В мае Первая леди Украины Елена Зеленская в качестве спецпосланника украинского президента посетила Сеул, столицу Республики Корея. 16 мая она встретилась с президентом Южной Кореи Юн Сок Ёлем в администрации в Ёнсане. В ходе беседы южнокорейский президент выразил поддержку Украине и солидарность со стороны корейского народа, а также соболезнования семьям погибших, положительно оценив деятельность Елены Зеленской. Она же, со своей стороны, заявила о признательности Сеулу за оказанную поддержку и помощь, попросив о её дальнейшем расширении в тех областях, где это возможно. Она выразила надежду, что Южная Корея предоставит нелетальное военное оборудование, в частности средства обнаружения и обезвреживания мин, автомобили скорой помощи, а также примет активное участие в процессе послевоенного восстановления Украины, в частности, в Херсоне, где до недавнего времени проживало много этнических корейцев. Юн Сок Ёль также заявил, что Южная Корея продолжит оказывать активную поддержку Украине в тесном сотрудничестве с членами НАТО и международным сообществом.
При этом, как сообщается, Елена Зеленская не обращалась к южнокорейскому руководству с запросом о поставках оружия и боеприпасов, выразив понимание сложностей для Сеула в данном вопросе.
В частности, имеется в виду законодательные и политические ограничения. Экспортный контроль Южной Кореи не позволяет поставки оружия в страны, находящиеся в состоянии войны, хотя они не столь жесткие как в Японии, например, где соответствующие положения указаны и в Конституции. Теоретически, внести изменения в законодательство возможно, но крайне сложно при том, что большинство в парламенте контролирует оппозиционная Демократическая партия «Тобуро», а не партия президента «Сила народа».
На данный момент, Юн Сок Ёль имеет неустойчивый рейтинг, и любые резкие шаги на внешнем направлении могут вызвать его обвал. Он уже пострадал из-за критики многих непопулярных в обществе решений президента, таких как нормализация отношений с Японией, усиление сдерживающей риторики в адрес КНДР, слишком тесное сближение с США. К примеру, после подписания Вашингтонской декларации в Белом Доме, демократы обвинили Юна в излишней покорности США и намеренной дестабилизации ситуации по безопасности в регионе. В случае, если Юн Сок Ёль решится на кардинальный шаг в вопросе поставок Украине вооружений, Тобуро воспользуются шансом обвинить администрацию президента во втягивании в «чужую войну». На фоне слабых рейтингов Юна это может быть критично, поэтому южнокорейскому президенту комфортнее продвигать этот вопрос осторожнее, поэтапно.
Елена Зеленская также встретилась с супругой южнокорейского президента Ким Гон Хи, которая пообещала продолжать оказывать гуманитарную помощь, чтобы помочь украинскому народу преодолеть трудности войны. В интервью южнокорейскому информагенству Yonhap, Зеленская пригласила лидера Южной Кореи с супругой в Украину. Кстати, за более, чем тридцатилетнюю историю украинско-южнокорейских отношений глава Южной Кореи ни разу не посетил Украину с визитом. Хотя «Страну утренней свежести» в свое время посетили Леонид Кучма (государственный визит в 1996 г.), Виктор Ющенко (государственный визит в 2006 г.) и Виктор Янукович (рабочий визит, 2012 г.).
В рамках визита Елена Зеленская провела встречу с министром иностранных дел Южной Кореи Пак Чином. По результатам переговоров корейская сторона выразила готовность предоставить автомобили для разминирования и мобильные рентген-аппараты для Украины. Супруга Президента выразила надежду на создание специального трибунала, который привлечет руководство РФ к ответственности за развязывание войны.
Во время визита Елены Зеленской в Сеуле состоялась конференция, посвящённая обсуждению вопроса участия южнокорейских компаний в реализации проектов восстановления инфраструктуры Украины. Мероприятие под названием «Конференция по сотрудничеству Южной Кореи и Украины во имя будущего» было организовано Корейской торгово-промышленной палатой (KCCI) совместно с посольством Украины в Республике Корея. С украинской стороны участие приняли члены правительства различного уровня, в том числе первый вице-премьер/министр экономики Юлия Свириденко, заместитель руководителя аппарата президента Украины Ростислав Шурма. Южную Корею представляли порядка 10 бизнесменов из Hyundai E&C, Lotte E&C, POSCO International, Hyundai Engineering, Doosan и Korea Aerospace Industries (KAI), KITA. В процессе дискуссии украинская сторона обратила отдельное внимание на возможности использования потенциала Украины в области «зелёной» энергетики, производства «зелёного» водорода и атомной энергетики.
Также Первая леди Украины выступила на Asian Leadership Conference. Целью мероприятия является привлечение мировых лидеров к подготовке будущих поколений путем создания платформы для обсуждения наиболее актуальных глобальных проблем. Конференция служит площадкой для выступления и обмена мнениями многих известных международных экспертов в сфере бизнеса и предпринимательства, представителей мировых бизнес- и финансовых структур. Нынешнее, 14-е по счету мероприятие, получило название «Азиатское лидерство. Эра турбулентности: путь к сотрудничеству и инновациям» и посвящено, в частности, полномасштабному вторжению России в Украину. В выступлении на открытии конференции супруга Президента сделала акцент на гуманитарных последствиях российского нападения. Она призвала весь мир оказать военную помощь Украине, отдельно призвав Южную Корею поставить Киеву системы противовоздушной обороны. В своём Telegram-канале накануне она сообщила, что обсуждала вопрос необходимости поставок систем ПВО и РЛС с Юн Сок Ёлем. В своём выступлении первая леди Киева выразила благодарность корейскому народу за оказываемую помощь и поддержку, отметив надежду на их увеличение.
Президент Юн Сок Ёль, выступая с речью на мероприятии раскритиковал действия России за «попытки изменить статус-кво с помощью силы и принудительной дипломатии». По его словам, это является грубым нарушением норм международного права и требует консолидированных и жёстких ответных мер со стороны международного сообщества, чтобы «не допустить создания опасного прецедента». В этом же контексте Юн упомянул и ракетно-ядерную угрозу со стороны КНДР.
Визит Первой леди можно назвать удачным. По итогам поездки правительство Южной Кореи приняло решение оказать Украине дополнительную материальную помощь до $8 млрд кредитных средств на льготных условиях из Фонда экономического сотрудничества и развития (EDCF). Стороны подписали межправительственное предварительное соглашение по кредитам. Украина включена в список приоритетных стран двустороннего сотрудничества с Республикой Корея в рамках программы Официальной помощи развитию (ODA). Украина была включена в перечень приоритетных стран двустороннего сотрудничества Комплексного плана международного сотрудничества в целях развития на 2021-2025 гг. в рамках ODA в январе 2021 года как страна с высоким потенциалом экономического и дипломатического сотрудничества. Возможность получения первого транша от EDCF в размере до $300 млн появится уже в этом году в течение 3-4 месяцев с момента подписания ожидаемого в течение месяца второго этапа сделки. Следующий транш до $3 млрд станет доступен в 2024 году с постепенным увеличением лимита до $8 млрд по мере наполнения пайплайных проектов. Украина также сможет использовать корейские ресурсы и опыт для послевоенного восстановления разрушенной инфраструктуры, промышленных и гражданских объектов. Средства будут привлечены на долгосрочный период под минимальные проценты: срок кредита может составлять до 40 лет под 0,15% годовых с отсрочкой возврата тела кредита на 10 лет.
В Украине упразднили "трудовые пенсии": что дали пенсионерам взамен
Пенсионеры получат доплаты: кому автоматически начислят надбавки
Банки Украины ужесточат контроль: клиентам придется раскрыть источники доходов
Путин, берегись, тебе п@зда! Держава расчехляет розовенькую вундервафлю
Сеул и южнокорейский бизнес рассчитывают на активное участие в процессе восстановления Украины, промышленности и инфраструктуры после прекращения боевых действий и нормализации ситуации. Среди конкретных сфер интереса Южной Кореи можно выделить атомную энергетику (строительство новых и обслуживание имеющихся АЭС (KEPCO, Doosan Energy); металлургию, ведь Украина обладает запасами железной руды в более чем 30 млрд тонн и в перспективе может обеспечить 20-30% производства экологически чистой стали в регионе, а потенциал производства оценивается в 46 млн тонн при потребности внутри страны в 10 млн тонн (остальной объём экспортируется в ЕС); аккумуляторную промышленность: запасы лития Украины в 2,5-5 млн тонн являются крупнейшими в Европе. Прогнозируется, что число электромобилей в ЕС к 2030 году увеличится с 4,8 до 130 млн, что создаёт значительный спрос на аккумуляторные батареи, производить которые возможно в Украине.
Республика Корея является одним из ведущих торговых партнеров Украины в Азии, занимая пятое место среди торговых партнеров Украины в Индо-Тихоокеанском регионе с двусторонним товарооборотом около $995 млн (за 2021 г.). Экспорт – ~$300 млн, импорт – ~$695 млн. (Китай – ~$19 млрд, Индия ~$3,4 млрд, Япония ~$1,5 млрд, Индонезия ~$1,2 млрд). В Южную Корею экспортируются зерновые культуры (кукуруза и пшеница), жиры и растительные масла животного или растительного происхождения, продукты неорганической химии, руды, шлаки и зола, древесина, деревянные изделия. В перспективе наиболее перспективными сегментами для увеличения экспорта украинской аграрной продукции на рынок Южной Кореи, кроме зерновых являются подсолнечное масло, органические продукты и другая продукция без ГМО, поставки мяса (свинина и говядина). Из Южной Кореи в Украину поставляются средства наземного транспорта, кроме железнодорожного, реакторы ядерные, котлы, машины, оптические приборы и аппараты, пластмассы, полимерные материалы, каучук, резина.
В целом существенных прорывов в украинско-корейском сотрудничестве за последние годы не было. Украинско-корейские экономические отношения стабильны, однако имеют потенциал выйти на уровень стратегического партнерства. Использование инвестиционных и технологических возможностей Республики Корея является дополнительным шансом модернизации и реиндустриализации украинской экономики. Страна утренней свежести может стать стратегическим партнером Украины в таких областях, как инфраструктура, традиционная и альтернативная энергетика, финансы, сельское хозяйство, строительство, информационно-коммуникационные технологии.
Учитывая, что и Украина, и Республика Корея исповедуют принципы свободной торговли, что между Украиной и Европейским Союзом действует режим свободной торговли, сегодня целесообразно начать переговорный процесс о заключении между Украиной и Республикой Корея соглашения о свободной торговле.
Потребности диверсификации внешнеэкономических связей, уменьшение экономической зависимости от главных на сегодняшний день партнеров и углубление интеграции в мировую экономику диктуют необходимость увеличения доли Республики Корея и других промышленно развитых азиатских стран в структуре внешней торговли Украины.
Украина, равно как и Республика Корея, имеют общую заинтересованность в научно-техническом сотрудничестве: электротехника и электроника, полупроводниковая технология, компьютерные науки, оптика, датчики, прикладная физика, энергетика, прикладная химия, полимеры, пластмассы и синтетические материалы, биотехнологии, радиационная медицина облучения.
Развивается двустороннее сотрудничество в области радиационной медицины. В частности, в мирное время украинскими профильными институтами Национальной академии медицинских наук (НАМН) Украины вместе с Корейским институтом радиологических и медицинских наук (KIRAMS) разрабатывались новые технологии защиты населения от последствий ядерных катастроф, предупреждения и лечения заболеваний, вызванных радиацией, методики использования малых доз радиации в медицинских целях. Также на базе институтов НАМН проходили обучение корейские специалисты в области радиационной защиты.
Существующая договорно-правовая основа открывает возможности для активизации в будущем сотрудничества в космической отрасли. При том, что результаты сотрудничества Украины и Южной Кореи в сфере использования космического пространства в мирных целях имеются в частности, успешный вывод на орбиту Земли трех южнокорейских спутников с помощью украинской ракеты-носителя «Днепр» (в 2013 г. – спутник дистанционного зондирования Земли KOMPSAT-5 («Arirang-5») и научно-технологический спутник STSAT-3, в 2015 г. – спутник KOMPSAT-3A). Пуски ракеты-носителя осуществлялись в рамках программы «Днепр».
Существуют также Совместный украинско-корейский комитет по научно-техническому сотрудничеству (последнее четвертое заседание состоялось в 2012 г. в Сеуле) и Совместная украинско-корейская комиссия по сотрудничеству в сфере оборонной промышленности и материально-технического обеспечения. Впрочем, за последние десять лет не наблюдается никакой динамики взаимодействия в рамках этих двух органов.
Если торгово-экономические, технологические отношения оставались более-менее стабильными, хотя и не эволюционировали существенно, то динамика двусторонних политических отношений значительно снизилась за последние пять лет. Отчасти это результат приоритезации странами непосредственно регионального измерения внешней политики, хотя общим знаменателем и Украины и Южной Кореи были США. К тому же Украина и Южная Корея - страны, у которых не пересекаются геополитические интересы, отсутствует борьба за сферы влияния, как и исторические претензии. С другой стороны, именно эти данные следует обернуть на пользу развития политических отношений, которые при должных усилиях будут характеризоваться стабильностью, предсказуемостью, неконфликтностью.
Отдельно следует упомянуть о концепции внешней политики Республики Корея «Евразийская инициатива», основная цель которой – создание мирного сообщества на основе экономического сотрудничества и совместных инноваций. «Евразийская инициатива» предусматривает многостороннее экономическое сотрудничество на территории евразийского континента, в рамках которого должен быть сформирован транс-евразийский коридор, включающий магистральные газопроводы, логистическую, транспортную и энергетическую сеть. Украина находится на перекрестке транс-европейской транспортной логистики и имеет хорошие предпосылки для того, чтобы стать частью коридора для доставки товаров из стран ЕС в азиатские страны и государства Северо-Восточной Азии.
Обеспечение регулярности украинско-корейского политического диалога на высоком уровне должно стать одной из основных составляющих нашей политики в отношении Южной Кореи в политической сфере. Высокий уровень политических контактов с Украиной станет сигналом для южнокорейского бизнеса относительно возможности развивать экономические проекты, инвестировать средства в нашу экономику после окончания войны.
Одним из возможных инструментов налаживания политического диалога может стать попытка уделить внимание проблемам Южной Кореи, в частности, экзистенциальной угрозе, которая исходит от КНДР и северокорейской ядерной программы. На сегодняшний день формат «шестисторонних» переговоров урегулирования северокорейской проблемы исчерпался и очевидна необходимость новых инициатив. Украина, которая просит понимания к национальным проблемам, более активной поддержки в противостоянии с Россией (которую в Южной Корее не трактуют как угрозу национальной безопасности), могла бы предложить политическую и дипломатическую поддержку Сеулу и инициировать новый формат решения проблемы по КНДР. В Украине осознают нюансы сосуществования с ядерным соседом, руководство которого непредсказуемо и принимает иррациональные решения, а значит у Украины и Южной Кореи есть некий общий знаменатель. Этот же факт дает Киеву справедливую мотивацию для участия в новом формате переговоров.
У двух стран есть возможности и в культурно-гуманитарной сфере. Украинские и южнокорейские высшие учебные заведения плодотворно сотрудничают, а студенческие и научные обмены были повседневной практикой до начала полномасштабного вторжения РФ в Украину, которую будет логично возобновить после завершения войны. Важным элементом двустороннего сотрудничества в сфере образования является функционирование в одном из ведущих ЗВО Республики Корея – Университет иностранных языков Ханкук – единственного в стране факультета украиноведения, где около 100 корейских студентов изучают украинский язык, историю и культуру. Студенты проходят языковую стажировку в Киевском национальном университете им. Шевченко.
Южная Корея реализует в Украине множество культурных, образовательных проектов: предоставление бесплатных грантов для обучения украинских студентов, бесплатное преподавание корейского языка при Корейском образовательном центре в Киеве, проведение музыкальных фестивалей и конкурсов на территории Украины. В свою очередь, Украина должна использовать потенциал украинцев, проживающих и учащихся в Южной Корее для создания нового и современного нарратива, связанного с восприятием Украины и украинцев, используя возможности социальных сетей, местного телевидения и т.д. В День вышиванки, кстати, Елена Зеленская встретилась с представителями украинской диаспоры, которая составлят около 2 тысяч человек.
Важным аспектом гуманитарного сотрудничества являются вопросы, связанные с этническими корейцами, проживающими на территории Украины. До полномасштабного вторжения РФ в Украине засчитывалось около 35 тыс. представителей корейского национального сообщества. Несмотря на то, что большинство этнических корейцев хорошо интегрированы в украинское общество, многие приехавшие в Украину из других стран мигранты имели определенные проблемы с правовым статусом – отсутствие гражданства Украины или разрешения на постоянное проживание. Около 30 тыс. граждан Украины имеют корейское происхождение, что свидетельствует о культурных и исторических связях между нашими странами.
Таким образом, Украина и Южная Корея имеют внушительный потенциал для развития двухсторонних отношений, который важно раскрывать уже сейчас - при консервативной администрации Юн Сок Ёля, открыто поддерживающего Украину в войне, потому как при другом политическом раскладе, будь у власти демократы, отношение у Украине, вероятно, было бы другим.