Как известно, Лукашенко заявил, что «мы создаем сегодня, если хотите, новую армию, и этой 120-тысячной армии командовать будете вы», вручая губернаторам областей и мэру Минска генеральские погоны

{advert=1}

«Хочу предупредить, что вы сегодня фактически становитесь генерал-губернаторами, как это когда-то было. Но подчеркиваю: это не ради показухи или просто престижа. Совершенно изменяется кадровая политика в отношении людей, которые командуют органами территориальной обороны», — отметил президент Беларуси. «Вы будете проводить учения территориальной обороны, вы должны вместе с Генеральным штабом доработать нормативно-правовую базу», — сказал А. Лукашенко.

По его словам, «за каждым участником формирований территориальной обороны (военнослужащими запаса) должен быть закреплен автомат, пистолет, гранатомет». «Шутки в сторону. Эти мероприятия очень серьезные», — заявил президент. «Не потому, что ситуация вокруг сегодня сложная, а она действительно сложная. Мы — первопроходцы. Мы создаем сегодня новую армию», — подчеркнул глава государства.

Лукашенко,  по сути,  создает структуру ополчения на случай войны. Из этого вытекает несколько следствий.

Во-первых, это означает, что Лукашенко достаточно серьезно оценивает перспективу дестабилизации ситуации в стране, что потребует общенациональной мобилизации. Очевидно, не последнюю роль в этом сыграли события в Ливии и смерть Каддафи.

Формирование ополчения является дополнительной гарантией, что в случае разгрома армии и ее предательства со стороны ее руководства у Лукашенко останутся структуры, опираясь на которые можно будет защищаться.

{advert=2}

Во-вторых, эта ситуация показала на кого намерен опираться Лукашенко – на сегодняшнюю бюрократию, которая получила воинские звания в лице губернаторов и высших чинов исполнительной власти. Очевидно, что Александр Григорьевич уже сейчас начинает прокачивать элиты подготовкой к возможной дестабилизации ситуации в стране с участием внутренних и внешних сил. По сути, бюрократия, которая сегодня завязана на Лукашенко сегодня получает дополнительные инструменты защиты своих интересов

В-третьих, создание войск территориальной обороны свидетельствует, что Лукашенко понимает последствия большой приватизации, которая начинается в стране. Она неизбежно приведет к появлению олигархов, которые будут создавать свои политические структуры, а также структуры безопасности с опорой на криминальные элементы. Учитывая, что в условиях кризиса милиция становится менее управляемой и коррупционной Лукашенко посредством новой структуры пытается расширить количество лиц, которые имеют доступ к инструменту насилия, чтобы нивелировать риски, которые будут появляться.

Стоит отметить, что инициативы Лукашенко полностью вписываются в сценарии, которые мы расписали в тексте  «Беларусь. Настоящее и три сценария будущего: деградация, мутация, трансформация-2».

Приведем отрывок той беседы:

«Роман Химич: Да, но я хотел бы договорить второй и третий сценарий. Как могли бы выглядеть институты или механизмы, которые могли бы помочь Лукашенко сохранить влияние, власть, субъектность. Я вернусь к своему тезису: чтобы остаться в Беларуси значимым игроком, Лукашенко необходимо найти или создать структуры, на которые он мог бы опереться. Ему нужно найти кого-то, кто мог бы защитить его и физически. То есть речь идёт о том, какие структуры в обществе могли бы осуществлять в том числе организованное и эффективное насилие в том ключе, которое он задаёт. Если нужно, а это неизбежно, то и вооружённое насилие. Едва ли это могут быть КГБ и другие органы государства, поскольку после его  отстранения или добровольного ухода именно их и будут пытаться взять под контроль в первую очередь. Что это может быть?
Я не знаком с белорусскими военными. Едва ли они представляют собой влиятельную корпорацию  как чилийские или турецкие. Будь они такими, Лукашенко мог бы попытаться опереться на них.

Популярні новини зараз

Встигнути до грудня: ПриватБанк розіслав важливі повідомлення

В Україні посилили правила броні від мобілізації: зарплата 20000 гривень і не тільки

Водіям нагадали важливе правило руху на авто: їхати без цього не можна

Путін скоригував умови припинення війни з Україною

Показати ще

Юрий Романенко: В Беларуси очень сильны и остались до сих пор развёрнутая инфраструктура для партизанской, точнее, диверсионно-террористической деятельности. Спецназ и т.п.

Роман Химич: Кстати, да. И на базе вот этой инфраструктуры, на базе, повторюсь, мужиков в возрасте скорее 35-40 лет и старше,  военных и мвдэшных пенсионеров, в общем, людей с опытом службы в силовых органах, создав некий аналог, перезапустив проекты ДНД, народного контроля, ополчения и т.п. Надо отдавать отчёт: его будут постоянно проверять на прочность, чтобы либо закрыть, либо закопать. Поэтому это должны быть достаточно многочисленные и дееспособные структуры.

Юрий Романенко: Важно то, что если у Лукашенко будет легитимность, всё это будет работать на него. Это как у Каддафи, которые не побоялся раздать оружие и не проиграл. По крайней мере, до сих пор не проиграл (разговор состоялся в конце августи – ред.), а продержался уже аномально долго.

Михаил Красновский: Им сейчас надо создавать подобные институты на базе уже давно существующих общественных организаций. Все эти комсомолы, пионеры, ветеранские организации, что угодно. Чтобы они могли противостоять. У нас в Украине уже поздно это делать. Кто у нас может противостоять олигархам?

Роман Химич: А если учесть, что Белоруссию хотят распилить олигархи, необходимо создавать против них контрструктуру. Лукашенко необходимо создать такую структуру.  И управлять ею, хотя бы концептуально

Роман Химич: Лозунгом может быть вполне очевидное: противостояние криминалитету и разгулу преступности. Сейчас им это просто непонятно, безусловно. Беларусы слушают тебя, хлопая глазками и не могут поверить, что это может случиться и очень быстро. И здесь только у Лукашенко есть ресурсы, чтобы показать, как это бывает»

{advert=3}

Действия Лукашенко показывают, что руководство Беларуси более осознано входит в глобальный кризис, который в среднесрочной и долгосрочной перспективе угрожает дестабилизацией региону Восточной Европы, чем руководство Украины, которое занято распилом бюджетных потоков. Конечно же, создание такой структуры не гарантирует безопасности режиму Лукашенко, но сам по себе факт осознания угроз и попытка превентивно с ними работать заслуживает внимание.