Поствыборные телодвижения Смирнова с целью добиться пересмотра результатов выборов, приднестровцами рассматриваются, по крайней мере, несерьезными, поскольку весь админресурс, включая состав ЦИК, находился в руках всемогущего президента. Два десятилетия он активно и жестко использовал полномочия и президентской, и исполнительной власти без оглядки на кого бы то ни было.
Убедительную победу Шевчука следует объяснить эффектом так называемого альтернативного, третьего варианта.
Пока Смирнов с Каминским выясняли отношения, сделав ставку на войну компроматов, Шевчук в это время выгодно позиционировался на их фоне спокойствием и отсутствием агрессивности по отношению к соперникам. Это, во-первых.
Во-вторых, неожиданный кульбит Смирнова в сторону украинского вектора большинством избирателей, был расценен как вынужденная избирательная технология после того, как Кремль стал настаивать на его отставке.
И еще. Значительная часть голосовавших за Шевчука избирателей – это так называемый протестный электорат. Люди устали от неопределенности в условиях непризнанной страны, обмана и предательства верхов, они страдают от безысходности, их давят нищета и унижает пренебрежение их правами.
В еще более сложной ситуации оказался спикер Каминский, которому свинью подложили россияне своим решением любым способом заставить приднестровцев объединиться с Молдовой, где, как известно, у власти Либеральный альянс унионистов.
Закулисные переговоры россиян с руководством Молдовы и достигнутое по вышеназванному поводу соглашение стало достоянием гласности, что в значительной степени негативно повлияло на рейтинг Анатолия Каминского.
В частности, директор Центра политического анализа «Стратагема» Юрий Романенко утверждает, что Россия сделала уступки Евросоюзу по Приднестровью в обмен на вхождение в ВТО.
По его мнению, такие выводы можно сделать после заявления председателя Европейского Совета Ван Ромпея на заключительной конференции в Брюсселе после саммита Россия-ЕС. «Россия наш основной партнер. Мы приветствуем соглашения по Приднестровью и партнерству с Грузией, которые способствовали вхождению России в ВТО»,– отметил Ромпей.
На мой взгляд, преимущества Шевчука перед его оппонентами, прежде всего, в том, что он, как я уже отмечал в предыдущих своих публикациях, в состоянии обеспечить стабильные отношения и с Западом, и с Россией. Исключительно важен в его избирательной Программе пункт относительно дальнейшего развития страны. В нем однозначно подчеркивается следование прежнему независимому курсу на признание Приднестровья с помощью России, в союзе с Украиной. Объединение с Молдовой в единое государство в его выборной Программе не предусмотрено.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что подобная позиция лидера наверняка будет поддержана большинством населения Приднестровья.