после которой Вашингтон будет готов применить серьезные силовые меры воздействия против Ирана. «Мы уже четко обозначили, что США не допустят перекрытия Ормузского пролива. Это еще одна граница, которую нельзя переходить. Мы в силах ответить на это», — заявил Панетта. В свою очередь, председатель Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США Мартин Демпси объявил, что «если иранцы пойдут на блокирование пролива, США будут готовы разгромить их». Как заверил генерал, Соединенные Штаты способны уничтожить всю ядерную программу Ирана, ставшую камнем преткновения в отношениях Тегерана с западными странами. В то же время Леон Панетта подчеркнул, что действовать нужно крайне осмотрительно: он предостерег Израиль от удара по ядерным объектам Ирана, отметив, что такое решение может вызвать ответные действия Тегерана против американских войск в регионе. «Здесь у нас с Израилем общие интересы, и лучшим выходом для нас станет взаимное сотрудничество», — считает глава военного ведомства.
Заметим также, что в рамках проводившихся учений «Velayat-90» Военно-морские силы Ирана успешно испытали крылатую ракету «повышенной дальности действия» (как указало новостное агентство IRNA). Речь идет о противокорабельной ракете «Гадер», способной поражать цели на расстоянии в 200 километров. Для крылатых ракет такая дальность действия считается малой, с натяжкой ее можно причислить к ракетам средней дальности, однако командующий учениями Махмуда Мусавиобъявил, что эта «Гадер» — ракета «повышенной дальности» (согласно некоторым сообщениям, он назвал ее «большой дальности»). Также в рамках учений иранцы испытали еще несколько ракет — противокорабельную малой дальности действия «Наср», ракету «Нур» типа «земля-земля», и ракету ПВО «Мехраб».
Таким образом, учения «Velayat-90» Военно-морских сил Ирана стали не просто демонстрацией мощи Тегерана и его последних разработок в области ракетной техники, но и фактической прелюдией к давно ожидаемому военно-политическому противостоянию Ирана с Западом. На данный момент остается открытым вопрос о реальности и сроках открытого вооруженного противостояния, но по крайней мере ясно, что если таковое все же начнется, то, скорее всего, с открытия именно морского театра боевых действий.
Между тем, наряду с форсированным развитием ракетной техники (в первую очередь – в плане создания межконтинентальных баллистических ракет), Иран в последние годы достаточно активно развивает свои ВМС, и связано это не только с достаточно давно прогнозируемым противостоянием с Западом.
В частности, в отношении последнего постулата: Иран, как известно, уделяет большое внимание состоянию распределения энергетических запасов – нефти и газа – Каспийского моря. Именно этот вопрос является хоть и достаточно замалчиваемым, но все же очевидным яблоком раздора между Ираном и Россией. РФ в прошлом году сделала немало заявлений и озвучила планы резкого наращивания войск на Каспии, позволяющие серьезно обойти иранский военный потенциал в этом регионе.
{advert=7}
Между тем, на сегодня Иран на Каспии содержит сразу три военно-морские базы — Бендер-Мехшехр, Бендер-Энзели, и учебную Бендер-Пахлави. Надводная группировка ВМС Ирана здесь включает около 90 судов. Ударная сила – ракетные катера с дальностью поражения целей до 120 км (также, согласно сообщениям западных СМИ, на Каспии Иран также имеет 1-2 мини-субмарины типа Ghadir, вооруженные торпедами и способные также транспортировать боевых пловцов). Именно для Каспия Тегеран строит ракетный эсминец типа Jamaran с противокорабельными ракетами Noor, артиллерийскими установками и вертолетом. Также ведется строительство серии (общая численность составит 75 единиц) малых ракетных катеров типа Peykaap II, запланировано и размещение на Каспии нескольких судов-вертолетоносцев. Кроме того, ранее командование ВМС Ирана сообщало о намерении развернуть на Каспийском море новые 1000-тонные корветы типа «Моудж» собственной постройки с ракетным и противолодочным вооружением и вертолетом на борту.
Однако основные силы ВМС Ирана, понятно, сосредоточены все же в Персидском заливе. Из 11 военно-морских баз 6 находятся именно здесь, и среди них – главная база иранских ВМС Бендер-Аббас (Bandar-e-Abbas), где расположен штаб этого вида Вооруженных сил ИРИ. При этом база в портовом городе Джаск, предназначенная для контроля ситуации в Ормузском проливе, начала функционировать совсем недавно – в 2008 году. Стоит добавить, что Корпус стражей исламской революции (КСИР) имеет свои ВМС, силы которых дислоцированы на базе Sir Abu Nuair, нефтяном терминале Abadan, базах на островах и платформах Abu Musa, al-Fayisiyah, Cyrus, Halul, Larak, Qeshm, Rostam, Sirri.
Баррозу: Путін казав мені, що не хоче існування України
"З глузду з'їхали": Буданов висловився про удар баллістикою "Кедр" по Дніпру
Зеленський позбавив держнагород колишніх міністрів, депутатів, силовиків та артистів: список зрадників
Встигнути до грудня: ПриватБанк розіслав важливі повідомлення
Организационно иранские ВМС состоят из четырех командований и четырех военно-морских районов. Этот вид своих Вооруженных сил, который, с одной стороны, является самым мощным для региона, но с другой стороны, находится в сомнительном состоянии по причине устаревших вооружений и техники, Иран развивает очень интенсивно.
Так, еще в начале 2000-х гг в составе ВМС насчитывалось всего 3 подводные лодки пр. 877ЭКМ (Kilo по классификации НАТО) российской постройки, при этом две из них нуждались в ремонте. В конце ноября 2011 года ВМС Ирана приняли на вооружение три новых подводных лодки типа «Гадир», о чем заявил заместитель командующего ВМС Ирана контр-адмирал Голам Реза Хадем-Бигам. С ними число подводных лодок в иранских ВМС достигло уже 14 единиц – хотя цифра эта может оказаться неточной.
В частности в 2006 году в строй была введена подлодка «Наханг» отечественной постройки. С 2007 года ВМС получают указанные «Гадир», созданные в Иране на основе северокорейских подлодок типа «Ено». Согласно данным СМИ, водоизмещение иранских подлодок составляет 120 тонн, при этом ТТХ и вооружение указываются предположительно, исходя из северокорейского варианта – в частности, скорость до 11 узлов и два 533-мм торпедных аппарата. В 2008 году Иран начал строительство новой подлодки «Кайем», однако окончательных данных о ней нет.
В составе надводных сил иранские ВМС имеют 4 сторожевых корабля (фрегата), 3 корвета, более 20 ракетных катеров, несколько десантных и минно-тральных кораблей, около 30 вспомогательных судов. Из новых боевых кораблей в составе ВМС — эсминец «Джамаран-1» собственной постройки (принимал участие в нынешних учениях «Velayat-90»), в декабре 2011 года иранский флот получил и второй современный военный корабль — эсминец «Джамаран-2», имеющий на вооружении ракеты земля-воздух, земля-земля и торпеды.
2011 год, который, судя по многочисленным заявлениям представителей западных политических и военных кругов, в США и Европе считали годом подготовки войны против Ирана, был богат на презентации новых разработок ВВТ для иранских ВМС Вооруженных сил и ВМС КСИР, а также на сообщения об усилении Тегераном «морского направления» в целом.
Так, в январе 2011 г стало известно, что на вооружение Вооруженных сил Ирана приняты новые ракетные комплексы берегового базирования с ракетами «Кадер», способные поражать цели на расстоянии до 200 км. На состоявшейся церемонии передачи армии нового вида вооружений присутствовали министр обороны ИРИ Ахмад Вахиди и командующий ВМС ИРИ адмирал Хабиболла Сайяри. «Новые комплексы целиком и полностью созданы усилиями специалистов национального военно-промышленного комплекса. Они оснащены современными радарными системами и способны обнаруживать, сопровождать и уничтожать сразу несколько целей», — сообщил в ходе церемонии министр обороны ИРИ. Он подчеркнул, что Иран имеет достаточно протяженную морскую границу, нуждающуюся в надежной защите.
{advert=4}
В феврале 2011 г командующий Корпусом стражей исламской революции бригадный генерал Мохаммад Али Джафари заявил, что Иран в ближайшее время начнет серийное производство баллистических противокорабельных ракет. По его словам, ракеты способны развивать скорость, в три раза превышающую скорость звука, и невидимы для радаров противника. Как уточнили в экспертных кругах, речь идет о завершении проекта 2009 года по созданию ракет с дальностью действия до 300 километров. По словам Джафари, не уточнившего название новых ракет, изначальный проект был доработан, в результате чего было создано более точное оружие.
Кроме того, с учетом угроз с морского направления, как сообщило иранское агентство ISNA, в 2011 году было завершено создание радара с пассивной фазированной антенной решеткой, дальность действия которого составляет 1100 километров. Производство радаров начнется в 2012 году.
В конце августа 2011 г в Иране было объявлено о завершении сразу трех крупных военных проектов. На презентации новых достижений иранского военно-промышленного комплекса, приуроченной к Дню оборонной промышленности ИРИ, были представлены ракеты «Гадер», торпедная установка «Аждар» и новейшая силовая установка для военных кораблей. Как сообщило иранское телевидение, ракета морского и берегового базирования «Гадер» имеет радиус действия до 200 километров и предназначена для поражения целей на море и береговых объектов противника. Торпеда «Аждар» имеет вес 220 килограммов, способна уничтожать крупные морские цели, может использоваться в условиях любой погоды на малых и больших глубинах и предназначена для установки на подводных лодках. Двигатель для военных кораблей «Боньян-1» – первая такого рода разработка иранской оборонной промышленности.
Кстати, выступая на данной презентации, представители высшего военно-политического руководства Ирана заявили, что страна усилиями отечественных специалистов достигла самообеспеченности в производстве многих видов вооружений — в настоящее время национальный ВПК производит 233 вида вооружений и военной техники.
В апреле заместитель командующего ВМС Ирана адмирал Махмуд Мусави в интервью агентству IRNA сообщил, что иранскими конструкторами разработана схема установки на корабли на воздушной подушке ракет класса «поверхность – поверхность» дальнего радиуса действия. Он заявил, что это сделано впервые в мире. По словам адмирала, ни один флот в мире не обладает судами на воздушной подушке, оснащенными подобными ракетными системами. Махмуд Мусави добавил, что иранские инженеры еще работают над улучшением этого вида оружия.
В конце 2011 г министр обороны ИРИ Ахмед Вахиди завил, что поступившие на вооружение иранских ВМС системы противокорабельных крылатых ракет, предназначенных для запуска с побережья, значительно повышают обороноспособность государства. По его словам, в настоящее время Вооруженные силы ИРИ способны справиться с любой угрозой безопасности государства. Он добавил, что усиление флота относится к приоритетам минобороны Ирана. Командующий ВМС контр-адмирал Хабиболла Саяри в свою очередь подчеркнул, что новые вооружения гарантируют жесткий и разрушительный ответ Ирана на любую агрессию.
{advert=6}
Также осенью 2011 г ВМС Ирана приняли на вооружение новую противокорабельную крылатую ракету Qader. Об этом заявил министр обороны Ирана генерал Ахмад Вахиди. По его словам, ракета может быть запущена как со специальной береговой установки, так и с борта нескольких типов кораблей, стоящих на вооружении ВМС. При этом Qader позволяет поражать как надводные, так и береговые цели на дальности до 200 километров. Впервые о завершении разработки Qader стало известно в августе 2011 года. О создании ракеты тогда объявил президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад, рассказав также и о завершении разработки новой торпеды Valfajr, способной нести боезаряд массой до 220 килограммов. Созданная иранскими оборонными предприятиями торпеда может применяться на мелководье и в открытом море. Кроме того, создаются противокорабельные ракеты класса «земля-море» Khalij-e-Fars и Tondar.
Стоит добавить, что Тегеран вполне трезво оценивает боевой потенциал своих ВМС, не делая ставку на морские баталии с силами Пятого флота США с помощью крупных надводных кораблей. Наоборот, как заявил в прошлом году министр обороны Ирана бригадный генерал Ахмад Вахиди, в основе оперативной доктрины ВМС лежит широкое применение быстроходных боевых катеров, поскольку, по его словам, именно они показали свою высокую эффективность в борьбе с крупными кораблями США. «Быстроходные катера оказались настолько эффективными, что привели к образованию военно-морских сил Корпуса Стражей Исламской Революции (КСИР)», — отметил Вахиди. – «Это существенно изменило военные доктрины во многих областях – стратегических, оперативных, тактических, промышленных, в областях исследований и внедрений». По словам министра, сегодня Иран может производить быстроходные катера, развивающие скорость 60 и 70 узлов, и стремится увеличить скорость новых катеров до 80, 90 и даже 100 узлов. За год до этого, в августе 2010 года Иран спустил на воду десятки ракетных катеров типов Zolfaqar, Tareq, Ashoura и Zoljanah. Также, согласно заявлению КСИР, корпус готов расположить свои подводные лодки в Персидском заливе для перехвата кораблей и судов противника.
Тактика комплексного использования Ираном береговых ракетных комплексов, групп ракетных катеров и минирования Персидского залива, по мнению западных военных аналитиков, способна создать весьма серьезные (а учитывая важность поставок нефти из региона – и катастрофические) проблемы для западных стран в случае начала военной агрессии против Тегерана. Это означает, что даже если сообщения иранских военных о новейших разработках в области ракетных вооружений и не соответствуют полностью действительности, все равно Иран имеет все возможности для соответствующего ответа на морском театре.