На прошлой неделе произошло чрезвычайно интересное событие. Естественно, в США. Нет, это не выступление Порошенко или Путина. Это не демонстрация флага, которая оставляет единственный вопрос «зачем?!». Это — простая фотография. Лукашенко с младшим сыном и Обама с супругой. На приёме от имени президента США. На первый взгляд всё обыденно.

Если бы не несколько фактов:

  • Александр Лукашенко всё ещё находится под персональными санкциями ЕС и США. И ему запрещён въезд на территорию штатов. Да, сессия Генеральной Ассамблеи ООН – исключение. Но вот беда — приём от имени президента США не входит в перечень мероприятий в рамках ООН. И американский президент «сам решает» кого позвать.

  • На упомянутом приёме Российская Федерация была, мягко говоря, слабо представлена

  • Комментируя события в Сирии Барак Обама заявил, что «на стороне России только Асад и Иран. Остальной мир с нами». Странно, ведь Беларусь — ближайший союзник Кремля. Причём это закреплено в официальных документах – двусторонних соглашениях. Но Лукашенко не попал «в список Обамы».

  • Всё это происходит фактически за неделю до президентских выборов в Беларуси. И такое фото, если перевести с языка дипломатических сигналов – более чем просто выражение поддержки. Особенно, учитывая всё вышесказанное.

Согласитесь, странно выглядит, когда президент США приглашает на своё мероприятие человека, которому с США вроде как и въезд запрещён. Не менее странным выглядит и позиция беларуского МИД. Фото появилось как бы «между прочим». Последним в череде снимков фото подборки о поездке Лукашенко в ООН. Такой подход кардинально отличается от беларуской практики освещения международных встреч президента. Учитывая ограниченность в контактах (санкции есть санкции) каждая встреча с представителем развитых стран подаётся населению как «дипломатический прорыв». Да что уж там говорить, случайное рукопожатие с предыдущим президентом США на саммите ОБСЕ в середине 2000-х подавалось чуть ли не как доверительная беседа. А тут — тихо и спокойно. Парадокс — разговор с президентом Египта освещался более подробно, чем последовавший за ним приём у президента США.

Возникают два вопроса:

1. Почему Обама пригласил Лукашенко на приём, нарушая при этом законы собственной страны (санкции — закон, принятый Конгрессом)?

2. Почему Лукашенко не особо распространяется об этом факте?

Элементы большой игры, или как готовить фотографии

Как известно, ничего в этом мире не происходит просто так. И вот тут мы подходим к цепочке событий, которые предшествовали появлению этого фото. О них писал целые тексты, поэтому упомяну кратко — списком:

  1. Беларусь находится в серьёзной зависимости от Кремля. Но эта зависимость пугает Лукашенко. Начало евроинтеграции Украины создало предпосылки к изменению ситуации. Далее всё логично. О том, что Беларусь в будущем (тогда ещё будущем) кризисе не будет играть на стороне Кремля писал ещё в конце 2013 г. Беларусь планомерно готовила почву и ждала своего шанса. Он наступил.
  2. Развитие кризиса и агрессивная политика Кремля только расширила возможности Беларуси. С одной стороны она решала свои вопросы, с другой делала всё возможное, чтобы «проект Украина» состоялся. Вплоть до прямой поддержки стабильности валютной системы – выводя из Украины «лишнюю» гривну. И тем самым начала игру на выход из российской сферы влияния.
  3. От экономических вопросов Лукашенко перешёл к прямой военной помощи. Начиная от «слива» планов передвижения российских войск (именно поэтому посла Ежеля так долго не снимали – он был в схеме) и заканчивая прямой поддержкой — продажей техники и технологий. Это пока «друзья» Украины долго и красиво обсуждали стоит ли вообще передавать Киеву хоть какое вооружение. Даже товары двойного назначения. Получилось забавно — Россия перекидывает в Украину живую силу и технику. Ближайший её союзник – Беларусь – передаёт Украине средства с помощью которых можно успешно утилизировать российских граждан и российское вооружение на украинской земле.
  4. Беларусь начала создавать площадки для дискуссий. На первый взгляд лишь как посредник. На самом деле, входя в процессы как участник. Занимая свою позицию. Начиная от первой встречи — ТС-ЕС-Украина.. Минск не стесняется предлагать себя как надёжного партнёра. Вплоть до участия в миротворческих миссиях.
  5. На этом фоне Беларусь предлагает западным странам свой пакет реформ. Концепцию, которая, в отличие от украинских разговоров о реформах, выглядит целостной, последовательной и во многом опирается на собственные ресурсы государства. Расчёт прост — войти отдельной статьёй (можно даже «иные расходы») в бюджет поддержки реформирования Украины.
  6. При этом Лукашенко не заинтересован в резком изменении внутриполитической ситуации в своей стране. Его интерес прост – ввести «вопрос Беларуси» в повестку дня основных игроков. И, самое главное, отделить «вопрос Беларуси» от «вопроса Лукашенко». В данной схеме существенная роль отводится лоббистам интересов Минска из числа известных политиков. С ними проводятся серьёзные консультации «за закрытыми дверьми».

    Популярні новини зараз

    В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться

    У 2024 році в Україні розпочалася Третя світова війна, - Залужний

    Українцям оприлюднили тариф на газ з 1 грудня: скільки коштуватиме один кубометр

    Путін скоригував умови припинення війни з Україною

    Показати ще
  7. Лукашенко демонстрирует (на деле, а не красивыми выступлениями) готовность к сотрудничеству. ЕС и США это видят и посылают ответные сигналы. В том числе «внезапное» снятие санкций с части беларуских предприятий.
  8. Заканчивается это всё фактически победой беларуской дипломатии. Вопрос уже не стоит «при каких условиях снимутся санкции». Он перешёл в плоскость «когда». Но санкции — лишь часть желаемого. Лукашенко нужны технологии, деньги на их разработку и внедрение, спокойный фон для реформ страны. И, самое главное, своё место в новом раскладе сил. В регионе и мире. Да, именно, так, весьма амбициозно и смело.

Фото Путину не нравится? «А шо делать?…»

Естественно, такие пируэты беларуской дипломатии вряд ли нравятся Кремлю. Но, увы, быстро сделать Путин уже ничего не может. Нет ресурсов. В первую очередь политического ресурса. Парадокс, но создались условия, когда попытка аннексии территории «ближайшего союзника Кремля» может вызвать резкую реакцию других игроков. Политики и ЕС и США отдают себе отчёт в том, что Лукашенко — «редкостный с***н сын». Но он уже почти «свой с***н сын». И если беларуский президент будет сопротивляться — есть готовность выступить на его защиту.

У Путина оставался ещё один шанс — воспользоваться внутриполитической кухней Беларуси. 11 октября – выборы президента. Что Россия и сделала – как минимум двое из четырёх кандидатов в президенты — явно пророссийские. А за организацией, выдвинувшей «демократического кандидата», ещё с 2010 тянется попахивающий российскими деньгами шлейф непонятных источников финансирования.

Естественно, Лукашенко это видит. И готовится. В том числе, нейтрализуя потенциальных серых кардиналов из сопредельного государства. Это и аресты бизнесменов, связанных с Москвой. И достаточно интересное заявление КГБ о задержании шпиона, работавшего «не на запад».

И вот тут вернёмся к отношениям с США. Понимая бесперспективность работы с беларуской оппозицией в её теперешнем виде, штаты начали работу с Лукашенко. Тем более, что тот сам давал поводы. К слову, США первыми ослабили санкции, наложенные на беларуские предприятия. Не просто так. Недавно стал известен прелюбопытнейший факт. Беларусь участвует и в сирийском кризисе. Причём достаточно активно. И, что уже привычно для беларуской политики, совмещая финансовую прибыль с получением политических дивидендов.

Итак, как известно Россия поставляет Асаду вооружение. А с недавних пор и зелёных человечков. У сирийских властей появляются российские танки и БТР. И вот забавно, у сирийской оппозиции появляются ПТУРСы, закупленные США через болгарских посредников… в Беларуси. Сегодня в небе Сирии летают российские самолёты. Знаете, я не удивлюсь если у сирийской оппозиции вдруг материализуются ПЗРК и ЗРК. След которых вновь приведёт на берега Нёмана.

Схема привычна. Россия ввязывается в очередной конфликт. А её ближайший союзник — Лукашенко – делает всё возможное, чтобы из далёких земель вернулось домой как можно меньше русских солдат и русской техники. Делает не бесплатно — за деньги американских налогоплательщиков. Но такова суть беларуской политики — если есть возможность маленького гешефта — таки грех её упускать.

Таким образом Лукашенко вдруг и сразу становится существенной фигурой в партии, которую разыгрывают США в регионе. И при этом руководство супердержавы не гнушается публично продемонстрировать свою позицию в отношении, уже видимо окончательно бывшего «последнего диктатора Европы». Обама не лукавил, исключая Беларусь из списка «союзников Кремля в Сирии» – дела важнее слов. А ПТУРСы — хорошая демонстрация намерений.

Realpolitik или рецепт от диктатора «Как стать другом США»

Естественно, ни Обама ни кто другой не будут публично высказываться о «хорошем Лукашенко — отце беларуской демократии». Но реальная политика диктует свои правила. И Лукашенко их понимает. Он знает, что договорённости заключаются «за обедом», «на приёмах», «встречах не для прессы». А публичные выступления… так пыль. И партнёрство, желание сотрудничать достигается реальными поступками, предложениями. Но не красивыми выступлениями. Если не договорились «рабочие группы», то выражаясь в русле последних демаршей украинских политиков «поздно флагами махать».

Вот о конкретике и поговорим. Итак, сейчас уже ясно, что:

  1. План Лукашенко по выходу из-под санкций сработал. И ЕС и США оценили реальные дела Беларуси. И спокойно воспринимают пророссийскую риторику беларуского президента. Ещё бы, ведь получается как в анекдоте «Не люблю я русских. – И зря, батенька, просто вы не умеете их готовить». Лукашенко русских любит.

  2. Украинский кризис показал беспомощность системы принятия решений внутри ЕС. И Лукашенко сделал свой выбор: свою концепцию встраивания Беларуси в региональную систему сил он предлагает в первую очередь США. А так же Великобритании. Которая так не же в восторге от дипломатических «а давай поговорим» в исполнении Меркель и Оланда. Оговорка для тех кто не в курсе: Соединённое Королевство уже год как второй по величине торговый партнёр Беларуси. И это при том, что санкции «против беларуского режима» никто не отменял. Странно, смотря над развитием европейского вектора торговли я иногда задаюсь вопросом: «так кто договор об ассоциации подписал: Киев или Минск»?

  3. Лукашенко постоянно создаёт новые площадки для диалога. Причём в достаточно рисковых областях. Украина, Сирия, загрузка портов стран Балтии, создание независимого от РФ транспортного коридора «север-юг». И многое другое. Он не говорит, а делает. И, как в Библии, по делам его судят.

  4. В Нью Йорке Лукашенко встречался с Раулем Кастро. Речь шла об участии беларусов в постройке (восстановлении) объектов инфраструктуры. И вот занимательно, перечень тем (по крайней мере того, что имею на руках я) странным образом близок к перечню тем возможного сотрудничества США и «острова Свободы».

  5. Лукашенко смог снять с повестки вопрос демократизации своего режима. Частично виновна в этом и оппозиционные силы в Беларуси. Существующий режим смог создать систему, которая оставила оппонентов без притока новых людей. И 2014-15 гг. прошли под девизом «кризис жанра». Оппоненты Лукашенко не смогли предложить ни обществу ни внешним игрокам внятную концепцию своих действий. И продолжили красиво говорить о демократии, правах человека и рыночной экономике. Но разговоры утомляют. Пример той же Украины — «правительство реформаторов» за полтора года порядком достало всех «разговорами о реформах». В Беларуси ситуация ещё хуже — разговоры о смене режима и демократизации идут более 20 лет. Красивые разговоры. Но их на хлеб не намажешь. Результат — снижение уровня контактов с лидерами демократических партий. И последний год — резкое повышение этого самого уровня в отношении команды Лукашенко.

  6. При этом, не имея ресурсов, Лукашенко умудряется местами выступать на переговорах «с позиции силы». Типичный пример — привод в экономику китайских технологий. И ненавязчивое предложение типа «мы всё равно будем реформироваться. Но вы можете обеспечить себе присутствие и влияние. А можете отдать всё Китаю». Блеф. Во многом да. Но он работает.

  7. На фоне вышесказанного Лукашенко удачно продаёт западу свою концепцию реформ. И скорее всего (если не повториться ошибка 2010 г. с разгоном акций протеста и массовыми посадками), план будет куплен. И Украина получит соседа-конкурента в реформировании экономики.

  8. США склонны к тому, чтобы оказать поддержку Лукашенко в случае конфликта с Москвой. Именно поэтому и возникло фото с Обамой. «Закрытая вечеринка друзей американского президента» на которой присутствует беларуский диктатор с младшим сыном – хороший намёк. Особенно, учитывая, что на этом мероприятии «русских не очень то и ждали».

Вернёмся к фату приёма. Естественно, во время трапезы и «культурной программы» обсуждались различные вопросы. Возможно были достигнуты и некоторые договорённости. Но в данном случае интересно другое. В своё время я писал текст о том, как Украина может «прибавить себе субъектности» за счёт беларуского вопроса. Реальность возможно уже несколько другая. Киев проспал момент (или промахал флагом). Беларуский диктатор уже не нуждается в посредниках, чтобы предложить США темы для обсуждений. Именно предложить, а не ожидать инициативы из Госдепа.

Вводные для Украины или не болтать, а видеть возможности

Однако посыпать голову пеплам Украине не стоит. Возможное удачное завершение такого кульбита беларуской политики несёт в себе ряд преимуществ для Киева. В частности:

  1. Продолжать (или скорее начинать) выступать посредником в диалоге Минска с ЕС. Тут есть, конечно, и другие адвокаты дьявола. Та же Грибаускайте. Но ключевым может стать не «просить за бедного диктатора», а вырабатывать с ним, литовцами, поляками, региональные схемы взаимодействия. И продавать уже их. Не получится у самих — команда усатого беларуса за последние годы поднаторела на таких продажах. Главное чтобы Киев предлагал повестки а не ожидал формирование схем и предложений со стороны партнёров. Иначе вместо Оланда и Меркель обсуждать региональную политику Киева будет троица Грибаускайте-Дуда-Лукашенко.

  2. Инициировать ряд инфраструктурных проектов, которые окажут влияние на весь регион. Это может быть энергетика, логистика, рынок продуктов в конце концов. Но действительно «золотой акцией» Киева могут стать военные технологии. ВПК сохранил значительный научный потенциал. Но вот беда – потерял производственные мощности. Беларусь, Литва, Польша в данном случае удачно дополняют схему. Их научные разработки (в первую очередь беларуские) не пересекаются с украинскими (оптика, РЭБ, БЛПА, точное оружие). А вот производственные мощности позволяют легко выполнять работы по запуску того или иного оружия в серию. Хаб из ВПК 4-х стран – весьма выгодное предложение. Не столько Европе, сколько США. Ведь оружие необходимо не только на сирийском фронте. И заказы будут. Да и «подвинуть» российскую оборонку 4 государства в силе.

  3. Работать над кадрами в Беларуси. Да, именно так. Поддерживая Лукашенко ни США, ни страны ЕС не рассчитывают на его «демократичность и верность идеалам». Лукашенко по сути своей талантливый контрабандист: видит выгоду, зарабатывает, даёт заработать другим. И старается всем быть нужным — это гарантия личной безопасности. Почему работают с ним? А больше не с кем. Но готовить смену надо. И это вопрос не одного года (учитывая теперешнее удручающее состояние беларуской оппозиции). Вот тут Украина вполне может предложить свои услуги и Брюсселю и Вашингтону.

  4. Просто учиться. Наконец понять, что вместо разговоров «о прекрасном и доскональном» партнёрам стоит предлагать что-то конкретное. Пусть не такое прекрасное, но работающее и дающее результат. А так же не бояться создавать свои площадки для обсуждения. И иногда идти на жёсткий диалог. В том числе с шантажом. Что может предложить Украина? Да вот примеры, приходящие в голову по мере набора текста: «кураторство» над проблемой ПМР и влияние на Молдову, вход на Балканы в качестве политической, культурной альтернативы РФ, та же Сирия. И, наконец, миротворческие миссии и участие в создании инфраструктуры в африканских государствах (за деньги той же ООН). С последним, правда придётся поконкурировать с тем же Лукашенко. Если кто не знает — беларусы работают в Венесуэле, Иране, Туркменистане, Вьетнаме. Не «заробитчане» — компании. И сейчас, судя по всему будут работать на Кубе. И возможно за американские деньги.

Как-то так…
Ах, да, тему кризиса беларуской оппозиции опишу в ближайшем тексте. Ещё один текст, как Украина может работать по «беларускому вопросу», думаю, сделаю после выборов Лукашенко (думаю никто не сомневается что их можно назвать так). Именно тогда произойдёт ряд событий, которые расставят точки над і. Теперь вроде всё.

____________

Текст заказной? Ага! Заказчиками могут считать себя все, перечислившие умеренную сумму автору.

Зачем прошу? Всё просто. Текст — это продукт. Продукт понравился – Не откажусь от «спасибо». Принимается лайком, словом либо копейкой.

Что касается трат то, поскольку живу в Украине, считаю себя обязанным поделиться подобными «гонорарами». Частично с теми, кто защищает и мою жизнь. Частично с теми, о ком должно (но пока не может в должной мере) заботится украинское общество.

Поэтому:

Полученные деньги идут мне на пиво а так же:

1. пересылаются одному из отрядов спецназа ВМС Украины

2. Тратятся на подарки или угощения детям из Ворзельского детского дома.

Реквизиты:

Карточка привата: 5168 7423 0834 3288

Вебмани: U247333217329 или Z293974971904