С 5 июня 2011 года пошел официальный отсчет времени с момента фактического отказа со стороны Молдовы выполнить взятые на себя обязательства относительно «обмена» пограничными территориями с Украиной. Молдова продолжает занимать позицию «наивной дурочки», которая не понимает откуда весь сыр-бор. Потому Украине пора занять более действенную позицию в отношении нашей неразумной соседки.
Речь идет о выполнении дополнительного протокола к договору между Республикой Молдовой и Украиной от 18 августа 1999 года о передаче в собственность Украины некоторых объектов Новоднестровской ГАЭС-2 и части автомобильной дороги Одесса-Рени в районе населенного пункта Паланка протяженностью в7,7 километров, а также земельного участка, по которой она проходит, и режима их эксплуатации. (Кстати, юридически участок этой территории был передан в собственность Украины одновременно со вступлением документа в законную силу 18 ноября 2001 года). В обмен, как известно, Украина обеспечила Молдавии выход к Черному морю, отдав в собственность Молдавии400 метровдунайского берега, где молдавская сторона давно построила и сейчас весьма успешно эксплуатирует порт «Джурджулешть».
Мы уже писали о более чем сомнительной пользе данного «обмена» для Украины . Сделав Молдову морской державой, Киев своими руками создал себе серьезного конкурента в плане транзитных морских перевозок в регионе, и все это – на фоне и без того мощной, и постоянно усиливающейся конкуренции украинских морских портов на Черном море с портовой инфраструктурой, прежде всего, Румынии и Болгарии.
Так, только начавший действовать молдавский нефтетерминал емкостью 63,6 тыс. куб. м. в 2010 году уже дал грузооборот около 2 млн тонн нефтепродуктов (цифра небольшая на фоне более чем 40 млн тонн в год оборота украинских нефтетерминалов, но ведь это только начало). Наращивает обороты запущенный в 2010 году комплексный грузовой терминал из трех компонентов — зернового (на 50 тыс тонн) и контейнерного терминалов, а также терминала для генеральных грузов, с подведенной системой автомобильного и железнодорожного сообщения, а также пассажирский порт. (Кстати, быстро построив железнодорожную ветку Кагул-Джурджулешты, молдаване получили тактическую победу, опередив украинский проект по строительству железнодорожной ветки Измаил-Рени). Все это – многие миллионы долларов прибыли в год, подаренные Киевом Кишиневу. Более того, Молдова совершенно открыто озвучивает планы, сформулировав их как свою стратегическую задачу как «морской державы» — в ближайшей перспективе замкнуть на себе основные грузовые потоки, идущие через румынский порт Галац и украинский порт Рени. И задача эта успешно выполняется уже сегодня.
В ответ на свой подарок Киев имеет постоянные обвинения со стороны молдавских политиков, общественных деятелей и СМИ в каких-то «территориальных претензиях». Именно так в Молдове который уж год расценивают напоминание о том, что порт «Джурджулешть» достался Молдове не за красивые глазки, и не мешало бы выполнить свою часть обязательств. Причем речь идет о передаче фактически микроскопического участка автотрассы, который уж никак не принесет Украине никакой прибыли – речь идет не более чем об удобстве автомобильного сообщения.
Но дело даже не в многомиллионных убытках, которые Киев сам себе организовал, решив поиграться с Кишиневом в большую дружбу. Фактически Украина передала Молдове часть своей территории, не получив за то договоренной платы. Вывод один: Молдова распоряжается украинской территорией незаконно, обманом забрав украинские земли (причем получив их не в аренду, как в свое время предлагали наиболее трезвомыслящие украинские политики, а навсегда).
В подобных случаях уважающие себя державы поступают единственно правильным способом – забирают украденное назад любой ценой, поскольку здесь идет речь и о сбережении территориальной целостности, и о предотвращении прецедента кражи территории соседней державой, и о сохранении международного имиджа, и о сбережении хоть какого-то самоуважения (в первую очередь – в плане отношения к собственному государству со стороны общества).
Обращение в международные суды в данном случае абсолютно бессмысленно. Как уже научена Украина на собственном горьком опыте (в частности, в случае с судебной тяжбой с Румынией по поводу раздела черноморского шельфа близ о.Змеиный), такой вариант – это верный путь к утрате своих территорий. Учитывая, что в данном случае за спиной Молдовы – мощное лобби в лице Румынии как члена ЕС и НАТО, Киев при обращении в суд может получить разве что какой-нибудь «утешительный приз», но уж точно не возвращение статус кво.
Потому в этом случае Киев обязан продемонстрировать полную решимость отстаивать свои территориальные интересы. В данном случае задача облегчается тем, что речь идет именно о Молдове: за последний год, при нынешней украинской власти, Киев продемонстрировал слабую способность отстаивать свои интересы перед Россией, но, в то же время, не особо «пугаясь» иных соседей – например, той же Румынии. А потому Молдова – явно тот кандидат, в случае с которым украинская власть может в кои то веки защитить украинские интересы.
Итак, отсчет срока отказа со стороны Кишинева расплатиться за полученные украинские земли пошел с 5 июня 2011 года (хотя до этого у Молдовы был срок как минимум с 2002 года, когда она официально получила от Украины права на участок на Дунае для строительства порта, или, как максимум, с 1999 года, когда была заключена договоренность). В Молдове дату 5 июня хорошо запомнили: местные СМИ поголовно размусоливали «украинский ультиматум», озвученный Киевом 22 апреля 2011 года. Именно в этот день прозвучало заявление главы МИД Украины Константина Грищенко в парламенте (это заявление было опубликовано на сайте Верховной Рады) о том, что украинское руководство поставит перед молдавской стороной вопрос о решении проблемы территории в районе трассы Одесса-Рени. «Это обязательство молдавской стороны, которое они должны были выполнить много лет назад, 10 или 12. И какие-либо промедления, какие-либо аргументы сегодня украинской стороной не воспринимаются», — было сказано в стенограмме выступления. Тогда же Грищенко уточнил, что территориальный вопрос будет поставлен перед Кишиневым сразу после 5 июня текущего года.
В то же время, мы пока не видим ровным счетом никакой активности со стороны Молдовы в намерении решить данный вопрос. А потому Киеву явно стоит подумать о реализации своих предупреждений – 9 лет (или 12, кому как нравится) безрезультатных ожиданий дают полное право перейти от громких заявлений к реальным делам.
В качестве алгоритма решения проблемы можно предложить следующие меры.
— прежде всего, учитывая полную бездеятельность молдавской стороны (а значит, демонстративное игнорирование полностью обоснованных украинских требований), необходимо потребовать возвращение Украине ее территории вдоль Дуная, переданной Молдове, с отказом от каких-либо компенсаций за порт «Джурджулешть». Отказ от компенсаций за портовую инфраструктуру будет, в свою очередь, компенсацией Украине за невыполнение Молдовой взятых на себя двусторонних обязательств, а равно и конкретные убытки, нанесенные экономике Украины вследствие хозяйственной деятельности порта «Джурджулешть» на протяжении 2006-2011 гг;
Арестович про небезпечні тенденції для України: «Росіяни проткнули оборону, як маслом маслом»
Сніг, дощ, сильний вітер, а потім потепління: синоптик Діденко попередила про погодні "гойдалки"
В Україні скасували обмеження на перескладання водійського іспиту: що змінилося
Пенсія у листопаді 2024 року: що зміниться для українських пенсіонерів
— в случае отказа Молдовы выполнить эти требования, сделать официальное заявление об оставлении Киевом за собой права на применении всех доступных средств для возвращения статус кво (формальный повод есть – еще в апреле 2011 года Одесский облсовет направил Президенту Украины открытое письмо с требованием отменить договора по «территориальному обмену» с Молдовой ввиду невыполнения молдавской стороной своих обязательств, и вернуть переданные Молдове территории в состав Украины);
— параллельно перенести на июль 2011 года масштабные учения всех видов Вооруженных сил Украины, готовящиеся на конец лета-начало осени этого года. Данные учения провести на базе украинского Южного оперативного командования в приграничных с Молдовой районах. К учениям необходимо привлечь, прежде всего, воздушно-десантные и аэромобильные части и подразделения, армейскую авиацию, механизированные и танковые части Сухопутных войск, а также морскую пехоту из состава Войск береговой обороны ВМС ВС Украины. В ходе учений отработать вопросы захвата и организации обороны плацдармов, а также отражения внешней вооруженной агрессии.
По сути, все эти меры должны стать «китайским предупреждением» Молдове. При этом Киев должен четко сформулировать свои требования, и категорически отклонять иные варианты, а также предложения переговоров, в ходе которых они могут выдвигаться. Украину может удовлетворить только полное и безоговорочное выполнение ее требований. В противном случае должна быть применена военная сила фактически по той же легенде, которая уже будет на тот момент отработана в ходе проведенных учений на территории Южного оперативного командования.
Данными мерами Украина сможет отстоять свои интересы и защитить свою территориальную целостность. А равно продемонстрирует готовность применять все доступные силы и средства, вплоть до использования своих Вооруженных сил в соответствии с возложенными на них законодательством задачами, с целью предотвратить игнорирование ее прав в двустороннем диалоге с соседними державами.
Автор является руководителем Центра военно-политических исследований