Прагматические люди
Нынешние власть имущие в Украине – люди предельно прагматичные. Их интересуют только деньги. И власть, как возможность деньги получать. Вот только ради таких «банальных» призов кормчие украинского корабля упускают из виду вопросы и угрозы более важные. Увы, стратегическое мышление подчиняется тактическим задачам.
{advert=1}
Пока что, с точки зрения сугубого прагматизма и мышления на короткие временные дистанции, у власти все складывается неплохо. Тимошенко продолжает пребывать в тюрьме, уступки Западу не сделаны, формально доказано, что президент никак не вмешивается в судебный процесс. По делу экс-премьера готовится апелляция. То есть, весь «политес» соблюден. Одновременно достигнуты успехи в духе возрожденной многовекторности: 18 октября подписано соглашение о зоне свободной торговли в рамках СНГ, 20 октября из Брюсселя также прозвучала отрадная весть: согласована торговая часть соглашения о ЗСТ с Евросоюзом. Казалось бы, сбылась мечта еще кучмовских времен, и украинское правительство, совершив успешные маневры и одновременно «показав зубы», теперь может извлекать выгоду из торговых соглашений и на восточном, и на западном направлениях. Казалось бы, власть Украины должна быть довольна своими успехами. И официально она так и делает.
Но стоит ли радоваться гражданам страны? Что показывает нам нынешний этап «зависания» страны в позиции геополитического «шпагата»?
Большая геоэкономическая игра
Следует обратить внимание вот на какой важный факт: 21 октября, через день после победных реляций из Брюсселя от вице-премьера Андрея Клюева о согласовании всех спорных позиций по торговой части ЗСТ Россия также согласовала с ЕС остававшиеся спорные позиции по вступлению в ВТО. Последней преградой для Москвы на пути во Всемирную торговую организацию является теперь позиция Грузии, и здесь Россия стала заложницей вспышки собственного империализма трехлетней давности. Грузины требуют вернуть Абхазию и Южную Осетию под контроль Тбилиси, не соглашаясь без этого снять свои возражения по поводу вступления РФ в ВТО.
Как видим, прагматичные подходы ныне торжествуют не только в Украине, но и в позициях России и Евросоюза. Причем и там, и там мыслят шире и смотрят дальше, чем в Киеве. Россияне, еще недавно заявлявшие, что интеграция в ВТО для них неприоритетна по сравнению с Таможенным союзом, и входить в ВТО они будут только вместе с казахами и белорусами, тем не менее, срочно активизировали процесс вхождения в эту ассоциацию. Что подтверждает: Таможенный союз является для Кремля проектом более политическим, нежели экономическим. А тактика грубого и бесцеремонного затаскивания Украины в Таможенный союз заменена на практику «малых дел». Украину теперь вовлекают постепенно. И ЗСТ с СНГ, которая формально удовлетворяет все три стороны (ЕС, Россию и Украину), является первым шагом на пути такой «ползучей» реинтеграции былого постсоветского пространства. Путин еще даже не стал президентом на третий срок, а уже имеет в активе еще одно достижение (наряду с запуском Северного потока и подписанием соглашения по потоку Южному), которым можно похвалиться перед российским избирателем. А далее у него есть 12 лет на осуществление своих геополитических планов.
Европа тоже ведет себя практично: ей давно нужен российский рынок. Да и введение столь огромного государства, как Россия, в рамки ВТО означает заполнение огромной «бреши» в мировой экономической «сети». Без таких гигантов, как Россия и Казахстан, эта организация не может считаться полноценно функционирующей. И оттого европейцы стараются со своей стороны сделать все, чтобы решить и украинский, и российский вопросы почти одновременно. Им, в условиях кризиса в еврозоне, нужны новые рынки, а в нашей стране еще и потенциальная возможность воспользоваться местными черноземами. Так что и переговоры с Украиной по ЗСТ, и с Россией по ВТО Европе выгодно вести одновременно – а там уже только от самих проблем этих стран зависит, как скоро будут подписаны финальные соглашения. У Украины есть дело Тимошенко, у России – грузинский вопрос.
{advert=2}
Можно констатировать, что зона свободной торговли с СНГ стала для ЕС хорошей «подачей» со стороны Украины. Европейцы получили четкий сигнал, что Украина может все-таки уйти в евразийские «пампасы», и решили не тянуть с самой сложной для них – торговой – частью. Сложной потому, что эта часть – практическая, касающаяся кошелька самих европейцев. А политическая часть соглашения об ассоциации с ЕС останется «подвешенной»: эти вопросы можно будет решать потом, в ходе ратификации соглашения на уровне национальных парламентов стран Евросоюза.
Зеленський: Путін зробив другий крок щодо ескалації війни
У 2024 році в Україні розпочалася Третя світова війна, - Залужний
Росія продемонструвала можливість ядерного удару по Україні, - Defense Express
В Україні почали діяти нові правила купівлі валюти: як тепер обміняти долари
Упустить Украину «за пять минут до соглашения» ЕС не может себе позволить. Вероятнее всего, на Банковой на это и рассчитывали. В таком случае, игра удалась. Даже ценой дискредитации собственного образа в глазах мирового сообщества, и заключением не самого выгодно соглашения о ЗСТ в рамках СНГ.
«Восточный экспресс» стартовал
Договор по ЗСТ СНГ усиливает евразийский вектор нашей экономики и торговли. Собственно, этого от нынешней властной команды и следовало ожидать. Если бы россияне не заупрямились еще весной, когда подписанное нынче соглашение было готово, и не стали шантажировать Украину Таможенным союзом, мы бы уже несколько месяцев, как подписали это соглашение. Теперь упроченные экономические связи внутри СНГ возвращают Украину в семью немодернизированных постсоветских сырьевых экономик, вне которых она пребывала по факту, а не по сути.
При этом в ряде самых чувствительных экономических позиций Украина пока что не получила ничего: в тексте соглашения имеется множество изъятий по торговым позициям. И сказать, как скоро могут быть сняты ограничения по таким существенным позициям, как энергоносители или сахар (а Владимир Путин говорил еще про металл), сказать трудно. Резонно предположить, что это может произойти только в двух случаях: если Украина «зависнет» с ратификацией соглашения о ЗСТ на уровне парламентов европейских стран (что неизбежно, пока Тимошенко пребывает в тюрьме), либо если Украина сделает России очередные существенные уступки (в числе таковых называются газовый консорциум и соглашение о модернизации Черноморского флота РФ).
Соглашения по флоту и по консорциуму, даже без Таможенного союза, станут новыми ударами по экономическому и политическому суверенитету Украины. А они могут быть заключены еще до декабря 2011 года, когда должно состояться подписание соглашения о ЗСТ с ЕС. И в таком случае само подписание этого соглашения тоже может быть поставлено под вопрос. Особенно, если будет создан консорциум. На каких условиях туда пригласят европейцев? Кого пригласят? И пригласят ли вообще? В контексте нынешней «войны» Европы и «Газпрома» и политики Евросоюза по диверсификации газовых поставок факт создания консорциума может только повредить Украине.
Ласковые объятия «ежовых рукавиц» России
Объективно соглашение по зоне свободной торговли в рамках СНГ расширит для Украины рынки сбыта и будет способствовать восстановлению ряда производственных цепочек, которые ранее приходись налаживать на уровне соглашений между предприятиями, оглядываясь на постоянные изменения политической конъюнктуры в странах СНГ. Уменьшит это и формальные возможности для российской стороны устраивать торговые войны с Украиной почти по любому виду продукции. Однако все это – в теории. На практике, если Россия решит учинить очередную торговую войну, то ей вряд ли сможет что-то помешать. Не очень верится, что Украина побежит в жалобами в суд. Ведь разбирать жалобы будет комиссия в рамках СНГ, а кто там главный – понятно.
И это не говоря уже о предложении России рассчитываться за газ в рублях. Предложение иезуитское, привязывающее Украину к валюте, не являющейся мировой, и делающее ее участником локального рынка энергетических расчетов, отдаленного от мирового. То есть, такое решение создает еще большую почву для коррупции в расчетах Украины и России за газ.
«Отвязка» от доллара может сэкономить Украине валюту, и потому эту цель можно приять как тактическую, тем более в условиях возможной второй волны кризиса. Доллары нужны и на случай, если очередной транш МВФ нам все-таки не дадут. Но тут снова встает вопрос о стратегии: за счет увеличения текущего запаса валюты Украину загоняют в обстоятельства, потенциально ухудшающие ее позиции на мировом рынке. И если украинское правительство примет российское предложение о рублевых расчетах, тогда наш путь в европейское экономическое пространство будет затруднен еще больше.
Многовекторность почти умерла
Пока что мы имеет только потенциальные, весьма эфемерные, плюсы от сложившейся ситуации. Украинская многовекторность подходит к финальной точке. До конца года решится очень многое. Как внешнеполитическая и внешнеэкономическая стратегия, многовекторность начинает умирать, принеся максимально возможнее плоды. Далее пребывать на такой «растяжке» Киев не сможет. Руководствуясь логикой «и нашим, и вашим», и одновременно решая задачу собственного политического долголетия, ПР и президент могут перехитрить сами себя.
Европа будет продвигать в Украине альтернативные нынешней власти политсилы — если не Тимошенко, то кого-то еще. Ей нужно создавать пространство для конкуренции, дабы наша страна не закоснела в некой форме авторитарного режима, став еще одной головной болью для западных демократий. Россия также не собирается выдавать Януковичу карт-бланш неизменной благосклонности: в конце концов, Тимошенко на суде «не сдала» своего российского визави Путина, и не очень вероятно, что будущий российский президент добьется ее освобождения. Но даже если Тимошенко останется за решеткой, у России есть множество возможностей раскрутить в Украине и иные персонажи: ведь «донецкие» все еще пытаются увильнуть от тяжкой поступи «вставшей с колен» большой соседки.
Так что нынешние упражнения украинской власти в многовекторности — последние. С дальнейшим курсом нужно будет определяться на уровне политическом. Увы, восточный стиль управления нашей «элите» ментально ближе. Потому игра не закончена: впереди новые уступки Украины на российском направлении.