Реформа энергетики в Украине – нескончаема. Вся история нашей страны, так или иначе, связана с ней.  Но, к сожалению, нам так и не удалось построить энергоэффективную экономику и общество высокой энергетической культуры. Об этом я хочу рассказать в этом блоге.

Тяжелое советское наследство

В бывшем Советском Союзе мы привыкли к дешевой энергии и потребляли ее по меркам высокоразвитых стран. Практически ничего не платя. Но, так как «за просто так» ничего не бывает, по сути, мы проедали благополучие сегодняшнего дня, за что расплачиваемся не только мы сами, но будут расплачиваться и наши дети, а может быть, и внуки.

Причина в том, что уровень потребления энергии не соответствовал уровню индустриального развития страны и сформировавшейся энергетической культуре населения. При этом, уровень комфорта жизни большинства советских людей далеко не соответствовал таковому в странах с сопоставимым объемом потребления энергии. Ситуация же, когда высокий уровень потребления энергии сочетается с низким уровнем жизненного комфорта свидетельствует о расточительстве при использовании энергоносителей.

Свою историю, как независимая страна, Украина начала как энергорасточительная страна. Удельные затраты энергии различного вида на единицу ВВП в разы превышали уровень высокоразвитых стран мира. Естественное же стремление украинцев повысить комфорт своей повседневной жизни и окружающей среды до европейских стандартов, потребовало значительного увеличения расхода энергии. В свою очередь, это потребовало увеличения генерирующих мощностей,  что, в свою очередь, увеличило нагрузку, как на отраслевую структуру, так и на окружающую среду. Сегодня приходится констатировать, что украинская энергетика с этим новым для себя вызовом не справилась. При этом, удельные энергозатраты в украинской экономике не сокращались, а многократно увеличивались. При сопоставимых душевых затратах энергии на одного жителя страны, душевая доля ВВП на одного украинца, в 45 раз ниже, чем в Японии. Думаю, это достаточно наглядный пример отсутствия в Украине какой-либо энергоэффективности.

Не энергосбережение, а энергоэффективность

Не изменив подходов к энергоэффективности экономики и общества, мы не сможем провести реформы не только в энергетике, но и все остальные реформы нашего общества. Энергия – это и есть уровень жизни человека и развития общества. Учеными уже давно установлена прямая связь между уровнем потребления энергии, продолжительностью жизни и ее качеством. Если первобытный человек получал энергию, в основном от пищи, и его суточный энергобаланс составлял 2 МКкал, то сейчас суточный баланс жителя экономически развитой страны увеличился до 250-300МКкал, и ожидается его рост к 2030 году до 500-600МКкал. При этом действует и другая тенденция, а именно, увеличивающееся расхождение между скоростью роста потребления энергии и ее производством. На данный момент, количество потребляемой человечеством энергии удваивается каждые 12 лет, а ее производство – каждые 15 лет. Ожидается, что к 2050 году, удвоение потребления будет происходить каждые 7 лет, а производства – каждые 13 лет. Тем самым, мы видим, что никакие реформы собственно в энергетической сфере не смогут решить энергетическую проблему, как таковую. В результате, проблема энергетической реформы становится проблемой политической и, даже шире, общесоциальной. От ее решения зависит успешность всех остальных направлений развития общества. А решить ее можно только кардинально изменив подход к потреблению энергии, отношение человека и общества к ней, то есть сформировав новое энергоэффективное мировоззрение.

Сейчас есть два подхода к решению проблем энергетики: энергосбережение и энергоэффективность. С энергосбережением мы все хорошо и давно уже знакомы: нормирование расхода; регламентация производства, распределения и потребления энергии; отключение энергии при дефиците. Про энергоэффективность у нас много говорят, но мало делают. Она связана с принципиально иным отношением к энергии: энергетический мониторинг, мотивация снижения расхода энергии, снижение энергоемкости производства и быта, диверсификация и децентрализация энергорынков, энергетическая независимость местных общин. Если Украина продолжает двигаться по пути энергосбережения, то, например, прибалтийские страны и, даже, Белоруссия, пошли по пути энергоэффективности. Последствия такой политики проявляется в том, что при формальном существовании энергетического рынка, у нас, энергия не стала товаром, как таковым, свободно производимым, распределяемым и потребляемым на рыночных условиях. Говоря же о политике «энергоэффективности», мы же, чаще всего, думаем о том, как получить все и сразу. Но, так не бывает.

О европейском опыте формирования политики энергоэффективности

Европейский опыт построения политики энергоэффективности свидетельствует, что ее формирование проходит три этапа. Первый этап связан с реализацией беззатратных и малозатратных проектов. В основном, к ним относятся просветительские и пропагандистские мероприятия, а также различные мероприятия в сфере энергомониторинга, распространения персональных приборов учета и контроля, корректировки потребления. К этому этапу относят и работы по совершенствованию нормативно-правовой базы. Можно сказать, что мы находим на этом этапе и лишь переходим к следующим более высоким.

Второй этап реализуется за счет мало и среднезатратных проектов. К ним относятся работы по восстановлению тепловой изоляции, ремонту сетей, повышения КПД генерирующего оборудования. На данном этапе возможно получение сокращение энергозатрат общества до 20% от дореформенного уровня. Срок реализации проектов этого этапа не превышает 2 лет, а срок их окупаемости составляет от 1 до 4 лет.

Третий этап связан с модернизацией, причем глубокой, не только энергетического оборудования и технологий, но и оборудования и технологий других отраслей экономики. Последнее — самое важное. Мероприятия этого этапа, в Украине, пока остаются единичными и не представляют собой обоснованной национальной программы, как, например, это сделано в Турции. Эффект этого этапа заключается не только в снижении потребления энергии (которое достигает 70% от пореформенного уровня), но и значительного снижения энергоемкости всей остальной натуральной базы национальной экономики, а, соответственно, снижение себестоимости выпускаемой продукции. Все эти мероприятия приводят к росту ВВП, по разным оценкам, от 15 до 40%, что является очень значительной цифрой. Однако, реализация этого этапа требует значительного времени (не менее 10 лет) и достаточно существенных материальных и интеллектуальных ресурсов. Последнее обусловливает то, что окупаемость проектов этого этапа составляет не менее 7-10 лет, что очень непривычно для нашего бизнеса, ориентированного на окупаемость проектов в горизонте не более 3-5 лет.

Для успешности формирования энергоэффективной экономики большое значение имеет уровень квалификации специалистов, подготовка достаточного большого числа энергоменеджеров (в настоящее время, подготовка таких специалистов в Украине вообще не ведется), повышение энергетической культуры у всего населения.

Популярні новини зараз

Financial Times розкрив плани Трампа щодо України

МВФ спрогнозував, коли закінчиться війна в Україні

Нова пенсійна формула: як зміняться виплати для 10 мільйонів українців

"Київстар" змінює тарифи для пенсіонерів: що потрібно знати в грудні

Показати ще

Как таковой, энергетический менеджмент, — специальная область знания, на границе инженерных дисциплин энергетического профиля, экономических дисциплин, в первую очередь, маркоэкономики и собственно менеджмента, при приоритете стратегического менеджмента. Формирование этой дисциплины относится к 70-м годам прошлого века. По мнению экспертов, именно формирование энергетического менеджмента позволило европейским экономикам достаточно безболезненно преодолеть целых четыре волны энергетического кризиса. В основе энергетического менеджмента лежит представление о необходимости разработки единого системного подхода к производству, распределению и потреблению энергии в конкретном обществе с учетом перспектив его исторического развития и целевых показателей желаемого будущего.

Успешность политики энергоэффективности зависит от участия в ней гражданского общества

Специфичным для модели энергетического менеджмента является то, что разработка энергетической политики передается от институтов собственно энергетической отрасли, институтам непосредственно гражданского общества, представленного самоуправляемыми энергетическими ассоциациями и работающими в «их структуре» центрами энергетического мониторинга и менеджмента. Причем, как показывает европейский опыт, организационные расходы на создание таких органов окупаются не более чем за 3 года, а их рентабельность на уровне отдельных городов достигает 500%. Рентабельность общенациональных центров, конечно, ниже, но и она, ни в одной из стран ЕС, не бывает ниже 140-180%. Такой уровень рентабельности является достаточно привлекательным, даже для наших, чрезмерно стремящихся к прибыли, предпринимателей.

В качестве конкретного примера, обратимся к деятельности таких центров в двух городах: Штутгарте и в Измире (Турция). Центр в Штутгарте имеет штатную численность персонала 20 человек: 6 инженеров-конструкторов, 5 экономистов-аналитиков, 5 инженеров-юристов (!!!!) и 4 техников. Центр координирует деятельность 6300 различных предприятий города. Центр работает уже почти 30 лет. За это время он обеспечил предпринимателям (!) города экономию 430 млн. евро на энергетических затратах и 200 млн. евро на расходах города на энергию, а также привел к суммарному снижению потребления тепловой энергии на территории города до 43%, а электрической – до 23%. И это при том, что душевое потребление энергии в городе выросло за это время на 86%. То есть, мы имеем дело именно с чистой экономией. Центр в Измире имеет большую численность персонала: в нем работает около 60 человек. В отличие от немецких коллег, в этом центре выделены специальные ставки для педагогов и аниматоров, а также психологов и артистов. Что связано с тем, что для Турции очень важным является именно формирование рационального и экономного отношения населения к потреблению энергии. Центр функционирует в городе в течение 22 лет. Мы не имеем данных о результатах его деятельности в абсолютных цифрах, но говоря об относительных, известно, что снижение энергопотребления сектора домохозяйств составило 4 раза, по сравнению с 1990 годом, при возрастании удельной энергоемкости домохозяйств на 37%.

Реформа строительства и ЖКХ – первоочередные задачи политики энергоэффективности

Самой первой отраслью украинской экономики, которую необходимо модернизировать в рамках политики энергоэффективности, безусловно и строительство и эксплуатация зданий. Сейчас, уровень тепловой защиты наших зданий в 1,6-2,2 раза ниже, такового у европейских зданий. Наши строители до сих пор ориентируются на нормативы советских СНиПов, которые никак нельзя назвать энергоэффективными. Работы по повышению энергозащиты зданий и сооружений в Украине, конечно, ведутся, но на добровольной основе, правда, при поддержке государства. Как таковые эти работы должны включать в себя устранение неплотностей наружных окон и дверей; усиление тепловой защиты наружных стен и перекрытий; установку теплоотражательных экранов за батареями отопления. Большинство тех граждан, которые выполняют работы по усилению теплоизоляции, ограничиваются одним или двумя, из этих видов работ. В крупных же зданиях, особенно, промышленного назначения, подобные работы, вообще, выполняются в крайне незначительных объемах. Несмотря на то, что в рамках имплементации европейского законодательства, в Украине, удалось принять закон об энергоаудите, назвать его успешно реализуемым никак нельзя. На данный момент соответствующие процедуры выполнены в отношении не более, чем 15% всех зданий и сооружений страны. К сожалению, необходимо признать и то, что для, приблизительно 35% зданий и сооружений, выполнение работ по усилению теплоизоляции и рекомендаций энергоаудита, — не приведет к значительному росту энергоэффективности, именно, в силу существенных просчетов при их проектировании и строительстве.

Для реализации успешной политики энергоэффективности необходимо пересмотреть и направление инвестиционных потоков в этой области. Основные потери энергии в Украине связаны с транспортировкой энергии и ее потреблением. Однако, 80% инвестиций в энергоэффективность, связаны с вложениями повышения энергоэффективности производства энергии.

Для повышения энергоэффективности украинской экономики большое значение имеет и снижение энергозатрат в трех ведущих отраслях, которые, кстати, являются и главными потребителями энергии. Речь идет о сельском хозяйстве, горно-металлургической промышленности и транспорте. Рассмотреть систему повышения их энергоэффективности я надеюсь сделать в других обзорах.

Политика энергоэффективности прямо зависит от «большой политики»

Завершить же этот обзор я хочу указанием нескольких очень важных политических мер, которые могут оказать существенное влияние на энергоэффективность Украины, в самом ближайшем будущем.

Задачей первоочередной важности является обеспечение действительной независимости национального энергетического регулятора. Сейчас, и Президент, и Кабинет Министров, и Верховная Рада, предпринимает все возможное и невозможное, для того, чтобы усилить свое влияние на НКРЭКУ. Фактически, комиссия превратилась из независимого органа, созданного гражданским обществом и в его интересах, в государственный орган по согласованию финансово-энергетических интересов и противоречий различных финансово-промышленных групп. Население полностью отделено от ее деятельности и никак не может воздействовать на нее.

Также реально добиться существенных результатов в усилении энергоэффективности, последовательно проводя реформу корпоративного управления, как в энергетической отрасли, так и в системе ЖКХ. Ведущие энергетические корпорации до настоящего времени не прошли сертификацию менеджмента и корпоративной культуры по стандартам требований ENTSO-E, позволяющей соответствовать требованиям к европейским энергетическим операторам.

Актуальной для Украины остается и проблема монополизма в энергетике, последовательного разделения генерации, распределения и транспортировки энергетических ресурсов. Фактически, за последние годы, в этом направлении ничего не сделано и не планируется.

Самое же существенное, что препятствует сейчас разработке и реализации эффективной энергетической политики в Украине, — это слияние энергобизнеса и власти. И эту, исключительно политическую, задачу необходимо решить уже в наступающем году больших выборов.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook