Несмотря на различные козни и противодействие России, Украина все-таки выходит на турецкий рынок вооружения, свидетельством чему является подписание выгодных для нашего военно-промышленного комплекса сделок в Стамбуле.

Кремль, конечно же, не доволен подобным сближением, однако предложить ему нечего: без импортных, в том числе и украинских деталей, российские военно-промышленные предприятия не в состоянии представить хоть что-нибудь новое. Да и сразу нужно сказать, что нынешние отношения между Турцией и Россией вряд ли можно назвать доверительными и тёплыми, скорее, ненадёжными и прохладными. И в ближайшее время вряд ли что-то изменится.

Не рады в Москве и переговорам, что провёл Секретарь СНБО Украины Александр Турчинов с высшим руководством оборонно-промышленного сектора Турецкой Республики.

Эксклюзивность сделки

По мнению экспертов, украинское вооружение произвело впечатление на Международной выставке оборонной промышленности IDEF в турецком Стамбуле. Без преувеличений можно сказать, что в этом году украинские разработчики представили рекордное количество продукции военного назначения. Следовательно, Секретарь СНБОУ Александр Турчинов, посетивший IDEF по приглашению турецких властей, был абсолютно прав, когда сказал, что «экспозиция Украины, в которой представлены авиация, бронетехника, стрелковое оружие, артиллерия и ракетная отрасль, является крупнейшей за время независимости».

Однако в этом случае играет роль не только количество представленной техники украинского образца, но и конечный результат – оформление сделок. Так, было подписано соглашение о создании совместного украино-турецкого проекта по производству боеприпасов, заключены меморандумы о сотрудничестве в сфере авионики, навигации и производстве новых самолётов. Впрочем, об этом чуть позже.

Следует сказать, что Турция – одно из немногих государств, которое обеспечивает свои вооружённые силы современным оружием собственного производства. Да, турецкий военно-промышленный комплекс не может полностью обойтись без импортных деталей, но при этом власти Турецкой Республики делают всё возможное, чтобы сократить зависимость от импорта. Они склонны закупать лишь самое новое и необходимое — то, что их разработчики создать не в силах.

В январе 2017 года Министр обороны Турции Фикри Ишик заявил, что в числе приоритетных целей его страны – изготовление высокотехнологической продукции военного назначения. В связи с этим, как сказал глава оборонного ведомства, официальная Анкара вынуждена минимизировать зависимость от экспорта вооружений и увеличивать долю на рынке оружия отечественного производства.

«За последние 14 лет в сфере оборонной промышленности Турции достигнут значительный прогресс. Если в 2002 году Турция удовлетворяла 80 процентов своих потребностей в вооружении за счет импорта, то на сегодняшний день этот показатель снизился до 40 процентов. То есть уже 60 процентов потребностей покрываются за счёт внутреннего производства», — сказал Фикри Ишик.

Другими словами, несмотря на общую стратегию, избранную властями Турции, Украине удалось заполучить значительные сегменты турецкого рынка, вытеснив при этом конкурентов, таких как, например, Россия. И это, поверьте, большое достижение.

Суть соглашений

После захвата Луганского патронного завода российским оккупантом, украинским войскам приходилось использовать патроны, оставшиеся в наследство с советских времен; между тем нельзя сказать, что ощущался дефицит.

Вскоре Александр Турчинов обозначил необходимость разработать и реализовать государственную программу производства украинских боеприпасов. «Она должна реализовываться очень быстрыми темпами. К процессу производства могут быть привлечены около 800 украинских предприятий различного профиля – это и химическое производство, и машиностроение, и много других смежных предприятий и структур. Соответственно, будут восстановлены или созданы новые производственные мощности, новые рабочие места, воплощены новые технологии», — сказал Секретарь СНБОУ.

Популярні новини зараз

Північнокорейського генерала поранено внаслідок українського удару Storm Shadow по Курській області, - WSJ

Путін визнав застосування нової балістичної ракети проти України

У 2024 році в Україні розпочалася Третя світова війна, - Залужний

СтратКом ЗСУ підтвердив перше у світі застосування міжконтинентальної ракети проти України

Показати ще

В январе 2017 года представители госконцерна «Укроборонпром» сообщили, что готовы развернуть масштабное производство боеприпасов в течение 18 месяцев с момента выделения бюджетных средств.

На самом деле 18 месяцев – это ничтожный срок для выполнения такой тяжёлой задачи, как создание полного цикла производства патронов, но в нынешних условиях, когда ежедневно нашим военнослужащим необходимо участвовать в боях против агрессора, открывая огонь в ответ на атаки противника, 18 месяцев – довольно длительный интервал.

Впрочем, официальный Киев смог найти выход из этой ситуации. В этом ему помогли турецкие власти. Так, пресс-служба «Укроборонпрома» сообщила, что партнёром в производстве боеприпасов стала турецкая компания MKEK — корпорация машинной и химической промышленности.

«Мы уже сотрудничаем с MKEK и углубляем нашу кооперацию. На сегодня найдены точки взаимодействия по изготовлению патронов к стрелковому оружию и многих необходимых компонентов для патронов», — отметил заместитель генерального директора «Укроборонпрома» Владимир Коробов.

После подписания соглашения об открытии общего производства, украинские войска получат современные боеприпасы для стрелкового оружия и тяжелого вооружения, артиллерийские системы, авиационные бомбы, мины, взрывчатые вещества и ракеты.

Также стороны подписали меморандум о сотрудничестве украинского предприятия «Антонов» и турецкой корпорации «Turkish Aerospace Industries» в разработке и производстве различных модификаций беспилотных летательных аппаратов, в том числе ударных. «Беспилотная авиационная техника — это то, чего требует украинская армия. ГК «Укроборонпром» наращивает собственную компетенцию в этом направлении и сотрудничает с мировыми компаниями для обеспечения украинского войска необходимым», — пояснил Владимир Коробов.

Кроме того, ГП «Антонов» подписал «Меморандум о взаимопонимании» с ведущей оборонной компанией Турции «ASELSAN». Турецкие разработчики окажут помощь в оснащении самолётов семейства Ан-148 комплексом радиоэлектронного оборудования. Сотрудничество должно начаться с работы над региональным реактивным самолётом Ан-158 и транспортным Ан-178. Партнёры согласились объединить усилия также в направлении продвижения этих самолётов на мировой рынок.

Однако самым важным по значимости является подписанный меморандум между «Укроборонпром» и подсекретариатом оборонной промышленности Министерства обороны Турции об углублении сотрудничества между военно-промышленными комплексами двух стран. В переводе на обычный язык это означает следующее: Турецкая Республика заинтересована в украинском вооружении, готова осуществлять по нему закупки, расширять для украинских разработчиков внутренний рынок и участвовать в совместных предприятиях. Вот главный итог этой выставки для Украины.

Таким образом, Александр Турчинов выразился абсолютно точно, заявив, что «количество подписанных контрактов и меморандумов о сотрудничестве свидетельствует о том, что украинское оружие и украинские технологии имеют спрос на мировых рынках». Единственное, что можно к этому добавить, так это то, что спрос постоянно растёт.

Нам есть чем гордиться

Украинский разработчик в этот раз представил новинки отечественного ВПК, и на это вооружение моментально появился спрос. Так, например, турки заинтересовались переносным ракетным гранатомётом, выпущенным на «Государственном Киевском конструкторском бюро Луч». Новое оружие предназначено для поражения легкобронированной и небронированной военной техники, сооружений полевого типа, а также живой силы, находящейся на открытом пространстве, в укрытиях, сооружений из камня, кирпича или бетона.

«Дальность стрельбы переносного реактивного гранатомета составляет от 70 м до почти 2 км, а дальность прямого выстрела достигает 600 м», — отметили в пресс-службе госконцерна «Укроборонпром».

Также известно, что на реактивном гранатомёте установлен новый оптико-электронный прицел, который автоматизирует и упрощает работу стрелка и обеспечивает высокую точность попадания при максимальной дальности стрельбы.

В то же время Украина презентовала оружие, аналогов которых в мире просто не существует. «Большой интерес вызвал разработанная украинскими учеными и конструкторами динамическая защита брони, которая спасает боевую машину от прямого попадания снаряда. Кроме того, не имел аналогов на выставке беспилотный бронетранспортер «Фантом», который может точно находить и уничтожать цель, вести разведку, вывозить раненых бойцов в сверхсложных и опасных условиях», — сообщил Секретарь СНБОУ Александр Турчинов.

Интересно, что в январе этого года на выставке вооружений IDEX-2017 в Абу-Даби (ОАЭ) украинский «Фантом» вошёл в пятёрку лучших экспонатов транспортной военной техники, обогнав при этом в рейтинге экспертов турецкую БМП «Kaplan-20», БМП от ОАЭ «Rabdan», а также сербский бронеавтомобиль «Milosh BOV M16». Даже этот результат показывает, что турки захотят приобрести новую украинскую разработку, которая выигрывает по всем показателям у турецкого аналога.

Среди украинских экспонатов также были представлены бронетранспортёры БТР-3Е1 и «Дозор-Б», боевая машина «Оплот», танковые двигатели и агрегаты, ракетное и артиллерийское вооружение, огнестрельное оружие.

И всё это – неполный список того, что пользуется популярностью на мировом рынке вооружения. Стоит лишь вспомнить боевой вертолёт КТ112 «Combat», который также был представлен ранее в январе текущего года в ОАЭ. Исключительность этой машины в том, что её можно оснастить как противотанковыми ракетами «Barrier-V» с лазерным наведением (изначальная конструкция), так и другим ракетным вооружением — ракетами «Стрела-2» или «Игла», а также пулемётом ПКТ. Особенностью же вертолёта является специальный комплекс наблюдения, который состоит из инфракрасных камер, что могут быть использованы для наведения на цель.

К этому списку можно добавить новейший миномёт М60 «Камертон», новые ракеты калибром 80-мм, бронеавтомобили «Отаман» и др.

Всё это — гордость отечественного ВПК. Однако этот успех стал возможен лишь благодаря стратегическим изменениям. Ныне можно сказать, что Украина переходит от советского типа производства, когда оборонные заказы выполнялись лишь госпредприятиями, к современному – тесному сотрудничеству государственного и частного сектора.

Очередная победа над русскими

На выставке вооружений в турецком городе Стамбуле российские корпорации «Рособоронэкспорт» и «Алмаз-Антей» представили более 200 образцов вооружений и военной техники. И не один из них не заинтересовал турецких покупателей.

«Наша компания с конца 2016 года активно ведет консультации с турецкими партнерами по поставкам вооружения и военной техники, — сообщил журналистам заместитель начальника департамента маркетинговой деятельности «Рособоронэкспорта» Владимир Гончаров. — Министерство национальной обороны республики интересуется большим спектром продукции военного назначения, в частности российскими системами ПВО различной дальности. Кроме того, мы обсуждаем ряд проектов по технологическому партнерству в области совместных разработок и производства перспективных видов оружия».

В этом заявлении нет ничего информативного и конкретного, оно просто-напросто подтверждает несколько ранее озвученных оценок. Во-первых, российские предприятия, которые из-за санкций не могут получить импортные запчасти и комплектующие, не в состоянии произвести что-либо новое – то, что заинтересует рынок. Во-вторых, русские могут лишь поставлять готовую продукцию, и то в ограниченных количествах, так как на совместное производство турки не готовы (не русские, а именно турки). А в-третьих, и это является, скорее, первопричиной, официальная Анкара воспринимает Российскую Федерацию, как конкурента на Ближнем Востоке и в Черноморском регионе, а к действиям российского руководства близ границ Турции (в Сирии) относится с недоверием. Понятно, что при таких условиях никто торговать с русскими не будет.

Что же касается хвалёных систем ПВО, российских зенитно-ракетных систем С-400, так это, пока что, больше походит на фантазию Кремля, а не на переговорный процесс.

Да, действительно, 3 мая в Москве прошла встреча лидеров России и Турции, где президент РФ Владимир Путин предложил своему визави приобрести зенитно-ракетный комплекс по цене $500 млн. за дивизион. В то же время остаётся неясным, что именно собирается продавать Россия, так как у серии С-400 существует множество различных модификаций, и маловероятно, чтобы её экспортная версия была столь же передовой, как российская.

Понятно, что турецкая сторона, не желающая покупать кота в мешке, настаивает на уменьшении стоимости и на частичной передаче технологий.

Понятно, что Кремль никогда не передаст технологии С-400 стране – члену НАТО. Очевидно, что и турки не захотят приобретать подобный комплекс, не изучив его характеристики и возможности. В общем, маловероятно, чтобы стороны пришли к соглашению. В то же время ясно одно: в нынешней ситуации российский ВПК не в состоянии предложить Турции хоть что-нибудь стоящее.

Кроме того, турки наглядно видели, как С-400 сначала оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск и самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом», а потом российская система «мирно наблюдала» за американскими «Томагавками», которые разнесли сирийский аэродром Шайрат в провинции Хомс, с которого ВВС Асада проводили бомбардировки мирного населения с применением химического оружия.

Эффективность украинской дипломатии

Украинское оружие заинтересовало турок не только потому, что является технологически развитым и опережает по многим параметрам мировые аналоги, а, собственно, и благодаря дипломатическим усилиям руководства нашего государства. И речь идёт, собственно, не о деятельности какого-то отдельно взятого ведомства, а о командной работе.

С начала прошлого года руководство Украины направило все усилия на борьбу за турецкий рынок оружия. Президент Пётр Порошенко и Секретарь СНБОУ Александр Турчинов провели не одну встречу на высшем уровне с представителями турецких властей. Разрабатывалась, корректировалась, по ходу менялась дорожная карта — план по продвижению украинских интересов (не только интересов отечественного ВПК) в Турции.

Это и называется эффективной дипломатией: когда готовится всеобъемлющее предложение, от которого партнёр, в конце концов, отказаться не может. Другие могут встречаться множество раз, но не способны достичь компромисса.

Вскоре планируется очередная встреча глав государств Украины и Турции, где будут подводиться итоги работы общих комиссий по сотрудничеству в различных секторах экономики, в том числе и оборонном. Стороны снова-таки подпишут множество новых соглашений.

Однако самое важное – это сближение двух региональных игроков – Турции и Украины. И встречи Александра Турчинова с представителями турецкого руководства в Стамбуле – символ отношений доверительных. Знак того, что Турция уважает интересы украинского государства в Черноморском регионе и готова делать всё возможное, чтобы помочь нам усилить позиции в борьбе с агрессором, который, как известно, претендует на монополию в Черноморском бассейне.