15 апреля на фоне военно-политической обострения вокруг Украины Соединённые Штаты приняли ряд решений, которые у многих вызвали смешанную реакцию. Одни кричали «перемога», ссылаясь на указ президента Джо Байдена про санкции и объявление чрезвычайного положения в сфере отношений с РФ, а другие кричали «зрада», сетуя на предложение Байдена устроить личную встречу с Путиным и его заявления о необходимости деэскалации.

Я не стану подтверждать ту или иную версию. Это не имеет смысла. Я попробую разобрать санкционный пакет, принятый в Штатах и его политическое значение, а уж выводы будете делать сами.

Начнём с указа Джо Байдена о режиме ЧП в отношениях с Российской Федерацией. Фактически, этот механизм является такой себе рамкой для санкционной политики на российском направлении, обрамляющей американские ограничения, вводимые или потенциально готовые к введению в отношении РФ. Надо сказать, что подобные режимы ЧП не новые. Всего, таких в США более 30 штук. В феврале подобное чрезвычайное положение Белый Дом объявлял в отношениях с Мьянмой, дабы создать рамки для введения санкций против захватившей власть военной верхушки страны.

По отношению к РФ режим ЧП в целом действует с 2014 года, когда были введены первые антироссийские санкции за Крым и Донбасс. А указ Байдена лишь дополнил его и немного обновил, расширив охват и сделав расставленные рамки санкционного давления несколько шире. Другими словами, сам по себе режим ЧП не означает какого-то радикального изменения на российском направлении, чего мы не видели за последние 7 лет. Однако он создает больше возможностей для самих США торговаться с Москвой за санкции, и облегчает их введение практически по любому реальному или надуманному поводу.

Отдельно упомяну, что в отличие от предыдущих пакетов санкций, эти были запакованы в один исполнительный указ и с очень большим охватом, и не проводились через достаточно сильные законопроекты CAATSA и DASKA, принятые при Трампе для введения дополнительных санкций. В одном указе администрация Байдена вспомнила всё, что составляет основу критики РФ последних двух лет: кибератаки на серверы компании SolarWinds, взлом электронной почты партий, вмешательство в выборы, выплаты талибам вознаграждения за убийства американских солдат, преследование политической оппозиции, нарушения прав человека, химические атаки, дестабилизация международного мира, поощрение транснациональной коррупции, подрыв безопасности в странах и регионах, подавление свободной прессы, нарушение международного права. Из-за этого указ может показаться довольно беспорядочным, будто бы в него хотели заложить все мейнстримно-популярные темы, лишь бы выглядело внушительнее.

Теперь конкретно по санкциям.

Во-первых, Казначейство США запретило американским инвесторам и финансовым учреждениям приобретать российские долговые бумаги не только в иностранной валюте, но и в рубле. Раньше санкции действовали лишь в отношении долговых облигаций, номинированных в иностранной валюте на первичном рынке, а сейчас в рубле, но вторичного рынка пока не касаются. То есть, в теории, другие иностранцы могут продолжать покупать российские долговые бумаги, но этого лишаются американцы.

Это довольно болезненная мера, но не смертельная для российской экономики. Эффекта от таких ограничений вряд ли стоит ожидать в ближайшее время. Это может создать определённые проблемы для РФ в долгосрочной перспективе, если ухудшится ситуация в других отраслях, и если Штаты решат радикально усилить санкционное давление. По оценкам главы российского ВТБ Андрея Костина, американские инвесторы держат около 1,4 трлн рублей российского долга, а всего российские банки имеют 7,4 трлн рублей (по данным издания Bloomberg, иностранцы держат $ 37 млрд госдолга). Он считает, что ситуация управляемая, а угрозы финансовому рынку РФ после запретов США нет. Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что российский госдолг остаётся одним из самых надёжных и низкорискованных в мире, и спрос на него останется высоким. По его мнению, санкции нанесут больше ущерба американским инвесторам и финансистам, которые теперь не могут покупать российские долговые облигации.

Вполне возможно, что эти заявления призваны успокоить рынок, можно даже называть их wishful thinking, но реакция в РФ на санкции против госдолга была достаточно сдержанной и даже оптимистичной. К тому же, страны Евросоюза отказались присоединяться к санкциям США против российского госдолга, причём объясняют это тем, что РФ в их выборы не вмешивалась, а значит и повода для таких «радикальных» мер на данный момент нет (это тем, кто верит, что сейчас единый западный блок быстренько впишется вместе за Украину и будет сносить Путина, а союз США и ЕС магическим образом реанимируется просто потому что Байден).

Во-вторых, Казначейство США вводит санкции против шести российских технологических компаний. Причина — сотрудничество этих компаний с правительственным сектором, особенно в разработке программ кибербезопасности, которые якобы использовались Россией для вмешательства в выборы 2020 года и в хакерской атаке на SolarWinds. Что это за компании? Давайте взглянем:

  1. Positive Technologies – компания-разработчик решений по кибербезопасности, крупный игрок на рынках Европы, США и стран СНГ, которая является конкурентом для американских компаний, и практически не связана с российском правительством, из-за чего многие посчитали, что санкции против этой компании имеют скорее подоплёку конкурентной борьбы, а не реального ответа за кибератаки. Впрочем, доля США в самой компании снижалась за последние 10 лет, и она переориентировалась на рынки Азии, Африки и Ближнего Востока;

  2. ФГАУ НИИ «Спецвузавтоматика» - исследовательский центр, занимающийся информационными технологиями и безопасностью, подразделение Минобразования и науки РФ;

  3. Центр «Эра» - военный исследовательский центр и технопарк, финансируемый и управляемый Минобороны РФ, с которым взаимодействуют сотни оборонно-промышленных предприятий;

    Популярные статьи сейчас

    Легион Свобода России назвал потери путинских войск на Белгородчине и Курщине

    Трамп надеется, что не будет решать вопрос помощи Украине оружием

    От 26 гривен за литр: ОККО, WOG, Chipo и другие АЗС обновили цены на бензин, дизель и автогаз

    Украинцам выплатят до 8000 гривен: условия и как оформить

    Показать еще
  4. АО «Пасит» - компания, занимающаяся информационными технологиями и вычислительной техникой. США обвиняют их в сотрудничестве с СВР РФ;

  5. ООО «НеоБИТ» - предприятие по оказанию услуг по обеспечению информационной безопасности объектов инфраструктуры и приложений, работавшая с государственными органами;

  6. АО «Аст» - компания, предоставляющая решения, продукты и услуги по обеспечению информационной безопасности.

Как мы видим, все эти компании имеют дело с информационной и кибер-безопасностью, работали или были связаны с российскими государственными структурами или предоставляли им услуги. Некоторые компании явно не связаны с правительством, но являются сильными игроками на рынке. В целом, этот раздел санкций я считаю весьма болезненным в плане создания негативного технологического отставания для РФ в перспективе 7-10 лет, но не прямо сейчас.

Отдельно надо сказать, что это впервые, когда американцы расширяют охват санкций до меж-секторального уровня. Сейчас объясню. Если раньше под блокирующие ограничения могли попасть компании, работающие в подсанкционных оборонных отраслях, то теперь это касается и компаний, «работающих в российском технологическом и оборонном секторах и связанных с ним секторах или в любом другом секторе РФ». По сути, этот механизм, как отмечали международные обозреватели, США применяли в отношении Ирана и Северной Кореи, и вот теперь к России, что является реальным нововведением в американской санкционной политике.

В-третьих, США ввели санкции против 32 физических и юридических лиц, тоже за вмешательство в выборы в 2020 году и распространение дезинформации. Из них восемь человек попали в санкционный список за причастность к нарушениям прав человека в оккупированном Крыму. В санкционный список попали и две компании, строившие Крымский мост - «Ленпромтранспроект» и АО «Дирекция по строительству железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск», и глава компании «Мототрест» Аркадия Роттенберга, которая выполняла подряды при строительстве. Среди остальных попавших под санкции:

  • Информационные агентства SouthFront, NewsFront, InfoRos;

  • Аналитический портал Фонд стратегической культуры РФ;

  • Несколько компаний из группы олигарха Евгения Пригожина.

Эти санкции серьёзного эффекта на Россию не возымеют, и являются скорее символическим политическим актом.

В-четвёртых, Штаты упомянули информацию (до сих пор неподтверждённую) о якобы выплатах россиянами денежных вознаграждений талибам за убийства американских военнослужащих в Афганистане. В своём указе Байден заявил, что из-за чувствительности данного вопроса, он будет урегулирован по дипломатическим, разведывательным и военным каналам как-нибудь отдельно, то есть в не публичной сфере. Причём, по заявлению Белого Дома, их уверенность в информации об этих выплатах «колеблется от низкой до средней». Означает ли это, что США будут оказывать скрытое давление на Россию, или же что они просто вспомнили этот момент «для проформы», и ничего не будут предпринимать, сказать не могу. Из указа непонятно, последуют ли за этим какие-либо действия, тем более с учётом заявления президента США о выводе всех своих войск из Афганистана до 11 сентября этого года. В ближайшее время этот вопрос никакого влияния на поведение РФ, тем более по Донбассу, иметь не будет.

В-пятых, США высылают 10 российских дипломатов из Вашингтона из-за связей с спецслужбами. Это классическая и довольно рутинная в американско-российских отношениях история. Скорее всего, Москва ответит зеркально: тоже вышлет 10 американцев. При Трампе такое тоже случалось, и целые консульства закрывались. Поэтому, в данном случае Байден использовал проверенный на практике механизм выразить недовольство деятельностью иностранного государства. Какого-то эффекта на внешнюю политику РФ это не возымеет.

В-шестых, Соединённые Штаты официально и впервые публично обвинили Службу внешней разведки (СВР) РФ в организации хакерских атак на серверы технологической платформы SolarWinds Orion и нанесении ущерба 16 тысячам компьютеров во всём мире с целью шпионажа. В указе в этом разделе говорится не о санкциях, а о специальной рекомендательной записке, которую подготовили Национальная разведка, ФБР и Агентство кибербезопасности и инфраструктуры для компаний, пострадавших от кибератаки, о том, как защититься от вредоносной деятельности СВР РФ в будущем.

Ну и наконец, есть упоминание исполнительного указа №13873 от мая 2019 года, который ввёл в действие ещё Дональд Трамп. Этот указ создаёт правовой механизм для введения санкций в сфере защиты информации и телекоммуникационной инфраструктуры, если будут новые попытки (в данном случае РФ) внешних соперников повлиять на логистические цепочки США в сфере информационно-коммуникационных систем. Короче говоря, конкретных санкций этот раздел не ввёл, а послужил лишь предупреждением.

Было явно видно, что санкции против РФ готовились заранее и вместе с союзниками в Европе. Чего, на мой взгляд, не видят в Украине, считая, что единственной страной, которая «воюет» с агрессором являются США, а Европа только и норовит нас «сдать». Солидарность с санкциями США высказали Австралия (не со всеми), Канада (не со всеми), Британия и страны Европейского Союза. В НАТО выразили поддержку санкциям, хоть и на уровне генерального секретаря, а не всех стран по отдельности. Безусловно, заявления в поддержку имели больше политический характер. Европейцы не вводили аналогичные санкции, а некоторые страны, такие как Турция и Британия, имеют собственное видение санкционной политики, отличное от европейского или американского. Тут ничего удивительного быть не должно: Запад не является монолитным политическим блоком, причём уже давно, и это связано не только с последними 4 годами правления Трампа.

В целом, надо сказать, что последние действия администрации Джо Байдена — это первая серьёзная попытка выйти на некий формат взаимоотношений с Россией, комбинируя «кнут» и «пряники». Разворот американских кораблей у Босфора и телефонный звонок Путину с предложением о встрече демонстрирует желание Белого Дома выстроить хоть какие-то «предсказуемые и стабильные» (как неоднократно говорил Байден) отношения на фоне тупика в международных переговорах и крупнейшего за 30 лет ухудшения отношений с Москвой. Экономический ущерб от санкций пока что кажется незначительным, особенно в краткосрочной перспективе. Их явно формировали так, чтобы придать механизму максимально удобный для переговоров и давления гибкий ручной режим.

Это очень удобная политическая позиция для США. Ведь если Россия откажется от масштабной военной эскалации ради встречи с Байденом, в Вашингтоне смогут заявить, что это благодаря их санкциями они сумели сдержать агрессора. А если в Москве пойдут на повышение ставок и не захотят встречаться с Байденом с позиции силы, то в Белом Доме обвинят Россию в деструктивной позиции и нежелании деэскалации ситуации. К тому же, введение санкций одновременно с приглашением Путину — это ещё и сигнал внутренней американской аудитории, которой надо показать, что звонок Байдена вовсе не слабость или мягкость (в чём его обвиняют оппоненты).

Американские представители неоднократно заявляли о том, что готовы к диалогу с РФ, подчёркивая приглашение Байдена к Путину. Об этом сказал и госсекретарь Энтони Блинкен, и посол США в РФ Джон Салливан, и сам президент США Джо Байден в своём специальном «российском выступлении» в ночь на 16 апреля. Он подчеркнул, что санкции были введены правильно, поскольку касались национальной безопасности Штатов — противодействие кибератакам и ответ на вмешательство в выборы. По словам Байдена, «настало время для деэскалации» с Россией, и он хочет запустить диалог о стратегической стабильности, о котором говорил ещё в январе.

В самих США санкции Байдена некоторые чиновники и члены парламента посчитали либо слишком мягкими, либо бесполезными. Конгрессмен-республиканец, председатель комитета Палаты по иностранным делам Майкл МакКолл сомневается, что санкции станут сдерживающим фактором. Другие конгрессмены критиковали Байдена за то, что он не ввёл санкции против «Северного потока-2», или за то, что он не объявил санкции за выплату денег талибам за убийство американских военных. Была критика и в отношении того факта, что все санкции были введены на так из-за эскалации вокруг Украины, а лишь за деятельность РФ, касавшуюся исключительно американских интересов — вмешательство в выборы и кибератаки на SolarWinds.

На самом деле, санкционный пакет умышленно был выписан так, чтобы задать максимально широкие и гибкие стартовые рамки, но не сжигать мосты и не провоцировать радикальную реакцию со стороны России. Байден поступил, опираясь лишь на свои интересы и свою глобальную повестку, которая его интересует куда больше: противостояние с Китаем, доминирование в сфере кибербезопасности, стратегическая стабилизация и защита собственной критической инфраструктуры. Это Украине и надо понять, принять и делать выводы.

А самое главное вот что. Последние действия администрации Байдена в США подтверждают тот прогноз, который мы в Украинском Институте Будущего давали ещё в январе относительно треугольника Украина-США-Россия. Безусловно, лучше американско-российские отношения не станут. Общий враждебно-скептический фон будет сохранятся и даже усиливаться, отбиваясь на украинском направлении, среди прочих. Однако тут надо понимать и другое: сотрудничество РФ и США на этом фоне всё равно будет продолжаться в тех сферах, которые волнуют Вашингтон и Москву, и где они нужны друг другу: недопущение вооружённой конфронтации, международная безопасность, ядерное сдерживание, соблюдение договора СНВ-3, климат, Арктика, Иран, Ливия, Сирия, Венесуэла, Беларусь, Южный Кавказ. США исходят из старой обамовской схемы взаимоотношений с Россией, которую Байден описывал знаменитой фразой «можно идти и одновременно жевать жвачку». То бишь, можно и соперничать, и сотрудничать.

Санкции Джо Байдена не стали каким-то откровением и не дотягивают до тех самых «адских санкций», о которых мечтали в Украине в прошлом году. Санкционный пакет имеет несколько важных и явных «дыр», которые дают России необходимый «люфт» и позволяют не прибегать к радикальным ответным действиям, а сохранить лицо, приняв зеркальные меры в ответ (что они и сделали).

Для более глубокого ознакомления с темой санкций предлагаем специальное исследование: "Санкции против РФ: между эффективностью и иллюзиями".

Более того, заявления президента США и семантика составленного списка явно демонстрируют нам, что Штаты обращены вовнутрь и беспокоятся больше о своих собственных интересах и повестке с РФ, а не об Украине, которая в этих схемах лишь часть международных торгов. Да, конечно, они будут нас поддерживать, но совсем не в тех крайних ура-патриотических воинственных категориях, в которых мы это видим в своих фантазиях. Это не означает, что нам надо опустить руки и смириться со своей судьбой. Но нам надо это осознать, принять и делать всё, чтобы минимизировать риски для государственности в результате столкновения гигантов, между которыми мы зажаты, и зависимость которых за последние 7 лет мы не смогли уменьшить.

В ближайшее время я вижу несколько сценариев развития ситуации, в зависимости от политических решений Кремля, переговоров Европы и РФ, действий США и ситуации вокруг Донбасса:

Сценарий №1. Игра на повышение ставок продолжится, но в итоге всё закончится лишь демонстрацией силы и возвращением к мирным переговорам, но ужесточением переговорных позиций РФ;

Сценарий №2. Игра на повышение ставок продолжится, и Россия прибегнет к тактике точечных небольших ударов, призванных проверить линию обороны Украины и показать разрушительность и катастрофичность масштабной эскалации в Украине, чтобы убедить Запад реанимировать переговоры и оказать давление на Киев;

Сценарий №3. Ограниченная военная операция России с целью быстрого разгрома ВСУ с захватом \ без захвата дополнительной территории на одном или нескольких направлениях, а затем навязывание новых условий переговоров на фоне паники и поражения;

Сценарий №4. Тотальная война, предусматривающая масштабное вторжение России, в том числе через госграницу для полного разгрома основной группировки украинских войск с последующим силовым закреплением поражения Украины и навязыванием любых послевоенных условий.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рекомендуем к просмотру беседу Юрия Романенко и Илии Кусы по внешней политике США после прихода в Белый дом Джо Байдена.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, страницу «Хвилі» в Instagram.