Ливийский конфликт отражается на сложных отношениях Алжира и Марокко и усложняет их нормализацию. Хотя недавнее сближение между двумя странами дало надежду на открытие их общих границ, закрытых с 1994 года, на пресс-конференции в воскресенье в Алжире Ахмед Уяхья, алжирский премьер-министр, исключил такую возможность в «нынешней обстановке». Алжирский глава исполнительной власти обвинил Марокко в распространении информации, согласно которой его страна может оказывать военную помощь полковнику Каддафи в его борьбе против повстанцев Национального переходного совета (НПС). «В последнее время мы наблюдаем (…) заявления марокканского официального агентства новостей и активную деятельность официального марокканского лобби в Соединенных Штатах, направленные на то, чтобы приписать Алжиру отправку наемников в Ливию, а также поставки оружия в Ливию», ‑ заявил он.
Споры заинтересованных лоббистов
Говоря об «официальном марокканском лобби в Соединенных Штатах», Ахмед Уяхья явно имел в виду бывшего американского посла в Рабате (1997-2001) Эдварда М. Гэбриэла. В опубликованной в середине мая в «Хилл», газете американского Конгресса, статье дипломат обвиняет Алжир, по крайней мере, в создании благоприятных условий для перемещения бойцов Фронта Полисарио, которые воевали на стороне сил Муаммара Каддафи. «Если информация, полученная от должностных лиц НАТО, верна, Полисарио и алжирские власти являются пособниками Каддафи и поставляют в его армию наемников», ‑ пишет он. И далее: «Не может быть, чтобы сотни наемников Полисарио преодолели более 1000 км, от изолированных лагерей в Тиндуфе до Ливии, без молчаливого, если не явного, согласия Полисарио и Алжира». До заявления американского дипломата марокканские СМИ уже писали о военной поддержке, оказываемой Алжиром ливанскому режиму.
Алжир воспринимает эти обвинения как провокационные. В понедельник алжирский ежедневник «Focus Algérie» напечатал противоположную Эдварду М. Гэбриэлу точку зрения Гари Смита, американского юриста и бывшего руководителя Бюро по демократии, правам человека и труду Госдепартамента США. Он осудил обвинение Эдварда М. Гэбриэла в том, что «Алжир поспешно и несогласованно намеревается еще больше разжечь разногласия между Марокко и Алжиром, вместо того чтобы содействовать объединению Магриба, о чем публично заявило марокканское правительство».
По его словам, Алжир никак не заинтересован во вмешательстве в ливийский конфликт. «В соответствии со своей давней позицией невмешательства во внутренние дела других стран, Алжир публично заявил, что не принимает участия в ливийском конфликте и неукоснительно соблюдает резолюции Совета безопасности по Ливии, и что, как и большинство, включая НАТО, способствует политическому урегулированию ливийского кризиса», ‑ пишет он. Говоря о возможности присутствия наемников Фронта Полисарио на стороне войск полковника Каддафи, он поясняет, что «наемники африканских стран часто перемещаются по континенту, чтобы принимать участие в конфликтах других стран. Но эти действия отдельных людей не могут отражать внешнюю политику их правительства».
Пока что границы будут закрытыми
На пресс-конференции в воскресенье премьер-министр Ахмед Уяхья пояснил, что его страна лишь получила, со стороны ливийских производителей, просьбы о закупке медикаментов и продуктов питания. Он добавил, что эти заказы были предложены на рассмотрение Комитета по санкциям ООН для того, чтобы проверить их соответствие правилам эмбарго, которые касаются торговли с Ливией. Алжир, напомнил он, присоединился к позиции Африканского союза, который выступает за прекращение военных действий и политическое урегулирование конфликта в Ливии.
Нормализация отношений с соседним Марокко серьезно пострадала из-за споров относительно ливийского конфликта. «Мы нуждаемся в обстановке искренности и взаимного доверия между соседями. Последние заявления, к сожалению, не способствуют этому», ‑ заявил в воскресенье Ахмед Уяхья. Он заверил, что обе страны будут развивать торговые отношения, но что касается открытия границ, это «когда-нибудь произойдет». Народы обеих стран, которые приветствовали недавнее сближение между их правительствами, должны будут еще подождать, чтобы иметь возможность свободно передвигаться по территориям друг друга.
Le conflit libyen sape le rapprochement entre l’Algérie et le Maroc