В этой связи подобная история приключилась с компанией Royal Dutch Shell, которая отказалась от участия в нефтяных проектах в Иракском Курдистане. Причина отказа от весьма перспективных сделок, как прямо написала газета Financial Times, — позиция центральных иракских властей. «Из-за разногласий между региональным правительством Иракского Курдистана, пользующегося широкой автономией, и центральным правительством Ирака в Багдаде нефтяные компании, инвестирующие в месторождения Курдистана, лишены возможности принимать участие в нефтяных проектах на юге страны», — пояснила газета.
Компания приостановила переговоры с курдскими властями, чтобы сохранить свое весьма прибыльное присутствие в Южном Ираке. Royal Dutch Shell вместе с ExxonMobil и Oil Exploration Company of Iraq разрабатывает там огромное месторождение «Западная Курна-1», и ее руководство не хочет терять этот весьма выгодный контракт. По оценкам специалистов, «Западная Курна-1» обладает запасами в 8,7 млрд. баррелей нефти. Доли партнеров в консорциуме распределились в следующем порядке: ExxonMobil — 60%, Royal Dutch Shell — 15%, иракская сторона — 25% участия. Срок действия договора рассчитан на 20 лет с возможностью его продления еще на 5 лет. «Мы считаем, что в рамках подписанного контракта добыча нефти на месторождении будет доведена с нынешних 370 тыс. баррелей в сутки до 2,325 млн.» — прокомментировал представитель Министерства нефти Ирака Ассем Джихад.
Более того, компания в течение года вела переговоры о подписании контракта на газовое месторождение на юге страны стоимостью более 17 млрд. долл. И, наконец, агентство Reuters сообщило 27 ноября, что «правительство Ирака заключило с Royal Dutch Shell и Mitsubishi сделку по совместной добыче газа на 17 млрд. долл.». Торжественная церемония подписания соглашения прошла в Багдаде, и в ней приняли участие министр нефтяной промышленности Ирака Абдул Карим Луаиби и главный управляющий директор Royal Dutch Shell Петер Возер. Сделка, рассчитанная на 25 лет, даст двум компаниям доступ к газовым месторождениям на юге страны — Румайла, Зубайр и Западная Курна. С этой целью стороны создадут совместное предприятие Basra Gas Co, в котором иракское правительство получит 51%, Royal Dutch Shell — 44% и Mitsubishi — 5%. Стороны объявили о намерении заключить сделку еще год назад, однако подписать договор удалось только несколько дней тому назад, и, видимо, это стало наградой нефтяному консорциуму за его «правильное» поведение в Курдистане.
{advert=8}
Если в какой-то мере «конфликт» с Royal Dutch Shell разрешился в пользу Багдада и центральное правительство может записать в свой актив позитив, то не все так просто с другим нефтяным гигантом — ExxonMobil. Региональное правительство Иракского Курдистана сообщило, что эта американская нефтегазовая корпорация стала первой транснациональной корпорацией, получившей крупный контракт на разведку нефти в Иракском Курдистане. Советник регионального правительства по связям с общественностью Майкл Ховард в интервью Financial Times заявил: «Курдское региональное правительство ведет переговоры с крупнейшими международными компаниями уже несколько месяцев. Результатом этих переговоров стало подписание с ExxonMobil контрактов на геологоразведочные работы на шести блоках». Детали соглашения не сообщаются, но, по неофициальным данным, компания может получить 20% в проекте по разработке крупного перспективного месторождения Шайхан, запасы которого оцениваются в 5-10 млрд. баррелей. Но некоторые блоки, например, Бaeсхикан и Кара-Тепе, расположенные вблизи городов Мосул и Киркук, находятся, по мнению Багдада, на спорных территориях.
Соглашение курдов с ExxonMobil моментально вызвало жесткую и резкую критику со стороны Багдадского правительства, заявившего, что соглашение подписано до того, как центральные власти и Эрбиль окончательно выработали правила ведения переговоров, подписания и согласования контрактов с нефтегазовыми компаниями, желающими добывать углеводороды в курдских районах страны. По словам пресс-службы вице-премьера по энергетике Ирака Хусейна аш-Шахристани, Министерство нефти поставило американскую компанию в известность о своих претензиях, срочно отправив ей соответствующее письмо с претензиями. Интересно, что такое же письмо компании отправил и премьер-министр Нури аль-Малики.
Одновременно в адрес компании пошли угрозы лишить ее права работать на юге страны. Англо-голландская Royal Dutch Shell может заменить ExxonMobil в проекте разработки месторождения Западная Курна-1 в случае, если будет принято решение о прекращении сотрудничества с американской компанией, сообщил The Wall Street Journal со ссылкой на заявление главы отдела лицензирования министерства нефти Ирака Абдула Махди аль-Амиди. «У нас есть много вариантов. Возможно, что Shell, или любая другая компания, может заменить Exxon в проекте разработки Западной Курны-1. Принять решение о прекращении контракта Западная Курна-1 юридически не сложно, и министр может принять такое решение хоть завтра, но мы не хотим спешить, — пояснил А.аль-Амиди. — Мы хотим сделать нашу позицию очень понятной для всех и на правовой прочной основе, в соответствии с условиями договора».
Не осталась в стороне и курдская сторона. Премьер-министр Курдистана Бархам Салех заявил, что при разработке и продаже нефти курдские власти строго следуют положениям иракской конституции. «Мы соблюдаем положения конституции Ирака, все предпринимаемые нами шаги являются законными и конституционными». Министр природных ресурсов Ашти Хаврами пошел еще дальше, заявив, что в настоящий момент курдское региональное правительство ведет переговоры сразу с несколькими зарубежными компаниями, желающими заниматься разведкой и добычей нефти в курдских районах Ирака. По неофициальным данным, следующий крупный контракт в Иракском Курдистане может получить другая американская корпорация — Chevron. Эти заявления были сделаны в ходе только что прошедшей международной конференции по нефти и газу в Эрбиле. Как сообщает курдское информационное агентство AK News, в конференции принимали участие сотни представителей нефтегазовых компаний со всего мира.
До этого в Багдаде работала курдская делегация во главе с премьер-министром Бахрамом Ахметом Салихом. Она добивалась ответа на вопрос, когда же будут реализованы положения Конституции и Эрбильские договоренности (о разделе власти), которые обеспечили бы выход из конституционного кризиса после выборов 2008 г., когда правительство не могли сформировать в течение 10 месяцев. Эти договоренности касаются всех сторон: шиитов, курдов и суннитов, поскольку закрепляли компромисс, на базе которого было сформировано второе правительство Нури аль-Малики. Этот вопрос был адресован как премьер-министру, лидеру шиитского блока, так и спикеру парламента Усаме Нуджаифи, который представляет преимущественно суннитскую «Иракию».
Курды потребовали выполнения Конституции, настаивая, что в противном случае они имеют право на полную независимость, что зафиксировано в преамбуле к Конституции. Это был бы самый сложный и непредсказуемый вариант развития ситуации, но альтернативой ему может стать утрата реальной автономии и всех плодов борьбы против режима Саддама Хусейна. «Иракскому Курдистану, — отмечает французская Liberation, — приходится держать порох сухим, поскольку борьба за собственную государственность еще не закончилась».
Но на этом пути возникли существенные сложности и, по сути, идет пробуксовка. До сих пор не реализованы положения Конституции, предполагающие решение проблемы спорных районов (ст.140), что касается не только Курдистана, но и других районов страны. Не найдено решения по интеграции пешмерга (местной национальной гвардии) в структуру вооруженных сил Ирака, не решены вопросы, регулирующие освоение, эксплуатацию природных богатств и распределения доходов от них. Причем курдам противостоят не только шииты, но и сунниты, которые, казалось бы, должны быть заинтересованы в развитии федерализма.
И все же медленно, трудно, но процесс переговоров и согласования позиций происходит. Как сообщила иракская пресса, по итогам встреч Бархама Салеха с премьер-министром Нури аль-Малики были созданы комитеты по статье 140 Конституции (о спорных районах), по статусу сил пешмерга и по закону о нефти и газе. На встрече было решено, что до 31 декабря 2011 г. будут либо внесены согласованные поправки в законопроект об углеводородах, либо законопроект будет принят в редакции 2007 г.
Скорее всего, отмечают специалисты, стороны сойдутся на старой редакции законопроекта, которая была в свое время согласована и устраивает региональные власти, поскольку время уходит, и нет возможности согласовать позиции. Никто не хочет настоящей конфронтации, и никто не хочет проливать кровь. Хотя арабы довольно часто говорят, что где нефть, там и кровь.
За кермо не можна: з якого віку водіям заборонили керувати авто
Українцям нагадали про важливу заборону на новорічні свята: загрожує штраф
Пенсіонерам почнуть доплачувати до 1000 гривень щомісяця: як оформити допомогу
Українцям доведеться реєструвати домашніх тварин: що зміниться з нового року
Автор — член-корреспондент РАЕН
Источник: Новое восточное обозрение