{advert=1}
Вторичный рынок активов играет главную роль в разрушении мировой экономики, поскольку оперирует не реальными деньгами, а их электронной фикцией. Считается, что стоимость мировых деривативов (производных «ценных» бумаг) составляет более 600 триллионов американских долларов. В то же время реальная стоимость произведенного мирового продукта (GDP) равна не более 65 триллионов долларов, отмечает британская «The Economist».Таким образом, если спекуляции банков деривативами дадут сбой, во всём мире не найдётся столько живых денег, чтобы спасти мировую финансовую систему.
Вероятно, далеко не каждый из протестующих на Уолл-стрит понимает сложную технику ограбления банками стран и народов. Однако то, что они там уже третью неделю «оккупируют Уолл-стрит», ясно показывает, что ненасытное стремление банковского капитала к прибыли стало причиной небывалого даже в состоятельной Америке роста социального протеста против безработицы, коррупции, засилья корпораций, высокой стоимости образования. Началось все со студентов 17 сентября, которые появились с этим лозунгом в деловом центре Нью-Йорка на Манхэттене. А теперь уже «оккупированы» Портленд, Филадельфия, Майами. Канадцы готовятся «оккупировать» Оттаву, Торонто, Ванкувер, Калгари, Монреаль. Сегодня Америка протестует против капитализма.
И уже не только Америка. Тысячи жителей десятков крупных городов мира вышли на улицы, поддержав движение «Оккупируй Уолл-стрит!» в Нью-Йорке, сделав акцию «международным днем солидарности против жадности и коррумпированности 1 процента самых богатых людей»… В Риме в ней приняли участие до 200 000 человек. Движение в центре города было парализовано. Не замедлили подняться на волне протеста и «крайние» — шествие переросло в столкновения полиции с группами агрессивно настроенных людей, одетых во всё черное, которые бросали в сторону блюстителей порядка бутылки, камни, дымовые шашки и петарды. Протестующие подожгли несколько машин, которые попались им на пути, в ответ полицейские применили слезоточивый газ и водометы.
В Лондоне около тысячи человек попытались «захватить» фондовую биржу, но после нескольких попыток прорвать оцепление и шумного привлечения внимания к демонстрации люди двинулись шествием по окрестным кварталам. Среди участников акции была в основном молодежь. Многие держали в руках лозунги с надписями левого толка, с призывами отменить начатые сокращения государственных расходов и отправить в отставку правительство Дэвида Кэмерона.
Подобные акции протеста против власти сверхбогатых прошли в Германии, Франции, Испании и других странах. Даже не склонные копаться в причинно-следственных связях явлений западные журналисты дружно отмечают, что протестующие вышли на улицы, чтобы выразить недовольство положением в экономике и политикой властей. Даже в Америке причин для этого более чем достаточно: безработица не опускается ниже 9 процентов, среди афроамериканской молодежи она превышает 46 процентов, а обещания президента Обамы решить эту проблему так и остались обещаниями.
{advert=2}
Симптоматично, что демонстранты выступают против «растущей силы правящего класса», ничем не контролируемого влияния корпораций в политике, против банков, набивающих свою мошну и до, и во время кризиса, делая бедных беднее, а богатых богаче. Такое в чужом пиру похмелье куда понятнее людям, чем высокопрофессиональные рассуждения экономистов о сложной природе финансового кризиса.
Не может не вызвать улыбку то обстоятельство, что тонко чувствующий политическую конъюнктуру биржевой спекулянт Джордж Сорос поддержал протестующих. Он глубокомысленно заметил, что это их, налогоплательщиков, деньги идут не на поддержание общества, а на поддержание финансовой элиты: банков, компаний и корпораций, которые «стабилизируют экономику» только тем, что, получив из казны миллиарды, выдают кредиты гражданам, состригая с них свои проценты, а также производителям товаров и услуг, которые увольняют людей с работы, чтобы минимизировать расходы и сохранить прибыль.
Этот антагонизм хорошо заметен и на улицах. Призывам к «революции» и «классовой войне» в Америке больше не удивляются, хотя подавляющее большинство американцев высоко ценит жизнь в рамках существующей паразитирующей на долларе экономической системы и не поддерживает революционные лозунги. И тот факт что «сама Америка» доросла до протестов «против капитализма» вдохновляет очень многих. В Италии манифестанты устроили погромы, это означает, что там социальный протест может перерасти в полномасштабное противостояние с властями. А опросы в США показывают, что новое движение может серьезно изменить политический ландшафт.
Опросы – опросами. Изменить политику США едва ли кому-либо удастся, поскольку она формируется как раз владельцами того самого вторичного рынка активов, которым сейчас монопольно владеет четырехголовая банковская верхушка.
Американские эксперты отмечают, что финансовые потрясения последних трёх лет обнажили базовые противоречия капиталистической модели. Ставка на крупные корпорации, защита их интересов в ущерб поддержке среднего и малого бизнеса, игнорирование социальных процессов в обществе привели к массовым акциям протеста в США и тех странах, которые пытаются развиваться по американскому образцу. Однако остановить финансистов, которые так увлеклись спекуляциями, что государствам – и России в том числе — за счет налогоплательщиков приходится их спасать, не может остановить никто. Делиться прибылями, полученными за счет госсредств в обмен на угрозу банкротства, банкиры не станут. И, по сути дела, ситуация, которую мы лицезрим сегодня, вполне способствует классической революционизации масс (вполне по Марксу). В России эта ситуация далеко не столь драматична, но не потому, что люди здесь «лишены начатков демократии», а только потому, что рынок деривативов в РФ несравнимо меньше западного, а стало быть, и инструментарий по ограблению населения еще развит слабо.
Однако это дело наживное.
Баррозу: Путін казав мені, що не хоче існування України
Водіям пояснили, що означає нова розмітка у вигляді білих кіл
В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться
В Україні посилили правила броні від мобілізації: зарплата 20000 гривень і не тільки
В странах Восточной Европы, сохранивших многие принципы социальной политики из социалистического прошлого, протесты населения еще не портят общую картину благополучия. А в странах Скандинавии, где интересы гражданина, как правило, стоят во главе угла деятельности правительств, и вовсе спокойно. А недавно, чтобы вписаться в «социальную кривую», глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу буквально обрушился с критикой на банкиров. Именно финансистов он назвал виновными в кризисе и даже предложил ввести для них персональную уголовную ответственность. Откровенным издевательством над людьми, потерявшими во время кризиса не только сбережения, но даже и крышу над головой, стали годовые выплаты клеркам высшего управленческого звена бонусов и дивидендов банками, которые были бы банкротами, если бы не получили господдержку. И это тоже припомнили банкирам участники акции «Оккупируй Уолл-стрит!».
Лишь на первый взгляд волнения в Греции, где сейчас власти особенно активно срезают социальные программы, отличаются от акции в Нью-Йорке. Греки первыми почувствовали цену спасения финансовой системы Запада, оплатив жадность банкиров своими пенсиями, стипендиями, надбавками к заработной плате. На очереди – итальянцы. А далее — в зоне риска Великобритания, где социальные бунты в последние годы происходят регулярно. Потом Франция, а также Германия, за счет который сегодня спасается евро.
{advert=3}
Понятно, что и банкиры-мошенники не сидят без дела. У них под рукой мощный аппарат политического воздействия на общество. Команды отданы, колеса завертелись, политики и партии начали отрабатывать пожертвования на избирательные компании и не только. В Вашингтоне уже даже наметили «козла отпущения», которым стал миллионер и потенциальный кандидат в президенты от республиканцев Митт Ромни. В Европе на усиление своих позиций рассчитывают социалисты. Однако акции «Захвати Уолл-стрит!» не суждено потрясти основы американского общества уже хотя бы потому, что само это общество не станет вышибать камни из фундамента, на котором стоит.
Источник: ФСК