Главными событиями 2012 года в Румынии стал политический кризис, приведший к смене правительства и неудачной попытке смены президента, и парламентские выборы, на которых Социал-либеральный союз одержал уверенную победу
Сворачивание кредитования иностранными банками, уменьшение доходов бюджета, а также падение уровня доходов румынских граждан, работающих в других странах Евросоюза, заставили правительство Румынии принять ряд очень непопулярных мер и сильно урезать социальные программы. Румынские газеты писали, что «социальное государство умерло» и оппозиция не могла не воспользоваться этой ситуацией.
Коалиция оппозиционных сил, Социал-либеральный союз, была сформирована из идеологически далеких партий: левых социал-демократов и правых либералов. Фактически у объединенной оппозиции не существовало общей программы, однако общее желание сместить президента и воспользоваться протестными настроениями электората оказалось достаточным для достижения политического успеха.
Весной оппозиция смогла сформировать парламентское большинство, в которое влилось большое количество «перебежчиков» из правящей коалиции. Правительство Траяна Унгуряну, бывшего руководителя Службы внешней разведки Румынии, получило вотум недоверия, и его место занял кабинет, сформированный лидером оппозиции Виктором Понтой. Эта ситуация только обострила политический конфликт между президентом и оппозицией.
Кульминацией конфликта стала попытка импичмента президента Бэсеску. Несмотря на то что 87% избирателей, участвовавших в референдуме по вопросу импичмента проголосовали за отставку президента, Конституционный суд Румынии признал референдум несостоявшимся, а Бэсеску сохранил свое кресло. Решение Конституционного суда было отрицательно воспринято значительной частью общества, так как создалось впечатление, что Конституционный суд действовал по указке президента и самовольно установил необходимость преодоления 50%-го порога явки для признания результатов референдума.
В период максимальной политической напряженности представители Евросоюза и США открыто вмешивались во внутриполитический конфликт и явно поддерживали президента Бэсеску. Посол США обвинял оппозицию в нарушении законодательства и принципов правового государства, а председатель Еврокомиссии Жозе Баррозу заставил премьера Виктора Понту признать поражение на референдуме и прекратить попытки смещения президента. Госдепартамент США прислал в Бухарест специального представителя — Филиппа Гордона, который провел «воспитательные беседы» с лидерами оппозиции, а также заявил, что «существуют обоснованные подозрения в серьезных нарушениях закона», которые якобы имели место в процессе голосования на референдуме, однако за последующие месяцы документальных подтверждений этих обвинений так и не нашлось.
Столь жесткое и грубое вмешательства Запада во внутренние дела Румынии и поддержка, оказанная непопулярному президенту Бэсеску, не могла не сказаться на общественном восприятии Запада. В общественном сознании Траян Бэсеску ассоциировался прежде всего с экономическими трудностями и сворачиванием социальных программ, а Запад теперь стал ассоциироваться с поддержкой Траяна Бэсеску.
В результате выстроилось логичная ассоциативная цепь: бедность — Бэсеску — Запад. Важную роль в процессе зарождения антизападных и евроскептических настроений в обществе сыграло неприкрытое пренебрежение, с которым представители Евросоюза и США отнеслись к результатам народного волеизъявления. В стране, которая всегда считалась проамериканской и проевропейской, евроскептицизм и антиамериканизм вошли в моду.
Главным событием конца года стали парламентские выборы, на которых Социал-либеральный союз получил более 60% голосов избирателей. Несмотря на сравнительно низкую явку, протестный электорат обеспечил победу оппозиции. Оппозиция сформировала новое правительство, однако для той части электората, которая надеялась на окончательную победу над Траяном Бэсеску, вкус победы оказался горьким, сообщает TV7.
После того как посол США нанес «неформальный визит» будущему премьеру, Виктор Понта согласился на подписание некоего «пакта о сосуществовании», в котором оговорены многочисленные ограничения, которые берет на себя новое правительство. Фактически президент становится абсолютно неприкосновенным, а его прерогативы значительно увеличиваются. Такое развитие событий не могло не привести к усилению антизападных настроений в румынском обществе.